После истерики у ребенка головная боль

Истерики у детей – состояния крайней возбужденности, сопровождающиеся резкой сменой настроения, криками, потерей самообладания. Возникают непроизвольно. Ребенок плачет, падает на пол, выгибает тело дугой, бьется головой, стучит кулаками о поверхности. Реакция развивается на основе негативных эмоций – раздражения, негодования, отчаяния, усиливается при повышенном внимании окружающих, попытках успокоить малыша. Диагностика проводится детским психиатром, психологом. Основной метод исследования – клиническая беседа. Частота приступов, выраженность симптомов корректируются поведенческими техниками. Обучение родителей производится методом консультирования.

В медицине термином «истерика» описывают нервный припадок, состояние психического, моторного возбуждения со слезами, криками, судорогами. В разговорной лексике данное понятие используется для обозначения капризного, спланированного, манипулятивного поведения. Основное отличие истинной истерики от капризов – непроизвольность: ребенок не может самостоятельно запускать, контролировать течение и завершение реакции. Истерические приступы наблюдаются у 90% детей от 1 года до 3 лет. Пиковый период – кризис трехлетнего возраста (2-3 года), суточная частота припадков достигает 10-15. К 4 годам риск истерик снижается, ребенок полностью овладевает речью, способен выражать эмоции вербально.

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, перечат правилам, традициям семьи. Истерики являются признаками переходного этапа развития. Причины – ситуации, провоцирующие гнев, злость, необходимость сопротивления:

  • Физический дискомфорт. Голод, жажда, боль, зуд повышают вероятность эмоционального неконтролируемого приступа. Духота, перегрев становятся причинами ночных истерик.
  • Отсутствие внимания взрослых. Эмоциональное возбуждение малыша накапливается, отсутствует возможность поделиться эмоциями. Результат – неконтролируемый выплеск негодования, раздражения, обиды.
  • Усталость, утомление. Риск истерики повышается после активных игр, общения с детьми, насыщенного эмоциями события. Приступы случаются вечером после дальних поездок, шумных праздников, длительных прогулок.
  • Гиперопека. Кризисное состояние характеризуется потребностью проявлять самостоятельность. Чрезмерная забота родителей провоцирует естественное сопротивление ребенка, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками. Дети не обладают достаточным развитием речи для пояснения собственных желаний, игровых позиций. Отсутствуют навыки коммуникации, необходимые для разрешения конфликтов. Протест выражается истерическим приступом.
  • Непоследовательное поведение взрослых. При отсутствии четкой системы родительских ограничений у ребенка нет ориентиров для выстраивания собственного поведения. Истерики провоцируют неустойчивые запреты, сменяющиеся дозволенностью.

В основе детских истерик лежит функциональная незрелость структур мозга, психофизиологические изменения кризисного периода развития. Созревание мозговых структур происходит от низших отделов к высшим – от подкорковых структур к коре. При формировании истерики накапливается нервное возбуждение, вырабатываются гормоны стресса. Активизируется лимбическая система – возникает эмоция гнева, стимулируются вегетативные реакции (напрягаются мышцы, учащается сердцебиение, дыхание). Цепочка физиологических процессов не включает активацию коры – отсутствует оценка ситуации, выбор действий. Истерика развивается волнообразно: резко нарастает гнев, ярость, на пике они сменяются горем, постепенно эмоциональный приступ ослабевает, становится обычным плачем.

К 1 году дети начинают демонстрировать самостоятельность – возрастает любопытство, стремление к исследованиям. Потребности становятся осознанными, желания определяют поведение малышей. Препятствия, запреты провоцируют истерические реакции. Начало сопровождается громким плачем, криком. Ребенок напрягается, зажмуривает глаза, но слезы отсутствуют. Высокий мышечный тонус сменяется импульсивными движениями – малыш сжимает кулаки, стучит по окружающим поверхностям. При приближении взрослого царапается, кусается, дерется. Постепенно реакции гнева затухают. Ребенок плачет, слезы текут обильно, мышцы расслабляются. После истерики наблюдаются признаки усталости, утомления.

Трехлетние дети переживают кризис, характеризующийся стремлением действовать устанавливать правила, доминировать. Усложняются социальные отношения, активно развивается речь. Сопротивление взрослым проявляется вербально и в поведении. Истерики провоцируются запретами, отказами, предъявлением требований. Приступ отличается разнообразием симптомов: трехлетки чаще падают, бьются головой, закусывают зубами обивку мебели. Большие приступы сопровождаются судорогами, «истерическим мостом» (выгибанием туловища дугой), кратковременной остановкой дыхания. После приступа ребенок долго плачет, жалуется на головокружение, тошноту, боль от ушибов, царапин.

Истерики у детей имеют физические и психические осложнения. Первые возникают после падений, ударов головой об пол, стены, мебель. Малыши получают ушибы, царапины. Неправильная реакция родителей на истерику закрепляет данный способ поведения – ребенок начинает сознательно копировать приступы с целью достижения целей. К подростковому возрасту формируются истерические черты характера: демонстративность, эгоцентризм, стремление привлекать внимание, зависимость от мнения окружающих. Неприемлемое поведение (плач, крики, запрокидывания головы) трансформируются в конверсионное расстройство (истерический невроз), проявляющийся выпадением физиологических функций при эмоциональных переживаниях.

В большинстве случаев истерики – симптом кризисных этапов развития. Эмоциональные приступы корректируются родителями самостоятельно. Вопрос об обращении к врачам возникает, если ребенок теряет сознание, надолго задерживает дыхание, наносит повреждения себе и окружающим, страдает от ночных кошмаров, страхов, резких перепадов настроения, испытывает тошноту, боли после истерического припадка. Диагностика выполняется педиатром, психологом, врачом-психиатром, неврологом. Используются клинические и физические методы:

  • Беседа. Врач опрашивает родителей: собирает анамнез, уточняет время начала истерик, частоту, продолжительность приступов. Выясняет наличие судорог, остановок дыхания, обмороков, нарушений сна, пищеварения. Психолог определяет стиль воспитания, характер ситуаций, провоцирующих приступы.
  • Наблюдение. На консультации врач оценивает поведение, эмоциональные реакции ребенка. Отмечает проявления упрямства, негативизма к замечаниям и просьбам взрослых – признаки возрастного кризиса.
  • Осмотр. При выраженной симптоматике невролог исследует сформированность двигательных навыков, рефлексов. Проводит дифференциальную диагностику, исключая патологии нервной системы как причину приступов с судорогами, потерей сознания. При необходимости назначает инструментальные обследования (МРТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы).

