Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.
- Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
- Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
- В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.
Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:
Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.
Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:
- травматического характера;
- заболевания несосудистых структур в полости черепа;
- инфекционные;
- вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
- возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
- вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
- связанные с психическими нарушениями.
Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.
Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:
- доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
- нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
- требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.
Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:
- мигрень;
- головная боль напряжения;
- кластерная головная боль;
- цефалгия при интоксикации;
- прием некоторых сердечных препаратов;
- головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
- боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.
Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:
Мигрень – это когда головная боль:
- проходит после сна;
- развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
- появляется после недосыпа или физической нагрузки;
- может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
- возникает «на погоду»;
- ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
- появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
- совпадает с менструациями.
У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.
Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:
- после чрезмерной нагрузки в школе;
- после долгого пребывания в душном помещении;
- после эмоционального стресса, например, после контрольной;
- после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
- после долгого «общения» с гаджетами.
Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.
Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:
- она сильная;
- ощущается в одной стороне головы – всегда;
- повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
- приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
- после серии приступов наступает период затишья;
- сопровождается беспокойством, агрессией;
- при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
- во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
- краснеет глаз на стороне головной боли.
Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.
источник
Школьники могут часто жаловаться на головную боль: кто-то, конечно, симулирует ее, чтобы пропустить самостоятельную работу по физике, а кто-то говорит серьезно и мучается на уроках. Родители тоже могут реагировать на эти жалобы по-разному. «Голова у тебя болит, потому что на свежем воздухе не бываешь! Марш гулять, само все пройдет!» — скажут одни. «А если это какое-то серьезное заболевание? — подумают другие. — Нужно немедленно показать ребенка врачу!»
Марина Вершинина, эксперт Центра молекулярной диагностики CMD Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, помогла «Летидору» разобраться в причинах появления головной боли у детей школьного возраста, а также назвала симптомы, при которых нужно срочно обращаться за медицинской помощью.
При появлении головных болей у ребенка родителям стоит придерживаться золотой середины: не игнорировать жалобы малыша, но и не паниковать без особой на то причины.
Головные боли у детей случаются достаточно часто. Если среди дошкольников на боль и неприятные ощущения в области головы жалуются 3-8% малышей, то в подростковом возрасте периодическое возникновение головных болей отмечает большинство детей (по данным разных исследований 57-82%).
К счастью, почти во всех случаях прогноз благоприятный, и при правильно подобранном режиме дня, сбалансированном питании, после оптимизации учебных нагрузок, назначении лекарств (при необходимости) удается достичь значительного улучшения.
Прежде всего разберем те ситуации, которые требуют обязательного обращения за медицинской помощью. Головная боль часто является симптомом какого-либо заболевания.
- При инфекционных заболеваниях (например, при гриппе, ОРВИ) головная боль может возникнуть на фоне общего недомогания, повышения температуры тела, интоксикации.
При острых отитах и синуситах (гайморитах, фронтитах) головная боль может быть довольно интенсивной, часто она усиливается при физическом напряжении, а также когда ребенок кашляет, чихает, наклоняет и поворачивает голову.
При менингите головная боль может появиться внезапно, на фоне рвоты фонтаном, резкого подъема температуры.
Головная боль может быть признаком повышения внутричерепного давления (из-за нарушения венозного оттока или формирования объемного новообразования). В этих случаях головная боль возникает утром, после ночного сна, может сопровождаться тошнотой, усиливаться при кашле, подъеме по лестнице. Такого рода боли, связанные с внутричерепной гипертензией, могут ослабевать в течение дня.
Кроме того, головная боль может появиться после травмы. Иногда ребенок не придает значения тому, что упал, ударился головой, поэтому при сильной головной боли родителям стоит уточнить этот момент. И если травма была, то обратиться к врачу.
Также у детей могут возникать эпизоды головной боли, которые не связаны с какими-либо заболеваниями. Это первичная головная боль, к разновидностям которой относят мигрень и головную боль напряжения.
- Мигрень — это периодически повторяющиеся приступы интенсивной, пульсирующей головной боли, локализованной преимущественно в одной половине головы.
