Головная боль напряжения у детей причины

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

источник

Несмотря на долго существовавшие утверждения, что у детей не встречается первичных головных болей, сегодня доказано, что маленькие пациенты почти с такой же частотой, как и взрослые, страдают от цефалгий (первичных и симптоматических). Под термином цефалгия подразумевают любые неприятные ощущения в области головы от надбровных дуг и до затылочной области.

Головной болью также сопровождаются более 50 заболеваний у детей. В этом случае речь идет о вторичной цефалгии, которая преобладает в детском возрасте. По статистическим данным к возрасту 7 лет головную боль испытывает примерно 40% детей, а к 14 с ней знакомится практически 75%.

Если у ребенка болит голова, то это обязательно не должно оставаться без внимания родителей и врачей, особенно должны настораживать ситуации, когда головная боль у ребенка возникла впервые, она очень сильная, имеет хронический характер и сопровождается другими тревожными признаками.

Под первичной головной болью подразумевают цефалгия, которая не имеет видимых причин, то есть при полном медицинском осмотре ребенка не выявлено никаких патологических отклонений от нормы.

Согласно современной классификации видов головной боли сюда относят:

Почему дети страдают мигренью – не известно. Считают, что приступы связанны с генетической предрасположенностью ребенка к данному заболеванию. Если кто-то из родителей страдает мигренями. То в случае жалом ребенка на цефалгию, необходимо исключить мигренозную головную боль, так как риск высок.

Особенностью детской мигрени является нетипичная клиническая картина. Чем ребенок младше, тем меньше схожести с классическим односторонним мигренозным приступом наблюдается.

Как правило, длиться мигрень от 30 минут до 5 часов, боль имеет более диффузную локализацию (у старших детей она односторонняя, как обычна), характер пульсирующий. Всегда сопровождается тошнотой, позывами к рвоте. У младших детей может развиться нарушение стула (жидкий) и боль в животе, беспокойство, отказ от еды. Старшие дети жалуются на повышенную чувствительность к свету и звукам.

После приступа дети, как правило, засыпают. Иногда перед приступом боли можно наблюдать ауру, но заметить ее можно только у старших. Они жалуются на внезапное ухудшение зрения или слуха, слабость мышц в определенной конечности, парестезии.

Обследование ребенка при подозрении на мигрень обязательно. Это в первую очередь нужно для исключения более тяжелых заболеваний головного мозга, например, новообразований, а также для того, чтобы назначить специфическое лечение, ведь все препараты являются далеко не полезными для детского организма.

Если ребенок жалуется на регулярные головные боли, которые возникают в основном во второй половине дня, после уроков или психоэмоциональных перенапряжений, то стоит заподозрить такую проблему, как цефалгию напряжения.

Такая головная боль длится от 30 минут до 2-3 часов. Интенсивность ее низкая или средняя, имеет диффузный характер, не сопровождается какими-либо другими патологическими признаками. Как правило, проходит самостоятельно после отдыха или обычного обезболивающего средства.

Точных причин боли напряжения на сегодня не установлено, но в ее развитии важную роль играет перенапряжение мышц (затылочных, височных, жевательных, грудинно-ключично-сосцевидной, трапециевидной). Роль триггеров отводится интеллектуальным нагрузкам, психоэмоциональным стрессовым факторам, негативным воздействиям внешней среды (недостаток свежего воздуха, громкие звуки, яркий свет, длительное времяпрепровождение за монитором компьютера и пр.).

Любое соматическое и инфекционное заболевание может вызвать боль головы у детей, но чаще всего приходится сталкиваться со следующими ситуациями.

Повышенное внутричерепное давление – это частая причина вторичной цефалгии среди детей. Причем встречаются, как идиопатические случаи, когда нельзя определить фактора, который привел к повышенному давлению внутри черепа, так и вторичные. Среди последних у детей преобладают врожденные нарушения в системе желудочков головного мозга, врожденная повышенная выработка спинно-мозговой жидкости, последствия внутриутробных TORCH-инфекций, родовых травм, черепно-мозговой травмы, перенесенных инфекций центральной нервной системы (менингит, энцефалит).

Характерные клинические особенности такой боли:

  • боль появляется или усиливается утром после сна или в горизонтальном положении;
  • цефалгия также усиливается при любых напряжениях ребенка, например, кашель, натуживание при дефекации, смех;
  • сопровождаются тошнотой, рвотой без облегчения состояния;
  • боль носит прогрессирующий характер.

Видео-передача о детской цефалгии:

У маленьких детей симптомами внутричерепной гипертензии выступают:

  • выпирание и пульсирование родничков;
  • расхождение швов между костями черепа;
  • превышение окружности головы нормальные показатели для определенного возраста;
  • при приступе боли ребенок не спокоен, плачет, отказывается от еды.

У новорожденных повышенное внутричерепное давление может привести к самым тяжелым последствиям. У них часто развивается гидроцефалия, или водянка мозга. Череп увеличивается в размерах, голова деформируется. Из-за постоянного сдавливания вещества головного мозга повышенным количеством ликвора, он не может нормально развиваться, часть мозговой ткани атрофируется, что может стать причиной тяжелой умственной и физической отсталости ребенка.