Возрастные приступы истерики – временное явление. Специальная терапия детям не требуется, эмоционально-поведенческие нарушения исчезают после завершения кризиса. Родителям назначается консультация психолога. Специалист рассказывает о механизмах, составляющих основу переходного периода, способах коррекции приступов, дает индивидуальные рекомендации по организации свободного времени ребенка, необходимых изменениях воспитания. Предупредить истерики позволяют следующие приемы:

  • Правильный режим отдыха. Сбалансированность процессов возбуждения-торможения ЦНС поддерживается рациональным чередованием расслабления и активности. Важен полноценный сон, подвижные игры на свежем воздухе, творческие занятия, требующие включения познавательных процессов.
  • Озвучивание чувств ребенка. Полезно говорить с малышом о переживаниях, чувствах, актуальном состоянии. Беседы разовьют способность пояснять устно, понимать эмоции.
  • Возможность выбора. Необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельного принятия решений. В ситуациях, где существует несколько вариантов действий, родителям рекомендуют позволять сделать выбор ребенку.
  • Объяснение причин запретов. Важно говорить о причинах ограничений: опасность для здоровья, причинение вреда человеку, важность выполнения другой деятельности. Объяснения создают отношения равноправия, а не подчинения.

Истерики начинаются неожиданно, аффект быстро нарастает, достигая пика. Родителям нужно знать о принципах поведения, позволяющих сократить продолжительность, выраженность приступов. Часто используются приемы, не приносящие результата – уговоры, ругань, угрозы, насильственные действия. Рекомендации психологов заключаются в следующем:

  • Оставаться спокойными. Не стоит демонстрировать раздражение, гнев в ответ на детскую истерику. Важно сохранить невозмутимость, находясь в поле зрения ребенка. Отсутствие взрослого может испугать, усилить реакцию истерики.
  • Не уступать. Нельзя изменять принятое решение (запрет, отказ), ставшее внешней причиной истерики. Уступки требованиям ребенка закрепляют крики, плач как способ получения желаемого.
  • Не наказывать. Ругань, шлепки, угрозы не успокаивают ребенка, но могут восприниматься как знаки внимания (истерики будут развиваться при его нехватке). Оптимальный вариант – игнорирование поведения малыша, занятие собственными делами.
  • Установить тактильный контакт. После пика аффекта желательно обнять, погладить, поцеловать ребенка. Мягкие прикосновения позволяют ему быстрее успокоиться.

Прогноз истерик у детей благоприятный, приступы завершаются самостоятельно к четырем годам. Профилактика основана на соблюдении режима дня, рациональной организации досуга, выстраивании доброжелательных и уважительных отношений с ребенком. Важно разговаривать «на равных», объяснять причины запретов, собственным примером демонстрировать приверженность правилам поведения, ритуалам. Физическую активность сменять отдыхом, равномерно распределять приемы пищи – малыш не должен чувствовать голод, усталость, скуку. Стоит обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, выяснять причины обид, капризов, агрессии, обсуждать их.

Высказывание «закатить истерику» употребляется нами весьма часто, но мало кто задумывается над тем, что это не простая поведенческая распущенность, а самое настоящее заболевание, со своими симптомами, клиникой и лечением.

Истерический припадок – это вид неврозов, проявляющийся показательными эмоциональными состояниями (слезами, криками, смехом, выгибанием, заламыванием рук), судорожными гиперкинезами, периодическими параличами и т.д. Заболевание известно с древности, ещё Гиппократ описывал этот недуг, называя его «бешенством матки», чему есть весьма понятное объяснение. Истерические припадки больше характерны для женщин, реже они беспокоят детей и лишь в виде исключения бывают у мужчин.

Профессор Жан-Мартен Шарко демонстрирует студентам женщину в истеричном припадке

На данный момент заболевание связывают с определенным складом личности. Люди, подверженные приступам истерии, внушаемы и самовнушаемы, склонны к фантазированию, неустойчивы в поведении и настроении, любят привлекать к себе внимание экстравагантными поступками, стремятся проявить театрализованность на публике. Таким людям необходимы зрители, которые будут с ними нянчиться и заботиться, тогда они получают необходимую психологическую разрядку.

Нередко истерические припадки сопряжены с иными психосоматическими отклонениями: фобиями, неприязнью к цветам, цифрам, картинкам, убежденностью в заговоре против себя. Истерией страдает примерно 7-9% населения планеты. Среди этих людей есть те, которые страдают тяжелой степенью истерии – истерическая психопатия. Припадки таких людей не спектакль, а настоящее заболевание, которое нужно знать, а также уметь оказывать помощь таким больным. Зачастую первые признаки истерии проявляются уже в детском возрасте, поэтому родителям детей, которые бурно на всё реагируют, выгибаются дугой, надсадно кричат, следует показать детскому невропатологу.

В тех случаях, когда проблема нарастала годами и выраженным истерическим неврозам страдает уже взрослый человек, сможет помочь только психиатр. Индивидуально для каждого пациента проводится обследование, собирается анамнез, сдаются анализы и в результате назначается конкретное лечение, подходящее только данному больному. Как правило, это несколько групп препаратов (снотворные, транквилизаторы, анксолитики) и психотерапия.

Психотерапию в данном случае назначают для вскрытия тех жизненных обстоятельств, которые повлияли на развитие болезни. С помощью неё пытаются нивелировать их значение в жизни человека.

Для истерического припадка характерно крайнее разнообразие симптомов

Для истерического припадка характерно крайнее разнообразие симптомов. Объясняется это самовнушением пациентов, «благодаря» которому больные могут изобразить клинику почти любого заболевания. Припадки возникают в большинстве случаев после эмоционального переживания.

