Меню

У кого из художников был артрит

Рубенс – одна из первых жертв ревматоидного артрита в Европе?

by Ieva Lībiete · 20 апреля, 2016

Д-р мед., руководитель Отдела исследовательской и экспозиционной работы Музея Истории медицины им. П. Страдиня, ассистент Института Истории медицины Рижского Университета им. П. Страдиня

Ревматоидный артрит – хроническое воспалительное аутоиммунное заболевание, которое вызывает изменения многих систем органов, однако наиболее характерное, визуально заметное проявление болезни – это постоянное воспаление и отек суставов, их деформация, обычно симметричная. До сих пор причины заболевания до конца неизвестны, и не менее загадочна история самого заболевания. Это показывает анализ древних медицинских текстов и анализ скелетов наших предков, а также поиски визуального проявления заболевания на картинах эпохи Возрождения.

Теории происхождения заболевания

Несмотря на объемные исследования, среди ученых нет единогласного мнения о древности и историческом происхождении ревматоидного артрита. На данный момент доминируют три научные теории. Одна группа ученых считает, что ревматоидный артрит – это современное заболевание, которое появилось только в 18-м веке. Свое мнение они обосновывают неоспоримым фактом, что проявления заболевания впервые медицински точно были описаны в диссертации врача Августина-Якоба Ландре-Бовэ в 1800 году, а также тем, что в костном материале древних жителей Европы до сих пор не были найдены убедительные доказательства существования этого заболевания, а другие патологии скелета, такие как анкилозирующий спондилит и спондилоартрит, оставили неоспоримые доказательства в костных материалах еще с доисторических времен.

Другая часть ученых считает, что наши предки болели ревматоидным артритом, но это не было распространенным заболеванием, так как отдельная диагностическая категория опознана и описана только в начале 19-го века.

Третья – новая, но довольно хорошо обоснованная – теория утверждает, что ревматоидный артрит развился среди популяции аборигенов Северной Америки, попав в Европу с товарами и путешественниками после открытия Америки в 1492 году. В основе этой теории лежат обширные исследования скелетов индейцев, которые, в отличие от оспоримых доказательств из Европы, убедительно демонстрируют признаки заболевания уже тысячи лет назад. Эту теорию стараются обосновать и искусством эпохи Возрождения, в котором исследователи пытаются найти указания на существование заболевания уже в 16–17-м вв.

Уже с 80-х годов 20-го века фигурирует пока что недоказанная, но увлекательная теория о знаменитом фламандском художнике Рубенсе как об одном из первых известных больных ревматоидным артритом в Европе.

Признаки болезни на картинах Рубенса

Питер Пауль Рубенс, «Три Грации»

Питер Пауль Рубенс (1577–1640) был признанным художником, чей талант был оценен еще при жизни. К тому же Рубенс был очень продуктивным художником. Для того чтобы выполнить все заказы, в его студии работало много помощников; на многих картинах он дорисовывал лишь лица, руки и добавлял последние акценты. Исследователи Рубенса заметили одну интересную особенность на картинах, написанных в последние 30 лет жизни художника. Обследование рук нарисованных персонажей вызывает подозрение, что у некоторых из них были характерные признаки ревматоидного артрита.

Читайте также:  Питание собак при артрите

Один из чаще всего упоминаемых примеров ревматоидного артрита в творчестве Рубенса – картина «Три Грации», которую он написал уже в конце своей жизни, в 1638 году. На первый взгляд правая рука женщины слева кажется неправильно нарисованной, что маловероятно, учитывая мастерство Рубенса. Думается, что причина в чем-то другом и это не случайность. Пальцы нарисованы анатомически неестественно. Суставы пальцев ладони одновременно согнуты и разогнуты, что для нормального положения пальцев невозможно. И хотя настолько неестественное положение пальцев могло быть следствием травмы, это маловероятно, учитывая, что деформированы все пальцы. Такая деформация указывает, что художник, скорее всего, здесь изобразил руку, затронутую болезнью.