В случае каких-либо патологических признаков со стороны младенца, ему обязательно проводят нейросонографию, УЗИ мозга через родничок. Такой метод диагностики позволяет эффективно выявлять патологию на ранней стадии и составлять комплекс лечения, в результате чего ребенок нормально растет и развивается. В тяжелых случаях необходимо оперативное вмешательство, шунтирование мозга для отвода избыточного количества ликвора.

Практически все общие инфекционные заболевания сопровождаются головной болью: грипп и другие ОРВИ, краснуха, корь, паротит, кишечные инфекции, бронхиты, ларингиты, пневмонии, воспаления почек и мочевыводящих путей.

В каждом случае картина заболевания будет зависеть от основного диагноза, а головная боль – это только один из симптомов, причем не самый главный. Заподозрить инфекцию у ребенка можно, когда цефалгия сочетается с повышенной температурой, различными кожными высыпаниями, общим недомоганием, нарушение стула, быстрым развитием симптомов, катаральными проявлениями.

Как правило, отдельного лечения такая боль не требует. Она проходит при адекватной терапии первичного заболевания, так как вызвана интоксикацией организма.

Повышенная температура и головная боль у ребенка могут указывать на инфекционное заболевание

Инфекционные поражения головного мозга, менингит и энцефалит, встречаются преимущественно у детей до 4-5 лет, хотя не исключено их появление и в более позднем возрасте. Причиной могут быть патологические бактерии, вирусы, грибки, паразиты. Чаще всего причина менингита у детей – менингококк, пневмококк, вирус краснухи, герпетическая инфекция и гемофильная палочка.

При менингите воспаляются оболочка мозга, а при энцефалите – само мозговое вещество. Это очень опасные заболевания, которые могут привести и к летальному исходу на протяжении нескольких часов от начала.

Читайте также:  Здорово жить головная боль мигрень

Симптомы инфекций ЦНС:

  • выраженный интоксикационный синдром (лихорадка, бледность или синюшность кожи, тахикардия, снижение артериального давления, отсутствие аппетита, общее недомогание);
  • менингеальный синдром (распирающая головная боль, головокружение, нарушения сознания различной степени выраженности, судороги, рвота, светобоязнь, ригидность мышц затылка, запрокидывание головы назад);
  • очаговые неврологические симптомы (более характерно для энцефалита), которые зависят от локализации патологического очага в мозгу;
  • геморрагическая сыпь на теле в виде звездочек.

В детском возрасте чаще приходится сталкиваться с первичными опухолями мозговой ткани или с метастатическими очагами при злокачественных заболеваниях системы крови.

Головная боль при новообразованиях головного мозга очень похожа на цефалгию при внутричерепной гипертензии. Но при опухолях параллельно описанным симптомам появляются очаговые неврологические признаки.

Дети ввиду своей повышенной двигательной активности и неразвитому чувству страха и опасности часто поддаются травматизму, и на часть ЧМТ приходится до 65%. В большинстве случаев это сотрясение мозга, но бывают и более сложные травмы.

Головная боль сопровождает каждый случай травмы черепа в остром периоде. Проблема в том, что большая часть детей скрывают от родителей факт травмы, терпя боль, а некоторые мамы и папы не придают значения такому пустяку, если с ребенком все в порядке. Но ЧМТ травмы опасны своими осложнениями, которые наступают, если не соблюдать охранный режим и не получать соответствующей терапии.

Дети имеют повышенный риск травмы головы

Примером такого осложнения является посткоммоционный синдром, который может развиться даже после легкой степени сотрясения в период от 6 месяцев до 3 лет после травмы. Для него характерно развитие хронических и постоянных головных болей (в некоторых случаях может начаться мигрень), головокружения, снижение успеваемости в школе, снижение памяти и концентрации внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения сна и даже изменение основных черт характера.

Также головная боль может беспокоить ребенка на протяжении многих голов его жизни, если при рождении младенец перенес любой вид родовой травмы, в особенности это касается мозговых кровоизлияний.

Среди других менее частых причин вторичной головной боли у детей можно отметить:

  • вегето-сосудистую дистонию;
  • заболевания ЛОР органов;
  • стоматологическая патология;
  • нарушения зрения;
  • увлечение жевательной резинкой.

Любой случай головной боли без видимых на то причин ни в коем случае не должен остаться без врачебного внимания, особенно, если цефалгия возникла впервые, она имеет прогрессирующий характер, головная боль очень сильна, сопровождается другими тревожными признаками.

Только установив правильный диагноз, можно будет приступать к эффективному лечению. В случае вторичных головных болей необходимо устранить причину патологических симптомов, и головная боль пройдет самостоятельно. При первичных цефалгиях врач может назначить лечение, как для купирования приступов, так и для их профилактики.

Осмотр детского невролога – обязателен при цефалгии у ребенка

Диагностические методы при головной боли у ребенка:

  • консультация педиатра, офтальмолога, ЛОР-врача, стоматолога и детского невролога, психолога;
  • общеклинические анализы крови, мочи, спинномозговой жидкости;
  • нейросонография;
  • МРТ, КТ, рентгенография черепа;
  • исследования, направленные на выявление инфекции;
  • электроэнцефалография.