Для истерии характерны признаки «рациональности», т.е. у больного возникает только тот симптом, который ему «нужен», «выгоден» в данный момент.

Истерические припадки начинаются с истерического пароксизма, которые следует за неприятным переживанием, ссорой, безразличием со стороны близких. Начинается припадок с соответствующих симптомов:

  • Плач, смех, крик
  • Боль в области сердца
  • Тахикардия (учащенное сердцебиение)
  • Чувство нехватки воздуха
  • Истерический клубок (ощущение подкатившегося комка к горлу)
  • Больной падает, могут возникнуть судороги
  • Гиперемия кожи лица, шеи, груди
  • Глаза закрыты (при попытке открыть, больной их снова зажмуривает)
  • Иногда пациенты рвут на себе одежду, волосы, бьются головой

Стоит отметить черты, не характерные для истерического припадка: у больного нет ушибов, прикусанного языка, приступ никогда не развивается у спящего, не бывает непроизвольного мочеиспускания, человек отвечает на вопросы, отсутствует сон.

Расстройства чувствительности встречаются весьма часто. Больной временно перестает ощущать части тела, иногда не может ими двигать, а порой испытывает дикие боли в теле.Области поражения всегда разнообразны, это могут быть конечности, живот, иногда возникает ощущение «вбитого гвоздя» в локализованном участке головы. Степень интенсивности расстройства чувствительности носит разлитой характер – от легкого дискомфорта до сильнейших болей.

Расстройство органов чувств:

  • Нарушение зрения и слуха
  • Сужение полей зрения
  • Истерическая слепота (может быть как на один, так и на два глаза)
  • Истерическая глухота
  • Истерическая афония (отсутствие звучности голоса)
  • Немота (не могут произносить ни звуки, ни слова)
  • Скандирование (по слогам)
  • Заикание

Характерной чертой для речевых нарушений является охотное желание пациента вступать в письменный контакт.

  • Параличи (парезы)
  • Невозможность выполнения движений
  • Односторонний парез руки
  • Параличи мышц зыка, лица, шеи
  • Дрожание всего тела или отдельных частей
  • Нервные тики мимических мышц лица
  • Выгибание тела дугой

Следует заметить, что при истерических припадках подразумеваются не настоящие параличи, а элементарная невозможность совершать произвольные движения. Зачастую, истерические параличи, парезы, гиперкинезы во время сна проходят.

Расстройство внутренних органов:

  • Отсутствие аппетита
  • Нарушение глотания
  • Психогенная рвота
  • Тошнота, отрыжка, зевота, кашель, икота
  • Псевдоаппендицит, метеоризм
  • Одышка, имитация приступа бронхиальной астмы

В основе психических нарушений лежит желание быть всегда в центре внимания, избыточная эмоциональность, заторможенность, психотический ступор, плаксивость, склонность к преувеличениям и стремление играть ведущую роль среди окружающих. Всё поведение пациента характеризуется театральностью, демонстративностью, инфантильностью в некой мере, создаётся впечатление, что человек «рад своей болезни».

Симптоматические проявления психических припадков у детей зависят от характера психологической травмы и от личностных особенностей больного (мнительность, тревожность, истеричность).

Для ребёнка характерна повышенная чувствительность, впечатлительность, внушаемость, эгоизм, неустойчивость настроения, эгоцентризм. Одной из главных черт является признание среди родителей, сверстников, общества, так называемый – «кумир семьи».

Для детей младшего возраста свойственны задержки дыхания при плаче, провоцируемыме недовольством, гневом ребёнка при неудовлетворении его просьб. В старшем возрасте симптомы более разнообразны, порой имеют сходство с приступами эпилепсии, бронхиальной астмы, удушья. Припадку характерна театральность, длительность пока ребёнок не получит желаемого.

Реже наблюдается заикание, невротические тики, мигательные тики, хныканье, косноязычие. Все эти симптомы возникают (или усиливаются) в присутствии лиц, на которых направлена истерическая реакция.

Более частый симптом энурез (ночное недержание мочи), чаще возникает из-за изменений окружающей обстановки (новый садик, школа, дом, появление второго ребёнка в семье). Временное изъятие малыша из психотравмирующей обстановки, может привести к урежению приступов диуреза.

Диагноз может поставить врач невропатолог или психиатр после необходимого обследования, во время которого отмечается повышение сухожильных рефлексов, тремор пальцев рук. На самом осмотре пациенты часто ведут себя неуравновешенно, могут издавать стоны, вскрики, демонстрировать усиление двигательных рефлексов, спонтанно вздрагивают, плачут.

Одним из методов диагностики истерических припадков является цветодиагностика. Метод представляет собой отторжение определённого цвета при развитии того или иного состояния.

Например, человеку неприятен оранжевый цвет, это может говорить о низкой самооценке, проблемах с социализацией и общением. Такие люди обычно не любят появляться в людных местах, им трудно находить общий язык с окружающими, заводить новых знакомых. Отвергание синего цвета и его оттенков указывает на излишнюю обеспокоенность, раздражительность, возбужденность. Неприязнь к красному цвету свидетельствует о нарушениях в сексуальной сфере или психологическом дискомфорте, который возник на этом фоне. Цветодиагностика на данный момент не сильно распространена в медицинских учреждениях, однако методика точна и востребована.

Весьма часто сложно понять, больной человек перед вами или актёр. Но несмотря на это, стоит знать обязательные рекомендации оказания первой помощи в данной ситуации.

Необходимо знать обязательные рекомендации оказания первой помощи при истерическом припадке

Не уговаривайте человека успокоиться, не жалейте его, не уподобайтесь пациенту и не в падайте в панику сами, это только ещё больше подзадорит истероида. Будьте равнодушны, в некоторых случаях можно уйти в другую комнату или помещение.Если же симптоматика бурная и пациент никак не хочет успокаиваться попытайтесь брызнуть ему в лицо холодной водой, поднести вдохнуть паров нашатырного спирта, дать несильную пощёчину, надавить на болевую точку в локтевой ямке. Ни в коем случае не потакайте больному, при возможности удалите посторонних или уведите пациента в другую комнату. После этого вызовите лечащего врача, до приезда медицинского работника не оставляйте человека одного. После приступа дайте больному стакан холодной воды.