источник
Елена Парцалис
Голова болит
“Ты почему за уроки не садишься?” — “Голова болит”. “Ирина Ивановна, можно, я с математики домой уйду?” — “Что случилось?” — “У меня очень голова болит…” Родители и учителя часто слышат подобные жалобы. Казалось бы, чего проще — дать таблетку, и через полчаса всё пройдет. Но врачи знают, что дело не в головной боли самой по себе. Она — знак, или, как говорят медики, симптом, самых разных заболеваний и патологических состояний. И зачастую — единственный симптом, особенно на первых порах. Если сильная головная боль часто повторяется, сопровождается тошнотой, общей слабостью, апатией, заметным снижением способности продуктивно заниматься, — это требует не только быстрой помощи врача, но и углубленного обследования, — иначе нельзя установить, чем же головная боль порождается, и назначить соответствующее лечение.. Каковы наиболее распространенные причины головных болей у детей? У иного ребенка весь день расписан чуть ли не по минутам: с утра школа, после нее — занятия в спортивной секции, или в музыкальном кружке, или на курсах иностранного языка; а ведь еще надо успеть выполнить домашние задания на завтра! Родители считают, что подобная нагрузка вполне ему по силам: он и в школе успевает, и со всем остальным успешно справляется. Но уже через два-три месяца после начала учебного года они замечают: ребенок какой-то бледный, у него синяки под глазами, взгляд невеселый, занятия, в том числе и школьные, не вызывают у него энтузиазма. Надо сказать, что большинство дополнительных нагрузок родители взваливают на ребенка по своему усмотрению, не поинтересовавшись, хочет ли он их и готов ли к ним. А ведь еще хрупкий детский организм сильных перегрузок может и не вынести. Как следствие к ноябрю возникают головные боли — сначала эпизодические, в дни наибольших нагрузок, а затем практически ежедневные. Обычно родители предлагают ребенку отказаться от занятий спортом, лишая его возможности переключиться с умственной деятельности на физическую и дать нервной системе отдохнуть. А нужно другое — тщательно разобраться с нагрузками ребенка и выбрать такой режим, при котором в один и тот же день однотипные занятия не будут сочетаться. Но ведь бывает и так: ребенок возвращается из школы домой, ему никуда не нужно спешить — никаких дополнительных занятий, кружков, секций у него нет. И вот весь оставшийся день и весь вечер он сидит в душной комнате у телевизора или с книжкой на диване. Постепенно этот стиль поведения, когда резко ограничены физические движения и легким не хватает кислорода, приводит к тому, что появляются головные боли. Обычная реакция родителей — дать ребенку таблетку цитрамона или анальгина и предложить ему полежать. А ему надо бы поиграть, побегать на улице, подышать свежим воздухом — и головная боль отступит. Ведь школьные перемены для того, в частности, устраиваются, чтобы классы проветрить и дать детям возможность подвигаться. К сожалению, в школах порой бытует убеждение, что звонок на урок звенит для ученика, а с урока — для учителя: тот считает себя вправе задержать класс на всю перемену. Просидев в таком случае два урока практически без перерыва, дети к концу второго урока рискуют почувствовать головную боль. Кстати (а вернее некстати), мы, взрослые, особенно часто страдаем именно от такой головной боли — работа однообразна и малоподвижна, свежего воздуха не хватает. Вместо того, чтобы каждый вечер сидеть перед телевизором, погуляйте хотя бы часок на свежем воздухе. И, конечно, возьмите с собой ребенка; даже если он еще не все уроки сделал, после прогулки он справится с ними легче и быстрее. В последние годы у детей все чаще наблюдается повышенное артериальное давление. В таком случае головной боли могут сопутствовать тошнота, ощущение заложенности ушей, тяжести в голове; кожа лица становится ярко-розовой, даже красноватой, пульс — частым. Если ребенок жалуется на головную боль часто, надо выяснить, как у него дела с давлением. Стойкое повышение давления (и не только при головной боли) может оказаться признаком развития гипертонической болезни, что требует обязательного наблюдения врача и специальной терапии. Обезболивающие препараты сами по себе не помогут справиться с болезнью; она может осложниться пиковым подъемом артериального давления — гипертоническим кризом, а в тяжелых случаях привести к нарушению мозгового кровообращения (число детских инсультов в последнее время значительно увеличилось). Сильные головные боли могут быть и признаком существенного понижения давления — артериальной гипотонии. Особенно часто она наблюдается во время полового созревания (в пубертате) у девочек, но и у мальчиков тоже встречается. При пониженном давлении ребенка подташнивает, в глазах у него темнеет, зачастую возможны головокружения и даже кратковременные обмороки. В таких случаях надо хорошенько