Меню

Три грации рубенс артрит

Рубенс – одна из первых жертв ревматоидного артрита в Европе?

by Ieva Lībiete · 20 апреля, 2016

Д-р мед., руководитель Отдела исследовательской и экспозиционной работы Музея Истории медицины им. П. Страдиня, ассистент Института Истории медицины Рижского Университета им. П. Страдиня

Ревматоидный артрит – хроническое воспалительное аутоиммунное заболевание, которое вызывает изменения многих систем органов, однако наиболее характерное, визуально заметное проявление болезни – это постоянное воспаление и отек суставов, их деформация, обычно симметричная. До сих пор причины заболевания до конца неизвестны, и не менее загадочна история самого заболевания. Это показывает анализ древних медицинских текстов и анализ скелетов наших предков, а также поиски визуального проявления заболевания на картинах эпохи Возрождения.

Теории происхождения заболевания

Несмотря на объемные исследования, среди ученых нет единогласного мнения о древности и историческом происхождении ревматоидного артрита. На данный момент доминируют три научные теории. Одна группа ученых считает, что ревматоидный артрит – это современное заболевание, которое появилось только в 18-м веке. Свое мнение они обосновывают неоспоримым фактом, что проявления заболевания впервые медицински точно были описаны в диссертации врача Августина-Якоба Ландре-Бовэ в 1800 году, а также тем, что в костном материале древних жителей Европы до сих пор не были найдены убедительные доказательства существования этого заболевания, а другие патологии скелета, такие как анкилозирующий спондилит и спондилоартрит, оставили неоспоримые доказательства в костных материалах еще с доисторических времен.

Другая часть ученых считает, что наши предки болели ревматоидным артритом, но это не было распространенным заболеванием, так как отдельная диагностическая категория опознана и описана только в начале 19-го века.

Третья – новая, но довольно хорошо обоснованная – теория утверждает, что ревматоидный артрит развился среди популяции аборигенов Северной Америки, попав в Европу с товарами и путешественниками после открытия Америки в 1492 году. В основе этой теории лежат обширные исследования скелетов индейцев, которые, в отличие от оспоримых доказательств из Европы, убедительно демонстрируют признаки заболевания уже тысячи лет назад. Эту теорию стараются обосновать и искусством эпохи Возрождения, в котором исследователи пытаются найти указания на существование заболевания уже в 16–17-м вв.

Уже с 80-х годов 20-го века фигурирует пока что недоказанная, но увлекательная теория о знаменитом фламандском художнике Рубенсе как об одном из первых известных больных ревматоидным артритом в Европе.

Признаки болезни на картинах Рубенса

Питер Пауль Рубенс, «Три Грации»

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) был признанным художником, чей талант был оценен еще при жизни. К тому же Рубенс был очень продуктивным художником. Для того чтобы выполнить все заказы, в его студии работало много помощников; на многих картинах он дорисовывал лишь лица, руки и добавлял последние акценты. Исследователи Рубенса заметили одну интересную особенность на картинах, написанных в последние 30 лет жизни художника. Обследование рук нарисованных персонажей вызывает подозрение, что у некоторых из них были характерные признаки ревматоидного артрита.

Читайте также:  Деринат в лечении артрита

Один из чаще всего упоминаемых примеров ревматоидного артрита в творчестве Рубенса – картина «Три Грации», которую он написал уже в конце своей жизни, в 1638 году. На первый взгляд правая рука женщины слева кажется неправильно нарисованной, что маловероятно, учитывая мастерство Рубенса. Думается, что причина в чем-то другом и это не случайность. Пальцы нарисованы анатомически неестественно. Суставы пальцев ладони одновременно согнуты и разогнуты, что для нормального положения пальцев невозможно. И хотя настолько неестественное положение пальцев могло быть следствием травмы, это маловероятно, учитывая, что деформированы все пальцы. Такая деформация указывает, что художник, скорее всего, здесь изобразил руку, затронутую болезнью.

И хотя Рубенс писал в характерной для того времени манере реализма, часто в портретах на заказ для удовлетворения требований клиента художники могли не изобразить какие-то менее привлекательные особенности тела, например бородавки, прыщи и так далее. То, что в его работах появляется характерная для ревматоидного артрита особенность без какого-либо выраженного контекста, заставляет задать вопрос – почему так? Есть ли у этого какой-то тайный смысл?

Интригующая теория

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет»

Интересную теорию, которая доказывает, что заболевание пришло из Нового Света вместе с торговлей, товарами, но также и ранее неизвестными болезнями, в 80-х годах 20-го века выдвинул бельгийский ревматолог, профессор Тьерри Апельбум. Он утверждал, что живущий в оживленном городе Антверпене Рубенс сам мог быть первой известной жертвой нового заболевания в Европе.

Биография Рубенса свидетельствует, что он страдал хроническим воспалительным заболеванием суставов, которое в то время называли подагрическим ревматизмом и которое затронуло несколько его суставов – запястья, стопы и колени. Иногда «ревматизм» приковывал его к кровати, и ничто не могло облегчить боль. Нередко заболевание настолько обострялось, что не позволяло ему работать. Интерпретируя данные биографии Рубенса, принято считать, что болезненным недугом, мучившим художника, действительно была подагра. Но Апельбум не исключает возможности, что у художника все-таки был ревматоидный артрит, который он знал настолько хорошо, что изображал на своих картинах. На автопортретах Рубенс чаще всего не изображал своих рук. Здесь уместен вопрос – не прятал ли он их? Исключение составляет последний автопортрет 1639 года, на котором видна левая рука художника. Но и она не дорисована до конца, несколько пальцев как бы прячутся в складках одежды. Но заинтересованный наблюдатель может заметить отекшие суставы ладони и деформацию суставов пальцев.