Не следует удерживать во время приступа больного за руки, голову, шею или оставлять его без присмотра.

Для профилактики приступов можно пропивать курсами настойки валерианы, пустырника, применять снотворное. Не следует фиксировать внимание пациента на его болезни и её симптомах.

Истерические припадки проявляются впервые в детстве или в подростковом возрасте. С возрастом клинические проявления сглаживаются, но в климактерическом периоде вновь могут о себе напомнить и обостриться. Но под систематичным наблюдением и лечением обострения проходят, пациенты начинают чувствовать себя гораздо лучше, не обращаясь годами за помощью к врачу. Прогноз заболевания благоприятен при обнаружении и лечении болезни в детском или подростковом возрасте. Не следует забывать, что истерические припадки не всегда могут быть заболеванием, а представлять собой лишь склад личности. Поэтому всегда стоит проконсультироваться со специалистом.

Слёзы ребёнка, не умеющего разговаривать, не считаются способом манипуляции матерью. Это скорее единственно доступный его метод взаимодействия со взрослым миром. Специалисты выделяют 8 уважительных причин детской истерики у младенцев.

Знать их нужно обязательно, поскольку крайне нежелательно закрывать глаза на плач маленького ребёнка. Именно таким нехитрым способом он «сообщает» родителям о собственных нуждах и проблемах. К тому же медики утверждают, что долго плакать для младенцев вредно.

«Не нужно лишний раз подходить к ребёнку – избалуешь!» – таким образом обычно реагируют на младенческие слёзы старшее поколение. Однако детский ор и слёзки для детей младше года – нормальное явление, поскольку новорождённый не способен по-другому рассказать маме и папе о том, что ему плохо или неудобно.

Неврологи и педиатры уверены, что чем скорее мать придёт к своему ребёнку на помощь, поймёт, на что он жалуется и устранит этот раздражающий фактор, тем меньше пострадает его нервная система и тем сильнее он «укрепится во мнении», что желанный и любим.

Вот почему настороженно следует относиться к советам наподобие — «Прокричится и успокоится». Невозможно избаловать ребёнка младше 12 месяцев вниманием и лаской. Зато родители способны на данном возрастном отрезке или взрастить у крохи веру в надёжность окружающего мира, или разрушить её своими неразумными действиями.

Подоплёкой детского плача становятся разные факторы, однако их объединяет нечто общее: ребёнок чувствует неудобство, которое мать должна вовремя увидеть и устранить. Ниже приведена краткая типология источников младенческого плача, которая способна помочь взрослым в кратчайшие сроки успокоить кроху.

Желание кушать – пожалуй, наиболее распространённая причина детской истерики у малыша младше 12 месяцев. Различить «голодные» слёзы и прочие типы плача достаточно просто, нужно лишь обращать внимание на характерные признаки, среди которых:

  • прошло некоторое время после приёма пищи;
  • кроха выполняет сосательные движения (причмокивает);
  • стремится поймать грудь;
  • тянет руки к маме;
  • кричит громко и требовательно;
  • спустя несколько минут малыш начинает захлёбываться плачем.

Самый разумный и естественный шаг – покормить ребёнка, пусть даже вы делали это совсем недавно. Если детские слёзы вызваны голодом, после приёма пищи младенец мгновенно успокоится и перестанет рыдать.

Пресловутые покалывания в кишечнике – довольно болезненное состояние и одновременно очень частое явление. Появляются они в возрасте до 6 месяцев из-за недостаточной зрелости пищеварительной системы, недостатка ферментов в ЖКТ.

В результате в пищеварительном тракте ребёнка скапливаются газики, которые поддавливают на стенки кишечника, приводя к болезненным приступам. Опознать колики можно по прерывистому, приступообразному плачу, громким вскрикиваниям. Ребёнок подтягивает ножки к животу, а приём пищи не устраняет слёзы.

Наиболее простой способ решить проблему – прижать кроху к своему телу, чтобы согреть собственным теплом. Также на детский живот можно положить пелёнку, которую предварительно следует прогладить горячим утюгом. Чтобы отошли газики, можно ввести в задний проход газоотводную трубку.

Ещё одна причина для истерики – неудобство, вызванное мокрыми пелёнками, переполненным подгузником, крошками, попавшими под ползунки либо твёрдыми швами, которые покалывают либо натирают нежный кожный покров ребёнка.

В этом случае достаточно просто переодеть истерящего карапуза, сменить подгузник или пелёнку. Иногда для успокоения хватает всего лишь маминого внимания и кратковременного взаимодействия с малышом. После этого он преспокойно засыпает.

Малоприятные ощущения возникают не только при коликах, но в любом случае ребёнок будет кричать громко, ровно, изредка будут слышны резкие усиления плача, что обусловлено усилением болевого синдрома. То есть кроха всячески сигнализирует родителям о собственных мучениях и страданиях.

Рассмотрим основные возможные причины болезненных ощущений у младенца:

  • болит живот. Здесь речь идёт не о коликах, а о более серьёзных проблемах. Например, непроходимость кишечника либо инвагинация (внедрение какого-либо участка кишки в просвет иного сегмента). При этом ребёнок очень громко кричит, сучит ногами, тянет их к животику;
  • болят уши. Воспалительные процессы в среднем ухе – отиты – частое явление в раннем детстве. Заподозрить отит можно по тому, как малыш трогает ушки, отказывается от груди или бросает кушать, едва приступив к приёму пищи. Истерика в данном случае сопровождается пронзительным рёвом;
  • режутся зубы. Малыш с режущимися зубками испытывает множественные проблемы: появляется жар, понос, повышается отделение слюны. При этом наблюдаются регулярные капризы, рёв длительный, с яркими приступами по ночам. Яркий признак – кроха тянет в ротик всё подряд;
  • воспаление ротовой полости. Истерики бывают в случае инфекционного процесса в ротовой полости (например, по причине молочницы). Заболевшие младенцы плачут, кричат, отворачиваются от груди либо бутылочки;
  • воспаление органов мочевыделительной системы. Если истерические приступы встречаются при опорожнении мочевого пузыря, причём случаются они довольно часто, можно заподозрить наличие воспаления мочевыделительных органов.