проветрить комнату, напоить ребенка крепким чаем с сахаром и непременно обратиться к врачу. Некоторых детей головные боли беспокоят при перемене погоды, перед дождем, в пасмурную погоду, при сильном ветре (или перед тем, как ему подняться), при сильном похолодании, в случае геомагнитных аномалий (о них теперь стали сообщать в сводках погоды). У таких детей головные боли бывают особенно интенсивными осенью и весной и отмечаются, как правило, уже с раннего детства. Они не особо поддаются симптоматической терапии, часто сопровождаются тошнотой и рвотой (когда боль особенно сильна). При этом показатели артериального давления могут лежать в пределах нормальных физиологических колебаний. В таких случаях необходимо не просто обратиться к участковому педиатру, но пройти дополнительное обследование. Возможно, у ребенка повышено внутричерепное давление. Чем раньше оно диагностируется, тем быстрее и успешнее излечивается. Приступы головной боли, не снимаемой даже сильными обезболивающими препаратами, — мигрени — могут наблюдаться в семье в нескольких поколениях. Так, у одной нашей юной пациентки мигрени в семье наблюдались у бабушки, мамы и старшей сестры. Мама девочки поначалу даже слышать не хотела о лечении, поскольку, по ее мнению, “все равно ничего не поможет”. Каково же было ее удивление, когда после проведенной курсовой терапии у девочки в течение нескольких месяцев не было ни одного приступа головной боли. В случае приступа мигрени ребенку необходимо в качестве экстренной помощи дать спазмолитическое болеутоляющее средство и уложить поспать в предварительно проветренную темную комнату. Если на следующее утро слабость сохранится, необходимо вызвать врача и освободить в этот день ребенка от занятий. У девочек в пубертатном возрасте приступы мигрени могут возникать ежемесячно. Тут необходимо посоветоваться с детским гинекологом. Зачастую головная боль наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговые травмы различной тяжести — от легкого сотрясения мозга до открытых переломов черепа или ушибов мозга. При этом прямой зависимости силы и периодичности головных болей от тяжести и давности перенесенных травм не отмечается. Даже легкое сотрясение может стать в дальнейшем причиной тяжелых и частых болей. Родителям детей, перенесших подобные травмы, если у тех появляются приступообразные головные боли, необходимо немедленно обратиться к невропатологу для подробного обследования и назначения курсового лечения. Лучше всего, когда ребенка после такой травмы в течение года-двух наблюдает нейрохирург, а в дальнейшем передает его невропатологу. Травмы спины, в том числе полученные во время спортивных занятий, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, наследственная предрасположенность могут спровоцировать ранее развитие остеохондроза. Чаще всего он поражает позвоночник. При поражении шейного отдела позвоночника возможно частичное ущемление сосудов, тонких веточек нервов разросшимися “шипами” костных выростов — остеофитов. В этом случае в период костного роста обостряется симптоматика поражения сосудов в области шеи и основания мозга — интенсивные головные боли, ощущение дурноты, тошнота, головокружение, нарушение координации движений. Эффекта от применения болеутоляющих средств и здесь нет, зато хороший результат дает курсовое лечение с применением рассасывающей терапии и массажа так называемой воротниковой зоны. Похожая симптоматика характерна и для детей, перенесших тяжелые нейроинфекции — вирусные и бактериальные поражения мозга и его оболочек (даже в том случае, когда лечение этих заболеваний было своевременным и правильным). Особо проявляют себя эпидемический менингит и грипп. Своевременное проведение ежегодных профилактических вакцинаций против гриппа, а также вакцинаций по эпидемиологическим показаниям в случаях вспышек этих инфекций, которые любят поражать центральную нервную систему, позволяет надежно предупредить осложнения даже в случае заражения. Сильной головной болью могут начинаться большинство инфекционных заболеваний. Повышение температуры тела до 38 градусов и выше в сочетании с головной болью и болью в глазах — признак начинающегося гриппа, а в сочетании с жидким стулом и болями в крупных мышцах — признак кишечно-вирусной инфекции. Естественно, в журнальной статье невозможно рассказать обо всех случаях, когда возникает головная боль. Ясно одно: сильная боль в голове — признак тревожный. Если при этом ребенок бледен, у него синюшные круги под глазами и резкая бледность кожи вокруг губ и на подбородке, его тошнит, — он нуждается в немедленной медицинской помощи, и нельзя оставлять его одного. А частые повторные приступы головной боли — абсолютное показание для того, чтобы обратиться к врачу для углубленного обследования, выяснения причин и назначения обоснованного лечения. Головная боль — это очень серьезно!