И хотя Рубенс писал в характерной для того времени манере реализма, часто в портретах на заказ для удовлетворения требований клиента художники могли не изобразить какие-то менее привлекательные особенности тела, например бородавки, прыщи и так далее. То, что в его работах появляется характерная для ревматоидного артрита особенность без какого-либо выраженного контекста, заставляет задать вопрос – почему так? Есть ли у этого какой-то тайный смысл?

Интригующая теория

Питер Пауль Рубенс, «Автопортрет»

Интересную теорию, которая доказывает, что заболевание пришло из Нового Света вместе с торговлей, товарами, но также и ранее неизвестными болезнями, в 80-х годах 20-го века выдвинул бельгийский ревматолог, профессор Тьерри Апельбум. Он утверждал, что живущий в оживленном городе Антверпене Рубенс сам мог быть первой известной жертвой нового заболевания в Европе.

Биография Рубенса свидетельствует, что он страдал хроническим воспалительным заболеванием суставов, которое в то время называли подагрическим ревматизмом и которое затронуло несколько его суставов – запястья, стопы и колени. Иногда «ревматизм» приковывал его к кровати, и ничто не могло облегчить боль. Нередко заболевание настолько обострялось, что не позволяло ему работать. Интерпретируя данные биографии Рубенса, принято считать, что болезненным недугом, мучившим художника, действительно была подагра. Но Апельбум не исключает возможности, что у художника все-таки был ревматоидный артрит, который он знал настолько хорошо, что изображал на своих картинах. На автопортретах Рубенс чаще всего не изображал своих рук. Здесь уместен вопрос – не прятал ли он их? Исключение составляет последний автопортрет 1639 года, на котором видна левая рука художника. Но и она не дорисована до конца, несколько пальцев как бы прячутся в складках одежды. Но заинтересованный наблюдатель может заметить отекшие суставы ладони и деформацию суставов пальцев.

Апельбум выдвигает более интересную версию. Он считает, что разные деформации суставов руки из-за заболевания, которые видны на поздних картинах Рубенса, – это не реалистическое отображение людей, а скорее особенный «автограф» художника, потому что идентичные ревматоидному артриту поражения появляются у разных людей на разных картинах. Такое совпадение очень маловероятно; более вероятно, что Рубенс на своих картинах изображал прогрессирование собственного заболевания. О том, что Рубенс «закодировал» свое заболевание, свидетельствует и то, что на картинах раннего периода видны легкие признаки ревматоидного артрита, а на поздних заметно постепенное развитие заболевания. Изучив ряд работ Рубенса, Апельбум, по его мнению, открыл, что патологии, которые видны на полотнах, начинаются с отека отдельного сустава пальца руки на картинах первого десятилетия 17-го века и заканчиваются выраженной деформацией запястья и пальцев художника на работах последних лет.

Читайте также:  Отек при подагрическом артрите

Историки выяснили, что такого рода детали редко наблюдаются в работах современников Рубенса, поэтому, скорее всего, это не связано с определенным жанром искусства, а с самим Рубенсом или, возможно, с кем-то из его постоянных сотрудников, который таким образом пытался оставить свидетельства о своем мучительном заболевании.

Источник статьи: http://kauluveseliba.lv/ru/%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%81-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D0%B7-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2-%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE/

onoff49

onoff49

Трудно представить, что человек, написавший такие легкие и светлые картины, страдал тяжелым недугом, имя которому Ревматоидный артрит.

Болезнь Ренуара началась с 1897 года. Художник, которому было на тот момент 55 лет, упал с велосипеда, на котором любил разъезжать в поисках сюжетов для своих произведений, и сломал руку.
Травма способствовала развитию суставного заболевания. Из данных литературы и собственного практического опыта знаю, что у пожилых пациентов ревматоидный артрит часто манифестирует именно после травмы.
Однако, по свидетельству внука художника и оценивая, предоставленную им фотографию, припухлость суставов наблюдалась уже в 1896 году.