Новорождённый появляется на свет с несовершенной терморегуляцией, вот почему так часто отмечается перегревание либо переохлаждение. А если ребёнок замерзает или ему слишком жарко, он требует исправить сложившуюся ситуацию плачем.

Если ребёнок перегрелся, его кожа краснеет, наблюдается хныканье, метание в постели, возникновение потнички. Нередко отмечается повышение температуры. При переохлаждении громкий крик переходит в «подвывание», возникает икота. Конечности становятся холодными на ощупь.

Ответ очевиден – раскутать малыша или, напротив, одеть потеплее. В целом, необходимо ориентироваться исключительно на маленького человечка. Некоторые вполне неплохо ощущают себя даже в довольно прохладном помещении, другие же впадают в истерику при любом понижении или повышении температуры в комнате.

Кислородное голодание плода при беременности или родовой деятельности чревато различными проблемами, в том числе и головными болями. Связано это с высоким давлением внутри черепа, нарушениями работы нервной системы, гипервозбудимостью.

Определить головную боль можно по зависимости истерики от погодных условий. Обычно ребятишки крайне остро реагируют на повышение или снижение атмосферного давления – в случае дождливой, ветреной, снежной погоды малыши долго плачут, у них пульсирует родничок.

Не стоит своими силами бороться с детской мигренью. Она часто сигнализирует о серьёзных проблемах с нервной системой и головным мозгом, поэтому главная задача родителей – вовремя обратиться к неврологу при первых же истериках малыша.

Самая «безобидная» причина младенческой истерики – недостаток маминого внимания, то есть грудничку попросту скучно и одиноко в своей кроватке, и он жаждет «пообщаться». В данном случае плач прерывистый, словно малыш подзывает и слушает, подошли ли к нему или нет.

Если мама игнорирует подобные сигналы, начинается настоящий громкий рёв с требовательными нотками. Ребёнок, конечно, не может понять, что мать, помимо общения с ним, любимым, может быть занята и другими насущными делами.

В данном случае успокоить младенца очень просто – нужно взять его на ручки, пообщаться с ним, поиграть, утешить. А уделив внимание, можно заняться и домашними хлопотами, регулярно проверяя, не соскучилось ли в очередной раз любимое чадо.

Новорождённые и дети до года быстро переутомляются по причине несовершенства нервной системы. В таком случае ребёнок не может уснуть, зевает, хнычет или громко плачет. При этом он может быть двигательно возбудим, то есть хаотически размахивает ножками и ручками.

Чтобы успокоить истерический приступ, вызванный переутомлением, можно выполнить следующие действия:

  • устройте младенца к себе на животик. Перестук сердца напомнит о внутриутробном периоде и послужит своего рода успокоительным;
  • попробуйте поносить кроху столбиком или лёжа. Это позволит уменьшить нагрузку на определённую группу мышц;
  • откройте форточку или включите вентилятор. Повышение уровня кислорода в помещении позволит улучшить работу головного мозга;
  • снизьте информационную нагрузку. Для этого нужно выключить свет, телевизор, радиоприёмник. Возможно, малыш устал от слишком интенсивных сигналов и информационного насыщения окружающей среды;
  • спойте песенку. Даже если вы не обладаете музыкальным слухом, малыш с удовольствием послушает колыбельную в вашем исполнении. Можно просто тихо почитать ему сказку.

В первую очередь маме необходимо понять подоплёку слёз и криков путём исключения вероятных причин. Сначала нужно проверить чистоту подгузника или пелёнки. После проверяется одежда, ощупываются ножки и ручки, исследуется состояние кроватки (может, там неудобно лежать), определяется наличие/отсутствие опрелостей.

Ребёнок продолжает реветь? Необходимо взять его на ручки, вероятно, он тут же успокоится и даст вам понять, что настроен на «общение». Если кроха тянется к груди, нужно его покормить. В случае отказа от кормления, особенно если малыш голоден, можно заподозрить недомогание или болезнь.

Таким образом, детский плач – это, с одной стороны, способ общения ребёнка с родителями, а с другой — явный сигнал о каком-либо неблагополучии или дискомфорте. Следовательно, слёзы и истерику младенца ни в коем случае нельзя игнорировать.

Если мама обследовала малыша и не обнаружила серьёзных поводов для беспокойства, а ребёнок продолжает плакать и истерить, необходимо обратиться к доктору. Это позволит вовремя обнаружить серьёзные патологии внутренних органов или какие-либо острые инфекционно-воспалительные процессы.

Истерика у ребенка относится к состоянию крайнего нервного возбуждения, которое приводит к потере детского самообладания. Детские истерики чаще всего проявляются плачем, громким криком, катанием по полу, а также размахиванием ногами и руками. Нередко дети в приступе кусают окружающих и себя, бьются головой об стену. Пребывая в таком состоянии, ребенок не способен адекватно реагировать на обращенную к нему речь и не способен воспринимать обычные методы общения, направленные на него. Не стоит в этот период что-либо ему доказывать или объяснять, поскольку малыш осознанно пользуется истерикой, понимая, что она эффективно действует на взрослых и таким образом достигается желаемое.

Взрослея, у малышей появляются личные интересы, желания, которые зачастую расходятся с желаниями взрослых. Если малышу не удается добиться своего, то он испытывает раздражение и злость. Итак, истерика появляется при столкновении интересов родителей и ребенка. Выделяют типичные ситуации, провоцирующие это состояние в семье:

— неспособность выразить вербально личное недовольство;

— стремление привлечь к себе внимание;

— желание достичь что-то очень важное и необходимое;

— недосыпание, утомление, чувство голода;

— болезнь или состояние после болезни;

— желание подражать сверстникам или взрослым;

— чрезмерная опека и патологическая строгость взрослых;

— отсутствие выраженного отношения к отрицательным и положительным поступкам малыша;

— невыработанная система наказаний и поощрений ребенка;

— отрыв от интересного занятия;

— слабый и неуравновешенный склад нервной системы малыша.