Парцалис Елена Михайловна,
доктор медицинских наук, педиатр высшей категории, заведующая детским отделением московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии.
Материал предоставлен журналом Семья и школа (№11 2005 г.).
Фото из фотогалереи «Мое Солнышко».
Опубликовано в рубрике «Будь здоров» детского портала «Солнышко» 14 ноября 2005 года.
источник
Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.
У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.
Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.
Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.
Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).
Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:
- Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
- Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
- Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
- Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
- Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
- При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
- Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
- Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
- Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
- При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
- Медикаментозное лечение.
источник
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4
С началом нового учебного года детям вновь приходится включаться в активный процесс впитывания знаний и общения с многочисленным окружением. Изменение в расписании, новые предметы, новые учителя и новые друзья вызывают у школьника стресс, который бьёт его по голове.
В сентябре резко возрастает нагрузка на нервную систему школьников, а это приводит к усилению и учащению у них приступов головной боли. Врачи Общенациональной детской больницы ( Nationwide Children`s Hospital ) в США считают, что родители в состоянии помочь своим детям избежать столь широко распространённого недомогания в течение беспокойного школьного года.
«Во-первых, попытайтесь ввести своих детей в обычное школьное расписание по крайней мере за две недели до начала занятий, – рекомендует детский невропатолог, преподаватель Государственного университета в Огайо (США) Энн Пэкэлнис. – Укладывайте детей пораньше спать, убедитесь, что ваши чада действительно хорошо отдохнули перед началом нового учебного года и настроились на режим».
В последнем исследовании педиатры Общенациональной детской больницы выяснили, что нарушения сна и эмоциональные расстройства у подростков прямо связаны с мигренью. При учащающихся приступах головной боли у ребёнка нарушается сон, копится недосыпание и обостряется хроническая депрессия. Особенно чётко это проявляется у подростков, которые увлекаются кофеиносодержащими напитками. «Мы обнаружили, что мигрень играет важную роль в формировании нарушений сна и эмоционального равновесия у детей, – говорит Пэкэлнис. – А вот снижение потребления кофеина детьми нормализует их сон, улучшает настроение и повышает их устойчивость к приступам мигрени». Родители также должны проконтролировать, чем питается их ребёнок, убедиться, что в меню присутствует достаточное количество жидкости.
Каждый третий ребенок страдает от головных болей чаще одного раза в месяц. Самая частая из них – это так называемая головная боль напряжения. обычной причиной её является стресс. В этом случае дело обходится без тошноты и рвоты, и прекратить такую боль достаточно просто. Мигрень же, которая составляет четверть от всех головных болей школьников, намного более серьёзное явление. Боль при мигрени характеризуется пульсацией с одной стороны головы, которая усугубляется при физической деятельности. Дети, страдающие мигренями, вынуждены пропускать занятия в школе и ограничивать свою активность из-за тошноты при приступах.
Конечно, лекарство может принести временное облегчение при головной боли, но родителям следует строго отслеживать количество анальгетиков, принимаемых старшими подростками, например, нестероидных препаратов. Использование данных противовоспалительных средств (нурофен, ибупрофен) несколько раз в неделю может привести к серьёзным отрицательным последствиям.
Если у ребёнка, несмотря на здоровый образ жизни и чёткий режим дня, всё же сохраняются приступы головной боли, то следует показать его врачу. Посещение педиатра либо невропатолога также рекомендуется, если головные боли у ребёнка локализуются в задней части головы или начинаются по утрам и нарастают к концу дня, сопровождаясь тошнотой или рвотой. В этом случае головные боли могут быть не просто следствием стресса, а симптомом серьёзного заболевания, которое потребует грамотного лечения у специалиста.