Видео о детской головной боли:

Лечение головных болей у детей сопряжено с большими трудностями, ведь далеко не все медикаменты, которые применяют у взрослых можно применять в детском возрасте. Единственным препаратом, который можно безопасно применять у детей является парацетамол. Доза составляет 15 мг/кг. Альтернативные препараты – ацетилсалициловая кислота, напроксен, ибупрофен, фенацетин, кофеин.

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Головные боли напряжения у детей и подростков

Головная боль относится к часто встречающимся жалобам в детском и подростковом возрасте. Согласно данным исследований, частота встречаемости головной боли возрастает от 3–8% среди дошкольников до 57–82% – у подростков [1]. Поэтому в докладе экспертов ВОЗ «Головные боли и общественное здоровье» [2] в качестве одной из приоритетных задач названо «повышение эффективности лечения и профилактики головной боли у детей». При этом первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [3–5].

У детей и подростков, как и взрослых пациентов, в основе диагноза первичной головной боли лежат критерии Международной классификации головных болей 3–го пересмотра (бета-версия) (МКГБ-IIIb) [6], которые в отношении ГБН однотипны с предыдущей редакцией МКГБ-II [7]. На основании этих критериев от 7 до 10% детей и подростков страдают мигренью, до 15% – вероятной мигренью и 20–25% – ГБН [8–10].
Наиболее распространенными формами первичных головных болей являются мигрень и ГБН. Как мигрень, так и ГБН чаще встречаются у пациентов с отягощенным семейным анамнезом по данным заболеваниям. В большинстве случаев головные боли у детей и подростков имеют благоприятный прогноз, если поставлен точный диагноз и своевременно и правильно назначена соответствующая терапия.

ГБН – легкая или умеренная повторяющаяся двусторонняя головная боль сжимающего, давящего или ноющего характера, которая имеет значительную продолжительность. Длительность приступа – от 30 мин до нескольких дней (с некоторым колебанием интенсивности боли), но менее недели. ГБН может сопровождаться свето- или звукобоязнью (но не обоими этими признаками сразу), не усиливается под влиянием повседневной физической активности и не сопровождается рвотой. Провоцирующими факторами для появления головной боли обычно являются психическое утомление, зрительное напряжение, особенно связанное с компьютерными играми, стрессовая ситуация, депривация сна, которые часто сегодня встречаются в детском и подростковом возрасте.
В МКГБ-IIIb [6] в зависимости от частоты приступов ГБН делятся на следующие варианты: нечастые эпизодические (менее одного раза в месяц, при наличии не менее 10 ранее перенесенных эпизодов); частые эпизодические (более одного, но не более 15 раз в 1 мес.); хронические (более 15 раз в месяц на протяжении более 3 мес.). В случае недостаточного количества эпизодов головной боли или при неполном соответствии диагностическим критериям ставится диагноз «возможная ГБН». По данным Н.Ю. Будчановой и соавт. [11], которые проводили исследование частоты встречаемости ГБН в школах Москвы, структура ГБН выглядит следующим образом: нечастая ГБН отмечалась у 21,8% пациентов детского и подросткового возраста, частая ГБН – у 53,3%, хроническая ГБН – у 15,2%, возможная ГБН – у 9,7%.

Патогенез ГБН до конца не выяснен и включает комплекс взаимосвязанных механизмов. Ранее принятыми обозначениями ГБН были «головная боль мышечного напряжения», «психомиогенная головная боль», «стрессорная головная боль», «простая головная боль», что отражает представления о ведущей роли психологических факторов в патогенезе ГБН. Значимым фактором риска развития ГБН является семейная предрасположенность к головной боли, особенно со стороны матери. ГБН провоцируются хроническими психоэмоциональными перегрузками, стрессами, конфликтными ситуациями. Патогенетической особенностью ГБН у детей является незрелость механизмов психологической защиты, что обусловливает проявление заболевания при воздействии незначительных с точки зрения взрослых стрессовых факторов. Под влиянием психотравмирующих ситуаций формируются тревожные расстройства (фобическое тревожное расстройство, генерализованные тревожные расстройства, школьная фобия, социальная фобия). У некоторых пациентов тревога в виде тревожной реакции, тревожного расстройства или тревожно-педантической акцентуации личности являются первичными. Эти ситуации приводят к неконтролируемым миофасциальным феноменам, обозначаемым как повышенная чувствительность перикраниальной мускулатуры. Влияние психологического статуса у пациентов с ГБН реализуется через изменения состояния лимбико-ретикулярного комплекса, задействованного в регуляции вегетативных функций, мышечного тонуса, восприятия боли через общие нейромедиаторные механизмы. Центральные механизмы патогенеза ГБН связаны с диз­афферентацией антиноцицептивных релейных систем.
Боль при ГБН описывается как постоянная, давящая. В большинстве случаев она локализуется в области лба, висков с иррадиацией в затылочную область и заднюю поверхность шеи, затем может становиться диффузной и описывается как ощущение сжатия головы обручем, симптом «шлема, каски». Хотя боль обычно бывает двусторонней и диффузной, локализация ее наибольшей интенсивности в течение дня может попеременно переходить с одной половины головы на другую. Стойкая односторонняя головная боль (геми­крания), как правило, связана с повышенной чувствительностью перикраниальной мускулатуры. Обычно боль появляется днем (после 2–3 урока) или во второй половине дня и продолжается до вечера. Может возникать утром, после пробуждения, если головная боль отмечалась накануне вечером. Головная боль не усиливается при обычной ежедневной физической нагрузке. У больных могут отмечаться различные временные пат­терны течения головных болей – от редких, кратковременных эпизодических приступов с длительными ремиссиями до волнообразного течения, характеризующегося длительными периодами ежедневных болей, чередующимися с кратковременными ремиссиями. Транзиторные неврологические симптомы не характерны.