Столкнувшись с таким явлением, родители зачастую не знают как правильно себя вести с малышом, и желают одного, чтобы истеричные капризы как можно быстрее прекратились. От поведения взрослых зависит многое: будут эти истерики длиться годами или прекратят свое существование после нескольких неудачных попыток. В случаях, если взрослые не реагируют и относятся спокойно к истерическим выпадам, то исправить подобную ситуацию возможно достаточно быстро.

Как бороться с истерикой ребенка? Изначально, необходимо научиться различать такие понятия, как «каприз» и «истерика». К капризам малыш прибегает преднамеренно, для того чтобы получить желаемое и что-то невозможное, а также запретное именно в данный момент. Капризы, как и истерические приступы, сопровождаются топаньем ног, плачем, криком, разбрасыванием предметов. Зачастую капризы малыша невыполнимы. Например, ребенок требует сладостей, которых в доме нет или хочет идти гулять на улицу, когда идет сильный дождь.

Истерики же зачастую непроизвольны, их особенностью выступает то, что малышу очень сложно справиться со своими эмоциями. Приступы истерики у ребенка сопровождаются криками, царапаньем лица, громким плачем, битьем головой об стену или кулаками об пол. Нередко бывают случаи, когда возникают непроизвольные судороги: «истерический мост», при котором малыш выгибается дугой.

Взрослым необходимо учитывать, что детская истерика, являясь сильной эмоциональной реакцией подкрепляется агрессией, раздражением, отчаянием. Во время приступа малыш слабо контролирует моторику, именно поэтому он бьется головой об стену или пол, практически не ощущая боли. Особенностью приступов выступает то, что они появляются как следствие неприятного известия или обиды, усиливаясь при внимании окружающих и быстро прекращаясь после исчезновения заинтересованности окружения.

Что делать если у ребенка истерика? Первые истерики возникают после года и достигают пика капризности, а также упрямства в 2,5 -3 года. Возраст трех лет в психологии получил название «кризис трех лет». В кризисный период истерические приступы способны случаться по любому поводу и достигать до 10 раз в день. Для них характерны истерические протесты и упрямство. Нередко родители не могут понять, как некогда послушный ребенок превратился в тирана, устраивающего истерики по самому незначительному и любому поводу.

Как избежать истерики у ребенка? Наблюдая за ребенком, старайтесь понять, какое состояние приближает истерику. Это могут быть легкое хныканье, поджатые губы, сопение. При первых признаках старайтесь внимание ребенка переключить на что-то интересное.

Предложите ему книжку, другую игрушку, перейдите в другую комнату, покажите, что происходит за окном. Этот прием эффективен в случае, если истерика еще не разгорелась. Если приступ начался, то этот метод не принесет желаемых результатов. Используя следующие простые приемы можно избежать истерических приступов:

— полноценный отдых, соблюдение режимных моментов;

— не допускать переутомления;

— уважительно относится к досугу малыша, позволять ему играть и отводить для этого достаточное время;

— прояснять чувства малыша, например, («Ты сердишься, потому что не получил конфет», или «Тебе не дали машину и ты обиделся».) Это позволит ребенку научиться говорить о собственных чувствах и пытаться их контролировать. Дайте возможность ребенку понять, что есть определенные пределы, которые нарушать недопустимо. Например, «Ты сердишься, я понимаю, но кричать в автобусе нельзя»;

— не пытайтесь за малыша все делать, покажите ему, что он уже взрослый и способен сам справиться с трудностями (подняться на горку, спуститься по лестнице);

— у малыша должно быть право выбора, например, одеть желтую или зеленую футболку; идти в парк или гулять во дворе);

— при отсутствии выбора, сообщается то, что будет происходить: «Идем в магазин»;

— если ребенок стал плакать, то попросите его, например, показать что-нибудь или найти какую-то игрушку.

У детей 1,5 лет истерики возникают на фоне нервного перенапряжения и усталости, поскольку психика еще не устоялась, а ближе к 2-м годам капризы превращаются в своеобразную манипуляцию и выступают способом достижения своих требований. В 2 года малыш уже постиг смысл слов «нет», «нельзя», «не хочу» и успешно начинает пользоваться этими формами протеста. Это происходит потому, что он не способен бороться убеждением или силой слов и действует необузданным поведением. Таким поведением малыш вводит родителей в ступор, и они не знают, как правильно реагировать, когда ребенок царапается, кидается на стенку, кричит, будто ему делают больно. Одни родители поддаются такому поведению и спешат удовлетворить все требования маленького тирана, а другие наоборот задают такую взбучку, чтобы отбить в будущем желание устраивать протесты.

Как реагировать на истерики ребенка 2 лет? Зачастую началом приступа выступает каприз: «Дай, купи, уйди, не буду …» В случае если предотвращение истерики не состоялось, и она началась, то не старайтесь успокаивать ребенка, ругать, уговаривать, кричать, это только послужит стимулом к продолжению. Ни в коем случае не бросайте ребенка, поскольку это может его напугать. Будьте всегда поблизости, не выпуская из поля зрения ребенка и сохраняя уверенность и спокойствие в себе.

Если малыш устроил истерику для достижения желаемого, не уступайте ему. Выполняя его желания, взрослые тем самым закрепляют такую форму поведения. В дальнейшем малыш будет и дальше применять истерику, для достижения желаемого. Уступив раз можно быть уверенным, что истерика повторится еще. Прибегая к физическим наказаниям, можно только усугубить состояние малыша. Игнорируя истерику, малыш успокоится сам и поймет, что это не приносит желаемого внимания и в будущем не стоит на это тратить силы.