Если у вашего ребенка действительно болит голова, то нужно обязательно сходить к педиатру и врачу-неврологу, пусть они исключат всевозможные болезни, вот у моей дочери ничего не обнаружили, просто сказали что переутомления, большие нагрузки в школе, а она у меня отличница.Нам прописали вазобрал, он улучшает кровоснабжение мозга и за счет этого постепенно головные боли ушли
Во всех случаях появления головных болей у детей они обязательно должны быть осмотрены врачом-невропатологом, обследованы окулистом и отоларингологом, а при необходимости и госпитализированы в неврологическое отделение. Не следует без обследования начинать самостоятельное лечение головных болей у вашего ребенка. Временный эффект от проводимого лечения может привести к тому, что необходимое обследование, а значит, и диагностика будут слишком поздними. За упущенное время патологические изменения могут принять необратимый характер.
Головные боли очень часто встречаются в детей и подростков. Согласно данным, 56% мальчиков и 74% девочек испытывали приступы головной боли в прошедшем месяце. К 15 годам 15.5% детей и подростков страдают от мигрени и 15% – от тензионной головной боли.
Многие родители думают, что головная боль у ребенка является симптомом новообразования в головном мозге или серьезного заболевания, но это не так.
Причины детской головной боли те же, что и у взрослых, но в большинстве случаев головная боль вызвана инфекционной болезнью, простудой или высокой температурой. В других случаях головною боль вызывают синуситы (воспаление слизистой оболочки одной или нескольких околоносовых пазух), фарингиты (воспаление слизистой оболочки и лимфоидной ткани глотки) или отиты (воспаление уха).
Патология мигрени не определена, но ее соотносят с изменениями головного мозга и наследственными факторами. Много лет существовало мнение, что мигрень провоцируется расширением и сужением сосудов головного мозга. На данный момент исследователи склонны думать, что причиной мигрени является наследственная патология в определенном его участке. 90% детей и подростков, страдающих головной болью, имеют близких родственников с диагнозом – мигрень. Если оба родителя склонны к мигрени, есть большая вероятность передачи болезни ребенку, но риск понижается к 25-50% в случае болезни одного из них. Дети и подростки, испытывающие головные боли, тоже повержены определенным провокаторам мигрени, например, усталости, яркому свету, а также изменениям погоды.
Для начала надо выяснить от чего болит голова. Всем без исключения детям, страдающим головными болями, следует больше бывать на свежем воздухе, гулять, заниматься физическими упражнениями.
У детей головные боли по частоте находятся на втором месте после болей в животике. раскрыть причины головной боли у детей нам согласилась врач-педиатр, главный врач детской клиники Малі , Татьяна Конотопская.
5 % детей дошкольного возраста сталкиваются с головной болью. У детей постарше цифры выше – жалобы бывают у 15% школьников. Порой даже груднички страдают от головных болей. Причиной может быть родовая травма, вследствие которой у младенца повышенное внутричерепное давление, развился так называемый гипертензионный синдром. Позднее к причинам, вызывающим головные боли у ребенка, присоединяется целый букет проблем. Многие из них являются следствием ошибок в образе жизни. Узнай, как избежать этого.
Кто сказал, что у ребенка легкая жизнь? От того объема новой информации, которую ребенок перерабатывает в течение дня, и эмоциональных нагрузок, которые он испытывает, у взрослого человека голова могла бы просто лопнуть от напряжения. У детей же возникают так называемые головные боли напряжения. Этот тип головной боли свойствен 70-75 % ребятишек, жалующихся на цефалгию. Особенности такой боли следующие:
- боль локализуется в лобной, лобно-височной, реже в теменной области черепа;
- характер боли ноющий, сжимающий голову как тисками;
- головная боль напряжения чаще возникает во второй половине дня (дают знать о себе пере утомление в школе или детском саду, стрессы);
- болевой синдром нередко исчезает без медикаментозной терапии при смене деятельности и практически всегда (если только повинны не метеоусловия) после прогулки на свежем воздухе.