Характерные клинические проявления ГБН и мигрени, позволяющие дифференцировать эти формы первичных головных болей у детей и подростков, представлены в таблице 1.
«Немигренозные» признаки головной боли, такие как ее характер (давящий или стягивающий), интенсивность (легкая и умеренная) и отсутствие сопутствующих симптомов являются более специфичными для ГБН у детей (по сравнению с мигренью), чем локализация или продолжительность.
Диагностические критерии эпизодических ГБН:
А. По меньшей мере 10 эпизодов, отвечающих критериям В–D.
В. Продолжительность головной боли от 30 мин до 7 дней.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• отсутствие тошноты или рвоты (возможно снижение аппетита);
• только фотофобия или только фонофобия.
Нечастые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой не более 1 дня в месяц (не более 12 дней в год).
Частые эпизодические ГБН – головная боль возникает с частотой от 1 до 15 дней в месяц (от 12 до 180 дней в год).
Диагностические критерии хронических ГБН:
А. Головная боль, возникающая не менее 15 дней в месяц на протяжении в среднем более 3 мес. (не менее 180 дней в год) и отвечающая критериям В–D.
В. Головная боль продолжается в течение нескольких часов или имеет постоянный характер.
С. Головная боль имеет как минимум две из следующих характеристик:
• двусторонняя локализация;
• сжимающий/давящий (непульсирующий) характер;
• интенсивность боли от легкой до умеренной;
• головная боль не усиливается от обычной физической нагрузки.
D. Оба симптома из нижеперечисленных:
• только один симптом из трех: фотофобия или фонофобия или легкая тошнота;
• головная боль не сопровождается ни умеренной или сильной тошнотой, ни рвотой.
Следует отметить предрасполагающие к развитию ГБН особенности личности: эмоциональные нарушения различной степени выраженности (повышенная возбудимость, тревожность, склонность к депрессии), демонстративные проявления, ипохондрический синдром (фиксация на своих болевых ощущениях), пассивность и снижение стремления к преодолению трудностей. Дети с жалобами на ГБН стеснительны, плохо адаптируются к новой обстановке. У них могут отмечаться вспышки упрямства, капризы, которые чаще носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.
В межприступном периоде, в отличие от мигрени, большинство пациентов предъявляют жалобы на боли и чувство дискомфорта в других органах соматоформного типа (боли в ногах, кардиалгии, затруднения дыхания при вдохе, затруднения при глотании, дискомфорт в животе), характеризующиеся непостоянством и достаточно неопределенным характером, однако при обследовании патологических изменений не определяется. Для больных ГБН характерны нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон с множеством сновидений, частыми пробуждениями, снижается общая длительность сна и особенно глубокой его фазы, наблюдаются раннее окончательное пробуждение, отсутствие ощущения бодрости после ночного сна и дневная сонливость.
В современных публикациях обращается внимание на высокую частоту встречаемости у пациентов с ГБН церебрастенических (и/или неврастенических) расстройств и когнитивных нарушений [12]. Проявления церебрастенического синдрома встречаются у многих детей и подростков с ГБН. Одним из его основных признаков считается так называемая «раздражительная слабость». К числу причин церебрастенического синдрома относятся патологическое течение беременности и родов, перенесенные соматические заболевания, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции. С одной стороны, для этих детей характерны общая пассивность, вялость, медлительность в мышлении и движениях, даже при незначительных нервно-психических нагрузках наблюдаются повышенная утомляемость, истощаемость, снижение фона настроения. Истощаемость внимания и мышления сопровождается довольно выраженным и длительным снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальных нагрузках у детей школьного возраста. Нередко отмечается снижение памяти. С другой стороны, наблюдаются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, недостаточная критичность.

Читайте также:  Головная боль и тошнота у мужчины 50 лет

По нашим наблюдениям, сочетание ГБН с церебрастеническим синдромом у детей и подростков способствует утяжелению течения головных болей. Присоединяются болевые синдромы функционального характера: миалгии различной локализации, кардиалгии, боли в животе. Более выраженными становятся жалобы на метеочувствительность, непереносимость вестибулярных нагрузок, периодические кратковременные эпизоды несистемного головокружения. Усиливаются такие проявления вегетативных нарушений, как нестабильность артериального давления с преимущественной склонностью к снижению, связанные с этим ортостатические феномены, чувство похолодания дистальных отделов рук и ног. У некоторых пациентов присоединяются симптомы нарушения центральной терморегуляции в виде периодической субфебрильной гипертермии или гипотермии.