Крепко обнимая ребенка и удерживая некоторое время в своих объятиях, повторяйте ему, о своей любви, даже, когда он злится, бросается на пол и громко кричит. Не следует настойчиво удерживать малыша в объятиях и если он вырывается, то лучше его отпустить. Не разрешайте ребенку управлять взрослыми. Если ребенок не желает оставаться с кем-то из взрослых, например, с бабушкой, папой, воспитателем, то спокойно оставляя его, быстро выходите из помещения. Чем дольше будете оттягивать момент ухода, тем продолжительнее будет истерика.

Бороться с истериками ребенка 2-х лет в общественных местах родители не всегда готовы. Гораздо легче уступить, чтобы только замолчал и не кричал, однако этот способ опасен. Не стоит обращать внимание на взгляды посторонних людей, которые будут осуждать. Уступив однажды, для избегания скандала, следует быть готовым, что и дальше придется так же действовать. При отказе малышу в приобретении в магазине новой игрушки будьте настойчивы. Пусть он возмущается, топает ногами и выражает недовольство. При уверенном заявлении о своем решении, малыш со временем поймет, что истериками он абсолютно ничего не добьется. В общественных местах истерики зачастую рассчитаны на публику, а не на родителей. Поэтому в такой ситуации самое правильное будет просто переждать приступ у малыша. После того, как страсти улягутся, проявите к ребенку внимание, ласку, возьмите его на руки. Выясните, что так расстроило малыша, объясните ему, что с ним приятно общаться, когда он спокоен.

Возраст 3-х лет отмечается следующими характеристиками: малыш желает ощутить себя самостоятельным и взрослым, зачастую имеет собственное «хочу» и старается отстоять его перед взрослыми. Возраст 3-х лет причисляют ко времени находок и открытий, а также осознания себя личностью. У малышей этот период проявляется по-разному, однако основными симптомами выступают крайнее упрямство, своеволие, негативизм. Зачастую такое поведение ребенка родителей застает врасплох. Еще вчера все предложенное ребенку выполнялось с удовольствием, а теперь он все делает наоборот: раздевается, когда просят теплее одеться; убегает, когда зовут. Начинает казаться, что малыш полностью забыл абсолютно все слова, кроме «не хочу» и «нет».

Как справиться с истерикой ребенка? Отучить ребенка от истерик возможно, если не заострять внимание на плохом поведении и уж тем более не пытаться его сломить. Ломка характера ни к чему хорошему не приведет, однако и вседозволенность нельзя допускать. Как же правильно бороться с истерикой ребенка? Малыш не должен решить, что истерикой можно всего добиться. Самое мудрое, что в этой ситуации способны сделать взрослые – отвлечь ребенка или переключить внимание на что-либо другое.

Например, предложить посмотреть любимые мультики, вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если малыш уже на пике истерики, то это не сработает. В данном случае приступ истерики следует переждать.

Если ребенок закатывает истерики, когда вы находитесь дома, то настойчиво скажите ему, что поговорите с ним после того, как он остынет, а сами продолжайте заниматься личными делами. Очень важно родителям оставаться спокойными и владеть своими эмоциями. После того, как малыш успокоится, скажите ему, что очень любите его, однако своими капризами он ничего не добьется.

В случае если истерика произошла в общественном месте, то по возможности лишите малыша зрителей. Для этого перенесите ребенка в наименее людное место.

Если ребенок часто закатывает истерики, то старайтесь не допускать таких ситуаций, когда он может ответить «нет».

Взрослым следует избегать прямых указаний, например: «Одевайся, мы идем гулять!» Необходимо создать для малыша иллюзию выбора: «Хочешь погулять в парке или во дворе?», «Мы идем на горку или в песочницу?»

Постепенно к четырем годам капризы, истерические выпады сами собой стихают, поскольку малыш становится способным выражать свои эмоции и чувства словами.

Зачастую детские капризы, а также истерики выступают следствием ошибочного поведения взрослых. Малышу все разрешено, все дозволено, о существовании слова «нет» он не знает. В 4 года дети очень сообразительны и наблюдательны. Они понимают, что если мама запретила, то это же может разрешить бабушка. Определите для ребенка список разрешенных и запрещенных вещей и всегда придерживайтесь этого порядка. Старайтесь в воспитании придерживаться единства, если мама запретила, значит так и должно быть и другой взрослый не должен вмешиваться.

Если истерики и капризы у ребенка постоянны, то это может сигнализировать о заболеваниях нервной системы.

Обращаться к детскому неврологу необходимо в случаях если:

— истерики повторяются более часто и становятся агрессивными;

— малыш во время истерики теряет сознание и задерживает дыхание;

— у ребенка сохраняются длительное время истерики после 4-х лет;

— ребенок во время приступов наносит повреждения окружающим и себе;

— истерические приступы проявляются в ночное время и сопровождаются страхами, кошмарами, перепадами настроения;

— истерия заканчивается одышкой и рвотой, внезапной вялостью, а также усталостью ребенка.

Если здоровье малыша в порядке, то проблема кроется в семейных отношениях, а также в реакции ближайшего окружения на поведение ребенка. В борьбе с детской истерикой необходимо уметь сохранять самообладание. Осуществить это порой бывает очень трудно, особенно, если истерика возникает в самое неподходящее время. Будьте терпеливы и старайтесь находить компромиссы. Многие истерические выпады предотвращаются, если понять их причины.

Истерика — проявление отрицательных эмоций, направленное на привлечение внимания со стороны окружающих. Детская истерика-это демонстративные проявления гнева ребенка или отчаяния.

Проявление истерики у ребенка как правило связано с тем, что он не получает того, чего хочет или у него что-то не получается самостоятельно сделать. В возрасте 3 лет ребенок еще не научился сдерживать свои эмоции, у него еще плохо развита речь и он не может правильно показать свои чувства и желания.

Детские истерики достаточно распространенное явление, наблюдается у 90% детей. Истерики начинаются у некоторых детей в 9 месяцев, чаще в полтора года, а к четырем годам это уже редкое явление. Детские истерики могут быть проявлением характера малыша или как способ манипуляции.