Обратите внимание на припухлость пястно-фаланговых суставов обеих кистей, небольшую припухлость межфаланговых суставов обеих кистей.
Заболевание имело неуклонно прогрессирующий характер и неизбежно приводило к инвалидизации больных. Именно такое течение заболевания наблюдалось у Ренуара.
Лечение носило лишь симптоматический характер.
Только более чем через 30 лет, в 1948 году, американец Hench произведет инъекцию кортизона больному ревматоидным артритом с разительным эффектом, что дало надежду многим несчастным пациентам, однако Ренуару так и не доведется дождаться этих спасительных инъекций.
А пока Ренуар постоянно принимает антипирин, старается делать стоившие больших усилий упражнения с полотенцем, но все это не приносит никакой пользы. Скованность в суставах не проходит почти полдня. Чтобы пройти несколько сот метров от дома до мастерской, он вынужден иногда опираться даже на две палки. Многочисленные врачи, осматривавшие Ренуара, только недоумевая, качают головой и заявляют, что наука ничего не знает об этой форме болезни суставов.
Одним из основных методов лечения суставной патологии в то время служило курортное лечение. В 1904 году художник возлагает большие надежды на лечение на одном из французских курортов Бурбон-ле-Бэн.
С трудом погружается он в ванны и с таким же трудом вылезает из них. Но все тщетно. После проведенного курса лечения он не ощущает ни малейшего облегчения и возвращается домой уже не с палками, а на костылях. Оценивая это с позиции сегодняшних знаний — закономерный результат. Курортное лечение в активной фазе заболевания категорически противопоказано и ведет к ухудшению симптоматики и течения заболевания.
В том же году в «Осеннем салоне» проходит выставка произведений Ренуара с таким успехом, что художник на какое-то время забывает о неудаче курортного лечения.

Читайте также:  Что такое артрит бедра и как его лечить

В попытках улучшить подвижность суставов Ренуару проводится несколько мелких хирургических операций, о чем свидетельствует сам художник в письме другу: «Меня снова царапал хирург. Еще одна операция состоится через неделю, за ней последует еще одна и еще. ……. По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь все больше и больше становлюсь калекой. А так аппетит у меня нормальный. Все идет хорошо».
Ренуар жил тем, что примирился со своей участью.

Что касается хирургических методов лечения, то, по-видимому, речь могла идти об операциях, направленных на частичное восстановление функции пораженных суставов. Полученные результаты операции заключались не столько в восстановлении движений, сколько в исправлении порочного положения конечности.

Картина «Обнаженная на скалах», написана мастером в 1904 году.

Кисти рук Ренуара к этому времени приобрели характерную для позднего ревматоидного артрита деформацию в виде выраженной ульнарной девиации – отклонение I-IV пальцев кистей в локтевую сторону. По свидетельствам очевидцев Ренуар вынужден был привязывать кисть к руке, для того чтобы работать.
Обратите внимание на фотографию художника этого времени – «визитная карточка» ревматоидного артрита — типичная деформация кистей, ульнарная девиация и атрофия межостных мышц кистей.

С 1912 года Ренуар вынужден пользоваться креслом, не подозревая еще, что больше ему уже никогда не суждено встать на ноги. В этом же году во время пребывания Ренуара с семьей в Париже друзья художника решили показать его одному из лучших специалистов по ревматическим заболевания Анри Готье. После первого осмотра врач, произведший благоприятное впечатление на художника, обещал за несколько недель поставить больного на ноги. И хотя для изведавшего уже немало способов лечения Ренуара и обещаний вылечить его это казалось утопией, он отнесся к этому обещанию не столько скептически, сколько философски. Основные лечебные мероприятия сводились к лечебной гимнастике и укреплению режима.
К удивлению близких, через месяц Ренуар почувствовал себя уже лучше. Однажды лечивший его врач объявил Ренуару, что настал день, когда художник начнет ходить. Врач приподнял больного из кресла, и всех поразило, что Ренуар стоит на ногах и с радостью смотрит на окружающих. И даже когда врач отпустил художника, он не упал и, собрав все свои силы, сделал первый шаг, за ним второй, обошел вокруг мольберта и вернулся к своему креслу.
Ситуация напоминала евангельского паралитика, который начал двигаться после того, как Христос приказал ему встать на ноги.
Но вдруг Ренуар, еще стоя на ногах, обратился к врачу:
— Благодарю Вас, доктор. Вы светило! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись.
Он снова уселся в кресло с тем, чтобы больше уже никогда не встать с него.

Источник статьи: http://onoff49.livejournal.com/395491.html