Читайте также:  Лимфостаз при ревматоидном артрите

Апельбум выдвигает более интересную версию. Он считает, что разные деформации суставов руки из-за заболевания, которые видны на поздних картинах Рубенса, – это не реалистическое отображение людей, а скорее особенный «автограф» художника, потому что идентичные ревматоидному артриту поражения появляются у разных людей на разных картинах. Такое совпадение очень маловероятно; более вероятно, что Рубенс на своих картинах изображал прогрессирование собственного заболевания. О том, что Рубенс «закодировал» свое заболевание, свидетельствует и то, что на картинах раннего периода видны легкие признаки ревматоидного артрита, а на поздних заметно постепенное развитие заболевания. Изучив ряд работ Рубенса, Апельбум, по его мнению, открыл, что патологии, которые видны на полотнах, начинаются с отека отдельного сустава пальца руки на картинах первого десятилетия 17-го века и заканчиваются выраженной деформацией запястья и пальцев художника на работах последних лет.

Историки выяснили, что такого рода детали редко наблюдаются в работах современников Рубенса, поэтому, скорее всего, это не связано с определенным жанром искусства, а с самим Рубенсом или, возможно, с кем-то из его постоянных сотрудников, который таким образом пытался оставить свидетельства о своем мучительном заболевании.

Источник статьи: http://kauluveseliba.lv/ru/%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D0%B7-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2-%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE/

Холст. Масло. Артрит.

Произведения живописи великих мастеров прошлого – не просто художественное наследие. Это и исторические документы, запечатлевшие все нюансы своей эпохи. В том числе и состояние здоровья людей, ведь художники изображали своих натурщиц и натурщиков подробно и тщательно. И одно из заболеваний, историю которого можно попробовать проследить по картинам – ревматоидный артрит.

Первое медицинское описание заболевания, уродующего мелкие суставы, относится к концу XVIII века. Тем не менее, есть основания полагать, что европейцы познакомились с ревматоидным артритом как минимум на пару веков раньше. Существует гипотеза, что заболевание, причина которого до сих пор неизвестна, было завезено из Нового Света. Самые древние останки с характерными поражениями суставов кисти и стопы обнаружены в штате Теннесси на территории США, датируют их предположительно 4500 г до н.э.

Предполагается также, что ревматоидный артрит может иметь трансмиссивную природу, что могло бы объяснить самую настоящую эпидемию этого недуга, поразившего европейцев в эпоху Возрождения. Выходит также, что первичным очагом была Фландрия, один из наиболее активных контактеров с Новым Светом. Именно на картинах фламандских художников раньше всех появляются персонажи с характерными изменениями суставов кисти.

Читайте также:  Можно ли много ходить при артрите коленного сустава

Одним из ярчайших представителей антверпенской школы был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Известно, что он страдал неким заболеванием, которое постепенно уменьшало подвижность мелких суставов и существенно затрудняло рисование. Среди возможных причин называются подагра, ревматическая лихорадка и ревматоидный артрит. В пользу последней версии говорит тот факт, что у многих его современников, бывших моделями для картин Рубенса, наблюдалась сходная симптоматика.

Например, его последняя жена Елена Фурман, на которой художник женился 1630 году (ей тогда было 16 лет), позировала для «Трех граций» (1638 г). Если внимательно присмотреться к рукам граций, можно заметить характерные изменения, свидетельствующие о наличии ревматоидного артрита.

То же самое можно заметить у натурщиков, ставших персонажами картин Рубенса «Чудо Святого Игнатия Лойолы» (1620 г):

и «Поклонение волхвов» (1629 г):

Симптомы заболевания присутствуют на картинах другого фламандского художника, Якоба Йорданса (1593-1678). Так, у служанки, запечатленной на заднем плане на холсте «Семья Йорданс в саду» (1621 год), вполне можно предположить ревматоидный артрит.

Однако такие персонажи можно найти и у более ранних фламандцев, например, на картинах Яна Госсарта (1479-1541) по прозвищу Мабюз, Юстуса ван Гента (вторая половина XV века), и даже Яна ван Эйка (1385-1441), что отодвигает начало эпидемии ревматоидного артрита, если таковая действительно имела место, максимально близко к временам судьбоносных путешествий Колумба.

Ян ван Эйк, «Богоматерь каноника ван дер Пале», 1436, музей Гронинге, Брюгге, Бельгия. Признаки ревматоидного артрита заметны на кистях рук пожилого каноника в белом, опустившегося на колени:

Ян Госсарт, фрагмент триптиха «Жертвователи», 1532, Национальный музей, Брюссель, Бельгия. Характерная деформация пальцев – у мужчины слева:

Впрочем, повторюсь, всё это лишь предположения и гипотезы, пока что не получившие должного подкрепления фактами и потому не перешедшие в ранг теорий. Это касается как времени знакомства человечества с заболеванием, так и его причин, насчет которых наука до сих пор не в курсе дела.

А так выглядит деформация вживую:

Источники:
1. Arthritis in Flemish paintings // Br Med J 1977;1:1414
2. Hypothesis: Rubens—one of the first victims of an epidemic of rheumatoid arthritis that started in the 16th–17th century? // Rheumatology 2005;44:681–683

Источник статьи: http://med-history.livejournal.com/24262.html