Среди предикторов головных болей в детском возрасте указываются нарушения концентрации внимания, медленный темп когнитивной деятельности, эмоциональная нестабильность, гиперактивность, напряженные отношения в школе [13]. По данным популяционного исследования T.W. Strine и соавт. [14], которое охватывало детей и подростков 4–17 лет, у тех из них, которые страдали частыми головными болями, в 2,6 раза чаще отмечались нарушения внимания и гиперактивность.
Рассматривая вопросы терапии ГБН у детей, подчеркнем, что на первом этапе необходимо выявить наличие психотравмирующей ситуации для ребенка, что не всегда удается сделать сразу. При обнаружении такой ситуации (развод родителей, физическое насилие, конфликтная ситуация в школе) лечение головной боли должно начинаться с устранения или минимизации психотравмирующей ситуации с помощью занятий с квалифицированными психологами или психотерапевтами.

Эффективным является сочетание лекарственной терапии с различными методами психотерапии и релаксации с применением модели биологической обратной связи (БОС). Такое лечение требует профессионального опыта и индивидуального подхода, что может ограничивать его доступность. Тренинги с использованием БОС вполне применимы для пациентов детского и подросткового возраста. Показана эффективность при ГБН электромиографического БОС-тренинга фронтальной мышечной группы [15].
Согласно современным Европейским рекомендациям [16], в лекарственной терапии ГБН применяются средства как для купирования головной боли, так и для ее профилактики. Симптоматическое лечение безрецептурными анальгетиками может применяться у пациентов с эпизодической ГБН при частоте болевых эпизодов не более 2 раз в неделю. Использование анальгетиков должно быть однократным или проводиться короткими курсами. При этом необходимо помнить о недопустимости злоупотребления данными препаратами. Анальгетики рекомендуется употреблять не более 8–10 раз в месяц. Применение более сильных анальгетиков или комбинации анальгетиков с мышечными релаксантами в детском возрасте значительной эффективностью не обладает, однако вызывает нежелательные симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Детям для обезболивания рекомендуется использовать парацетамол (разовая доза – 10–15 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 60 мг/кг массы тела) или ибупрофен (разовая доза – 5–10 мг/кг, максимальная суточная доза – не более 30 мг/кг, интервал между приемами – 6–8 ч).
При эпизодической ГБН с частотой более 2 дней в неделю более предпочтительным по сравнению с купированием приступов является профилактическое лечение. При хронической ГБН обезболивающие препараты обладают сомнительной эффективностью и повышают риск развития лекарственно-индуцированной головной боли [16].

Профилактическую терапию при нечастых или частых эпизодических ГБН следует начинать с растительных препаратов седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния, которые снижают уровень возбудимости ЦНС и повышают резерв нейропластичности. При неэффективности растительных препаратов и преобладании в клинической картине тревожных расстройств, эмоциональных нарушений рекомендовано применение анксиолитиков и легких нейролептиков, разрешенных к применению в детском возрасте.
Хронические ГБН не обязательно лишают пациентов возможности повседневной активности, но приносят им эмоциональный дискомфорт, хроническое чувство усталости, «разбитости». Оптимальный подход к лечению данной формы головной боли заключается в применении средств, влияющих на психоэмоциональную сферу и хроническое мышечное напряжение. При хронических ГБН применяются профилактические курсы амитриптилина – неселективного антидепрессанта, теоретически обладающего анальгезирующим эффектом. Рекомендуется начинать терапию с малых доз (5–10 мг) перед сном. Необходимость в повышении дозы возникает редко, что обусловлено в первую очередь дневной сонливостью и затруднением усвоения учебного материала. В исследовании L. Grazzi et al. [17] сравнивалась эффективность 3-месячных курсов лечения пациентов с ГБН в возрасте 8–16 лет с эффективностью расслабляющих тренингов и фармакотерапии амитриптилином, назначавшимся ежедневно по 10 мг/сут. Клиническое улучшение было достигнуто в обеих группах. В группе лечившихся амитриптилином исходная частота ГБН составляла 17±11 приступов в месяц и через 3 мес. снизилась до 5,6±6,7 в месяц. Эти результаты сопоставимы с результатами группы, в которой проводились расслабляющие тренинги: первоначальная частота приступов 12,1±10,1 в месяц уменьшилась до 6,4±9,6 в месяц.

Традиционно для профилактических курсов ГБН с целью снятия мышечного напряжения в перикраниальных и затылочных мышцах назначаются миорелаксанты (толперизон, тизанидин).
Часто у детей с ГБН наблюдаются проявления церебрастенического синдрома. Утомляемость может быть выражена настолько, что детям противопоказано длительное пребывание в коллективе сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: эти дети нуждаются в помощи, нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими качествами. Появление церебрастении способствует утяжелению течения головных болей.

Поэтому дополнительное направление профилактической терапии ГБН у детей и подростков, особенно в сочетании с астеническими проявлениями и снижением школьной успеваемости, заключается в назначении препаратов метаболического действия, которые улучшают обменные процессы в ЦНС и положительно влияют на показатели когнитивных функций, повышают «уровень бодрствования» и устойчивость ЦНС к нагрузкам. К числу таких препаратов относятся рибофлавин (витамин В), коэнзим Q10, препараты магния [1], препараты ноотропного ряда.
К данной группе лекарственных средств относится препарат Нооклерин (деанола ацеглумат). Это ноотропный препарат, по химической структуре близкий к естественным метаболитам головного мозга (ГАМК, глутаминовая кислота). Оказывает нейропротекторное действие, способствует улучшению памяти и процесса обучения, оказывает положительное влияние при астенических и адинамических расстройствах, повышая двигательную и психическую активность пациентов. Препарат разрешен к применению у детей с 10-летнего возраста. Лечебная суточная доза у детей 10–12 лет должна составлять 0,5–1,0 г (1/2–1 чайная ложка) Нооклерина, у детей старше 12 лет – 1–2 г (1–2 чайных ложки). Продолжительность курса лечения – 1,5–2 мес. 2–3 раза в год.
Высокая терапевтическая эффективность приема Нооклерина у подростков 14–17 лет с неврастенией была доказана Л.С.Чутко и соавт. [18]: отмечались отчетливое уменьшение проявлений общей, физической и психической астении, а также повышение концентрации внимания.
Купирование симптомов астении при ГБН способствует повышению устойчивости к нагрузкам и формированию более правильных адаптационных реакций организма на стрессовые факторы, которые лежат в основе возникновения ГБН.