Что делать? Эффективное лекарство против головных болей напряжения – это правильный образ жизни. Пересмотри режим дня ребенка, сними с него непосильные нагрузки.
Очень часто головные боли у детей появляются на фоне заболеваний лор-органов. При детских инфекциях они возникают в острый период болезни или непосредственно ему предшествуют. Токсическое воздействие на сосуды головного мозга, раздражение мозговых оболочек, высокая температура и склонность к повышению внутричерепного давления усугубляют такие боли: они становятся довольно интенсивными и мучительными для маленького.
Что делать? Поскольку в этих болях повинно инфекционное заболевание, все усилия должны быть направлены на лечение основного недуга.
Патология органов зрения и головная боль у ребенка
Головная боль, возникающая в результате переутомления глаз у школьников, имеет одну неприятную особенность: она очень плохо снимается анальгетиками. Ситуация усугубляется, если повышенные зрительные нагрузки носят регулярный характер. Например, при сочетании школьных занятий с учебой в художественной школе, любовью к чтению или страстью к компьютерным играм.
Что делать? Менять образ жизни и при необходимости правильно подбирать очки.
Кроме вышеперечисленных существует целый ряд других причин, которые могут вызывать сильную головную боль. Это могут быть как банальные острые респираторные инфекции, так и серьезные нейроинфекции, например, менингит. Нельзя исключать также опухоли головного мозга.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Симптомы рака у ребенка: что должно насторожить маму?
Важно! Головная боль у крохи – это вовсе не пустяк. Она не пройдет сама собой. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с доктором. Даже самые простые рекомендации специалиста нередко значительно улучшают качество жизни. А бывают случаи, когда своевременный визит к доктору спасает ребенку жизнь.
Наш консультант: Татьяна Конотопская,
врач-педиатр, главный врач детской клиники Малі , Киев .
Фото: depositphotos.com
Больно , — жалуется трехлетний карапуз, держась ручками за голову. Мама удивлена. Ей кажется, что головная боль одолевает только взрослых. Увы, не щадит и детей. Каковы симптомы этого взрослого недуга у детей? За разъяснением мы обратились к детскому неврологу Сармите Озоле.
#8212; К сожалению, головная боль может мучить даже малышей, #8212; говорит доктор Озола. #8212; А распознать ее у детишек, еще не умеющих говорить, непросто. Понаблюдайте за поведением ребенка. Малыш возбудим, беспричинно плачет, капризничает, плохо спит, гиперактивный или, наоборот, очень вялый. Значит, младенец испытывает дискомфорт, это заставляет его быть излишне беспокойным, плаксивым.
У грудничка головная боль может сопровождаться рвотой, фонтанирующим срыгиванием. Но эти признаки могут быть и симптомами многих других заболеваний. Как правило, и 2-3-летки не всегда могут сформулировать свои жалобы, дифференцировать боль. Иногда маленькие дети падают и ударяются головой, поэтому их может беспокоить так называемая посттравматическая головная боль. Причины головной боли у ребенка могут быть самые разные. И лучше не гадать, а показать ребенка педиатру. Потом, если понадобится, и неврологу. Дети с возбудимым типом нервной системы, гиперчувствительные, достаточно часто страдают от головных болей. Среди неврологических причин можно назвать воспалительные заболевания центральной нервной системы, менингиты. При таком состоянии необходимо детальное неврологическое обследование ребенка.
Причины головных болей у детей, как и у взрослых, можно разделить на первичные (самостоятельные, не связанные с другими заболеваниями) и вторичные (когда головная боль становится одним из многочисленных проявлений какого-либо заболевания). Спровоцировать ее может родовая травма, тяжелые роды, в результате которых снижаются адаптационные возможности мозга, нарушается его нормальное развитие. Виновниками головных болей могут быть и хронические заболевания. Как правило, головная боль #8212; спутница простудных заболеваний, когда заложены пазухи носа, увеличены аденоиды, и даже обычный насморк.
Запустить механизм головной боли могут и гельминты (глисты) #8212; паразиты, отравляющие организм ребенка. В подростковом возрасте головная боль в большинстве случаев может быть вызвана половым созреванием, гормональной перестройкой организма. Так, критический период у девочек #8212; 11-14 лет.