источник

В обществе принято считать, что головная боль у детей — проблема крайне редкая. Но это не так. Чрезмерные умственные и физические нагрузки, стрессы, конфликты в школе, неправильное питание – неполный список возможных причин проблем со здоровьем.

Возникновение у ребенка головной боли и высокой температуры, рвоты, головокружения наблюдается при инфекционных заболеваниях, органических поражениях мозга. Потому консультация врача обязательна даже при минимальных жалобах на давящую, тупую боль в области лба, затылка, висков. Своевременное обращение в больницу поможет выявить причину недомогания и устранить ее.

Головная боль у детей возникает в любом возрасте, даже у новорожденных может присутствовать этот симптом. Диагностика в таком случае затруднена, так как ребенок не умеет говорить. Определить локализацию неприятных ощущений достаточно трудно.

Существуют некоторые возрастные особенности головных болей:

  • У новорожденных, детей до года головная боль связана с родовой травмой. Асфиксия, применение щипцов, вакуума, длительный безводный период могут привести к возникновению повышенного давления внутри черепа. Если во время родов были осложнения, и малыш ведет себя неспокойно, плачет, плохо спит, необходима консультация невропатолога.
  • У ребенка в возрасте 3 лет головная боль часто возникает на фоне простуды, инфекционных заболеваний. Вследствие интоксикации повышается температура тела, появляется рвота, тошнота.
  • Когда ребенок начинает ходить в школу, его жизнь кардинально меняется. Нужно рано вставать, учить уроки, выполнять задания. Школьник попадает в новый коллектив, где нужно выстраивать отношения со сверстниками, учителями. Все это большой стресс для него. У ребенка старше 6 лет головная боль чаще имеет функциональный характер, связана с переутомлением, нарушением режима сна, питания.
  • Второй пик возникает в подростковом возрасте. Одной из причин являются гормональные изменения. Меняется модель поведения, появляются проблемы в общении с родителями, друзьями. У ребенка в возрасте 12 лет головная боль имеет стрессовый характер.

Несмотря на возрастные особенности, существует много причин, что вызывают боль в лобной, затылочной или височной части головы. Особое внимание необходимо уделять сопутствующим симптомам, локализации неприятных ощущений, времени их возникновения.

Читайте также:  Головные боли причина в шейном отделе

Основные причины головных болей у детей:

  • Перенапряжение, стресс.
  • Нарушение тонуса сосудов головного мозга.
  • Инфекционные заболевания. Часто встречается головная боль при простуде у ребенка, но она может также быть симптомом гриппа, менингита, энцефалита, отита.
  • Проблемы со зрением. Длительное напряжение глазных мышц, неправильно подобранные очки приводят к возникновению у ребенка головной боли в области лба.
  • Травмы головы, ушибы, переломы.
  • Нарушение режима сна. Негативно влияет как короткий, так и чрезмерно длинный сон.
  • Мигрень – причина возникновения головных болей у детей старше 11 лет.
  • Заболевания ЛОР-органов — синуситы, ангина.
  • Нахождение в плохо проветриваемом помещении приводит к кислородному голоданию мозга, как следствие – к сонливости, давящим головным болям в затылке.
  • Неправильное питание. Пропущенный прием пищи, особенно утром, может вызвать гипогликемию. В таком случае ведущими симптомами у ребенка будут головокружение и головная боль. В тяжелых случаях возможна потеря сознания.
  • Новообразования в головном мозге (опухоли, кисты, абсцессы) характеризуются возникновением неприятных ощущений в лобной, затылочной, височной доле.

Симптомы головной боли у детей разнообразны. Для постановки правильного диагноза необходимо учитывать сопутствующие проявления: повышение температуры, тошноту, рвоту. Также важную роль играет время появления неприятных ощущений, их локализация. Собрав все проявления вместе, можно выявить ведущий синдром или заболевание.

Для нормальной работы мозгу необходимо достаточное количество питательных веществ и кислорода. Вследствие нарушения регуляции, постоянного стресса происходит спазм артерий либо их чрезмерное растяжение. Ткани мозга остро реагируют на такие изменения. Данный вид головной боли может возникнуть у ребенка старше 10 лет. В подростковом возрасте это приведет к развитию вегетососудистой дистонии.

Давление ликвора (спинномозговой жидкости) может повышаться в норме при физической нагрузке, натуживании, кашле, подъеме тяжелых предметов. Клинически данное состояние никак не проявляется, показатели быстро возвращаются в норму. При возникновении симптомов следует обратиться к врачу. В большинстве случаев высокое внутричерепное давление свидетельствует о патологии.

Основные проявления:

  • Головная боль и тошнота у ребенка являются ведущими жалобами.
  • Состояние ухудшается ночью, вечером.
  • Тошнота нередко заканчивается рвотой. Она не приносит облегчения, в отличие от заболеваний органов пищеварения.
  • Головная боль при повышенном внутричерепном давлении у детей локализуется в затылке, могут появляться неприятные ощущения в области глаз вследствие давления ликвора на орбиты.
  • Нарушение сна, тревожность, плаксивость.

Снижение внутричерепного давления происходит на фоне травм головы, кишечных инфекций, обезвоживания. Судить о головной боли у ребенка младше 5 лет затруднительно. Дети зачастую не могут оценить характер, локализацию неприятных ощущений. Потому необходимо обратить внимание на следующие проявления: слабость, сонливость, апатию, потерю сознания, головокружение. Головная боль имеет тупой, давящий характер, в большинстве случаев дети указывают на затылок.

Головная боль при воспалительных заболеваниях никогда не возникает самостоятельно. Родители отмечают повышение температуры у ребенка, озноб, тошноту или рвоту, боль в горле, заложенность носа и другие проявления. В такой ситуации поставить диагноз намного легче, совокупность проявлений указывает на конкретное заболевание.

Данная болезнь встречается у детей до года, также в старшем школьном возрасте. У ребенка наблюдаются повышение температуры и сильная головная боль. Позже появляется рвота, она не связана с употреблением пищи, не приносит облегчения. Состояние пациента резко ухудшается. Дети занимают вынужденную позу: ребенок лежит на боку, ноги приведены к груди, голова закинута назад.

При возникновении вышеуказанных симптомов необходимо проверить менингеальные знаки. Попытки наклонить подбородок к туловищу резко болезненны, согнутую в тазобедренном и коленном суставе ногу невозможно разогнуть. Также должно насторожить появление сыпи на туловище, конечностях. Она имеет геморрагический характер, по форме напоминает звездочки.

Самостоятельно заниматься лечением головной боли у детей категорически запрещено. Менингококковая инфекция часто протекает молниеносно, уже через несколько часов состояние ребенка может быть критическим.

Головная боль при ОРВИ у ребенка сопровождается подъемом температуры, кашлем, насморком, общей слабостью. Симптомы будут отличаться при разных видах вирусных инфекций.

Основные проявления заболеваний представлены ниже:

  • Грипп начинается резко с повышения температуры до 40°C. У ребенка возникает головная боль в лобной части, также страдают глаза. Кашель присоединяется на второй день заболевания. Обращают на себя внимание слабость, ломота в теле, мышечные боли. Подробнее о гриппе у детей →
  • При риновирусной инфекции на первый план у ребенка выступают насморк и головная боль. Выделения с носа прозрачные, общее состояние удовлетворительное.
  • При заболеваниях аденовирусной этиологии возможно поражение глаз, кишечника.

Стресс, чрезмерные умственные или физические нагрузки, плохой сон, неправильное питание отражаются на здоровье детей. Конфликты с одноклассниками, учителями, ссоры в семье сказываются на эмоциональном состоянии.

Причиной головной боли у ребенка 7 лет чаще всего является перенапряжение. В этом возрасте меняется образ жизни, вместо беззаботных игр теперь нужно учить уроки, ходить в школу. Неприятные ощущения возникают в лобной, затылочной части, имеют тупой, ноющий характер, усиливаются к концу дня.

Мигрень в детском возрасте имеет свои особенности:

  • Семейный анамнез — один из родителей имеет похожие симптомы.
  • Ребенок жалуется на головную боль пульсирующего, давящего характера с одной стороны.
  • Длительность приступа короче, чем у взрослых.
  • Часто наблюдается нарушение пищеварения — рвота, тошнота, жидкий стул.
  • Мигрень тесно связана с эмоциональной сферой, возникает при стрессе, переутомлении. У ребенка старше 9 лет, особенно в подростковом периоде, головная боль объясняется гормональными изменениями.

Воспаление нерва редко встречается в педиатрической практике. Симптомы довольно специфичны, потому затруднений с постановкой диагноза не возникает. Проявления зависят от локализации повреждения. При воспалении глазничной ветви у ребенка будет наблюдаться резкая головная боль в области лба. При касании к надбровным дугам, щекам, подбородку неприятные ощущения усиливаются. Боль острая, стреляющая, со временем становится невыносимой. Имеет периодический характер, периоды обострения длятся несколько минут, далее наступает период покоя.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, клиническая картина при этом нетипична для других заболеваний, невропатолог может назначить магнитно-резонансную томографию для исключения объемных образований головного мозга. Опухоли, кисты, гематомы приводят к возникновению внутричерепной гипертензии. В таком случае на первый план у ребенка выходят сильная головная боль и рвота. Со временем могут появляться нарушения зрения, потеря чувствительности, приступы эпилепсии.

Головная боль в области лба встречается при воспалении гайморовых, фронтальных пазух, острых респираторных вирусных инфекциях, в частности — при гриппе. Менингит сопровождается неприятными ощущениями в лобной части. Резчайшая боль в надбровной дуге наблюдается при воспалении тройничного нерва.