Стресс первого класса
Близорукость, скрытое косоглазие, неправильно подобранные очки тоже могут вызвать головную боль. Ребенок стесняется носить очки в школе, а дома жалуется, что устали глаза и болит голова. А причина #8212; в перенапряжении зрения. С началом школьной учебы у детей иногда начинаются проблемы со зрением, и головная боль говорит об этом. Важно показать ребенка окулисту и соблюдать его рекомендации.
Неудивительно, что приступы головной боли нередко одолевают первоклассников. В жизни ребенка меняется все #8212; режим дня, нагрузки, окружение. А стресс, нервозная обстановка в школе или дома могут спровоцировать головную боль от напряжения. Это ответ организма на психические перегрузки, стресс, длительную конфликтную ситуацию в школе или семье. Обычно головные боли такого рода стягивающие, сдавливающие #8212; словно на голову давит обруч или шлем. У некоторых детей они вызывают тошноту и головокружение. Профилактика #8212; полноценное питание, нормальный сон, ежедневные прогулки на свежем воздухе и, конечно, ненервозная психологическая обстановка дома, в школе.
А бывает ли мигрень?
#8212; Да, как это ни странно, бывает, особенно если в семье есть наследственная предрасположенность, #8212; отмечает доктор. #8212; Однако по наследству передается не сама болезнь, а предрасположенность к ней. Эта головная боль практически лишает ребенка способности нормально себя вести, то есть бегать, прыгать, веселиться. Иногда возникает тошнота (рвота), боли в животе. Но мигрень (неврологическое заболевание с частыми и мучительными приступами головной боли) чаще проявляется в подростковом возрасте #8212; на волне гормонального всплеска. Есть случаи и более раннего начала мигрени (в 3-5 лет). Маленького ребенка нельзя пичкать лекарствами, поэтому сначала оградите его от тех факторов, которые провоцируют приступы мигрени. Во-первых, нормализуйте режим дня и питания. Он должен высыпаться и правильно питаться. Если ребенок голоден #8212; это состояние тоже может вызвать головную боль. Чрезмерное употребление ребенком шоколада, орехов может спровоцировать головную боль и способствовать развитию мигрени. Поэтому необходимо отказаться от продуктов, содержащих тирамин, #8212; шоколада, острых сортов сыра, копченостей, консервов. Головные боли в лобно-височной области могут являться следствием злоупотребления вредных для ребенка чипсов, фастфудов , прочих сублимированных продуктов быстрого приготовления.
Иногда головную боль провоцируют какие-то внутренние изменения в организме, а порой ее причины в смене погоды, в духоте, эмоциональном стрессе, умственной и физической нагрузке.
#8212; Если у ребенка болит голова, дайте ему теплый сладкий чай, уложите в постель в проветренном помещении, приложите на лоб смоченную водой прохладную салфетку, успокойте легкими поглаживаниями. Помочь может легкий массаж воротниковой зоны #8212; от основания черепа к плечам, #8212; советует доктор.- Во время приступа головной боли нужно создать ребенку максимальный покой, устранить все звуковые раздражители, выключить телевизор. Заядлого любителя просиживать за компьютером тоже нередко одолевают приступы головной боли. Таким образом, детский организм сигнализирует: что-то неблагополучно, пора сменить обстановку. Если жалобы возникают периодически, родителям нужно постараться оценить и проанализировать, что могло вызвать детскую головную боль. Если она сказывается на поведении малыша #8212; он становится плаксивым, нервным, не занимайтесь самолечением, а обратитесь к семейному врачу. Важно найти причину, а не пытаться устранить лишь ее следствия. Прибегать к лекарствам можно лишь в исключительных случаях и только по рекомендации семейного врача. Не лечите головную боль ребенка вслепую . Помните, что применение большинства взрослых препаратов опасно для детей.
Тревожные симптомы, при которых нужно показать ребенка врачу:
усиление головных болей день ото дня;
возникновение приступов только на одной стороне головы;
приступы головной боли, сопровождающиеся головокружением, тошнотой и рвотой;
появление на фоне головной боли нарушения координации движений, зрения, слуха, а также апатия или, наоборот, сильное возбуждение;
резкая головная боль, сопровождающаяся рвотой, на фоне вирусного заболевания.
источник