При мигрени цефалгия возникает с одной стороны, чаще в височной области. Похожая локализация боли при повышенном внутричерепном давлении, травмах головы. Во время нервного перенапряжения, стресса неприятные ощущения возникают возле висков, со временем распространяются на затылок.

У младенцев судить о наличии головной боли можно только косвенно, ребенок еще не умеет говорить, не понимает просьбы. Плач, беспокойство, плохой сон могут указывать на проблемы со здоровьем. В первую очередь необходимо проверить, не голоден ли малыш, сухой ли он. Если состояние ребенка не улучшается, рекомендовано посетить лечащего врача. После осмотра доктор выявит причину такого поведения, посоветует, что можно детям от головной боли в таком возрасте, а от каких препаратов лучше отказаться.

Особенности головной боли у детей младше года:

  • Беспокойство, плач, крик, состояние ухудшается к вечеру.
  • Ребенок держит руки возле головы, может дергать себя за волосы.
  • Нарушается как дневной, так и ночной сон.
  • Наблюдается срыгивание, рвота.
  • Повышение температуры указывает на воспалительный процесс.
  • Набухание родничка, вен головы свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении.

Симптомы у детей старшего возраста напоминают проявления у взрослых. Клиническая картина зависит от причины заболевания. Ребенок может четко указать локализацию боли, сказать, когда она возникает, с чем связана, сколько длится, что облегчает постановку диагноза.

Если у ребенка возникает головная боль, температура 38°C и выше, необходимо вызвать врача.

Также обратиться за помощью нужно в следующих случаях:

  • Головная боль у ребенка сопровождается рвотой, сильной тошнотой.
  • Возникновение судорог.
  • Кровотечение из носа, которое не останавливается.
  • Травмы, ушибы головы.
  • У детей до года вызов врача обязателен при возникновении первых симптомов.

До приезда скорой помощи ребенка необходимо положить на кровать, обеспечить доступ свежего воздуха, закрыть шторы, убрать возможные раздражители: яркий свет, звук, сильные запахи.

Что можно детям от головной боли? Это Ибупрофен и Парацетамол. Дозировка зависит от возраста, рассчитывается на килограмм массы, потому необходимо внимательно читать инструкцию перед употреблением.

Постановка диагноза состоит из следующих этапов:

  1. Врач определяет основные симптомы. Ребенок может жаловаться на головную боль, слабость, тошноту, рвоту, повышение температуры.
  2. Далее доктор задает уточняющие вопросы — когда возникает боль, в какое время суток, чем провоцируется, как долго беспокоит, проходит сама или после применения препаратов.
  3. Необходимо расспросить маленького пациента о школе, отношениях с друзьями, родственниками. У ребенка старше 8 лет головная боль может быть связана с перенапряжением.
  4. Следующие этап – проведение осмотра. Педиатр проверяет рефлексы, измеряет температуру, осматривает кожные покровы, зев.
  5. При необходимости назначаются дополнительные методы исследования: анализ крови, мочи, рентгенограмма черепа, шейного отдела позвоночника, МРТ, мазок из зева.

Тактика ведения пациента зависит от причины заболевания. Многих мам интересует, какие таблетки от головной боли можно детям. При возникновении однократной головной боли у ребенка 4 лет и старше разрешено использование Ибупрофена или Парацетамола. Дозу можно рассчитать самостоятельно, учитывая вес и возраст, или обратиться к врачу.

В некоторых случаях применение препаратов не требуется, достаточно изменить режим дня, снизить нагрузку, и состояние улучшится.

Головная боль напряжения у ребенка лечится довольно просто. Родителям рекомендовано обеспечить ребенку полноценное питание, здоровый сон, больше времени проводить на свежем воздухе, уменьшить загруженность школьника, позволить ему больше отдыхать. Успокаивающим действием обладают лечебные травяные чаи на основе ромашки, мелиссы, мяты.

Если причиной ухудшения состояния являются инфекционные процессы, лечение будет включать антибиотики, симптоматическую терапию. В случае выявления опухолевых образований показана консультация нейрохирурга.

Прежде чем лечить головную боль у ребенка, необходимо выявить ее причину. Это может быть как обычное переутомление, так и серьезная патология. Потому при возникновении неприятных ощущений в области лба, затылка или висков рекомендовано обратиться к специалисту.

Автор: Юлия Кисиль, врач,
специально для Mama66.ru

источник

Ольга Букреева/ автор статьи

Приветствуют Вас на своей страничке. Меня зовут Ольга и я универсальный специалист. Сразу после школы окончила медицинский ВУЗ по специальности «Лечебное дело». Работая в медицине, поняла, что мне этого образования мало. В результате получила также высшее образование по специальности «Экономика и финансы».

11 лет отработала в самой крупной сети стоматологических клиник нашего города. Последняя должность «Менеджер зуботехнической лаборатории».

Позднее открыла для себя копирайтинг. Это позволило мне уйти из офлайна и погрузиться в мир текстов. Изначально занималась только написанием текстов. На сегодня помимо копирайтинга занимаюсь составлением ТЗ с применением сервисов и без них, редактурой текстов, публикацией статей на WP.

Пишу практически на любую тему, но особенно любимыми остаются медицина, ветеринария, садоводство, экономика, психология и строительство.