  • дефицит внимания со стороны взрослых;
  • малыш переутомился и устал (плохо спал ночью, часто просыпался);
  • нарушение режима дня (ребенок голоден или хочет спать);
  • малыш не может выразить словами свои чувства и желания;
  • ребенок не может получить от взрослых желаемого;
  • проявление характера;
  • физическое и психологическое состояние малыша вовремя или после болезни;
  • у некоторых детей возникает желание подражать взрослым и сверстникам (некоторые дети могут повторять за истеричными детьми или копировать поведение родителей);
  • потребность малыша получить эмоциональную или физическую разрядку;
  • нездоровая психологическая обстановка в семье;
  • взрослые пытаются отвлечь или оторвать малыша от интересного для него занятия;
  • в 3 года малышу дарят и покупают игрушки, которые ему не подходят по возрасту или у него что-то не получается в игре.

Очень часто детские истерики являются результатом неправильной реакции и поведения взрослых.

Если ребенку все разрешается, его очень сильно любят мама и бабушка и ничего не запрещают, у малыша складывается ощущения вседозволенности. В 3 года малыш еще не понимает, что он делает не правильно, не понимает реакцию родителей на его действия. Маленькие дети в 2-3 года часто в ответ на все свои действия видят только умиление и улыбку, если их ругают, то это происходит не всегда. Мама может быть более строгой в каких-то вопросах, а папа и бабушка позволяют абсолютно все, в результате малыш не может разобраться «что такое хорошо, что такое плохо».

Очень часто мамы обращаются к детским психологам, когда их чаду исполняется 2.5 или 3 года. В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад. Родители перестают узнавать своего улыбчивого и доброжелательного малыша. Некоторые дети именно в возрасте 3 лет категорически отказываются ходить в садик, расставаться со своей мамой, просыпаются ночью и плачут. Утром во время сборов в ясли, некоторые малыши начинают громко плакать, кричать, на фоне общего беспокойства может возникнуть рвота.

После того, как мама привела малыша в детский сад, он может отказаться раздеваться и идти в группу к другим детям. Вид воспитательницы для него является еще одним раздражающим фактором, и он закатывает новую истерику. Порой родители таких детей удивляются: «сколько надо сил иметь, чтобы плакать почти целый день».

Истерика у ребенка может наблюдаться десятки раз в день, это конечно сильно изматывает его и родителей. Такие дети плохо спят, просыпаются ночью и плачут. Не все мамы могут оставить малыша с бабушкой и не повести в детский сад. Родителям необходимо работать и они не знают, что делать с малышом, который не хочет ходить в детский садик, плохо спит и кушает, просыпается ночью и плачет.

Детские истерики, по мнению психологов, являются проявлением «кризиса 3 лет». В это время у малыша происходит формирование его как личности со своим обособленным «я».

Существует три стадии проявления истерики у детей 3 — летнего возраста.

Особенности нервной системы является врожденным качеством, в раннем детском возрасте проявляется наиболее ярко. Родители должны вовремя определить склад нервной системы своего малыша, чтобы в дальнейшем правильно его воспитывать, выработать тактику своего поведения. Правильное воспитание поможет ему в дальнейшей жизни справляться с трудными жизненными ситуациями и стрессами, вырасти полноценным, успешным человеком.

Дети со слабым типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется замедленными процессами торможения и возбуждения в головном мозге. Такие дети очень впечатлительны, всего бояться, с взрослыми и сверстниками не общительны, обидчивы. Он сильно реагирует на конфликты в семье, имеют сниженную самооценку. Дети со слабым типом нервной системы легко выходят из состояния равновесия, но они никогда не проявляют свои эмоции бурно, не кричат. В состоянии стресса полностью теряет контроль над своими действиями, становится невменяемым, непредсказуемым. Они имеют плохой аппетит, очень избирательны в еде, плохо спят, просыпаются по ночам. В воспитании родителям необходимо проявлять больше ласки и заботы, хвалить свое чадо. Вместе с детьми занимайтесь домашними делами, общайтесь как можно больше с родственниками. Если малыш просыпается ночью и плачет, надо успокоить малыша, некоторые дети спят со своими мамами;

Дети с сильным типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге.Такие дети проявляют отрицательные эмоции только по весовым поводам, но, как правило, прибывают всегда в хорошем настроении, веселы и общительны. Родители не прилагают особых усилий в воспитании, редко возникают конфликтные ситуации. Дети очень коммуникабельны, легко сходятся в общении с взрослыми и детьми. Они быстро увлекаются различными занятиями, им не составляет особого труда понять принцип какой-то игры или дела, но разобравшись, быстро меняют увлечения. Отрицательной чертой является тот факт, что они не постоянны, не держат своих обещаний, не соблюдают режим дня, поздно ложатся, трудно просыпаются утром;

Дети с неуравновешенным типом нервной системы. Для этого типа нервной системы характерно то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети такого типа нервной системы очень легковозбудимые, новое событие или игрушка вызывает у них бурную реакцию. Как правило, они имеют плохой сон, просыпаются ночью, плачут, сон их носит поверхностный характер. Среди сверстников ведут себя очень шумно, любят находиться в центре всеобщего внимания. Начав какое-то дело, они легко отвлекаются, не могут довести до конца. Не любят однообразных дел, среди ровесников пытаются занять место лидера. Со стороны взрослых такие дети не выносят никакой критики, очень болезненно реагируют на замечания, могут кричать, злиться, все бросить и уйти.Воспитание таких детей требует от родителей большого терпения. Родители должны помочь ребенку закончить игру или любое дело, научить его быть сдержанным и терпеливым;

Дети с медлительным типом нервной системы. У детей с таким складом нервной системы процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Такие малыши обычно радуют своих родителей хорошим сном ночью и аппетитом. До 1 года они хорошо набирают вес, иногда выше нормы. Дети спокойны, одиночество для них не мучительно, они всегда находят себе занятие. Удивляют взрослых своей рассудительностью, обдумывают поступки, предсказуемы в действиях. Ему не нравятся резкие перепады настроения других людей. Такие дети очень медлительны, но если берутся за какое-то дело, то обязательно доводят его до конца. Родителям порой бывает очень сложно понять настроение своего чада, потому что он очень сдержан в проявлениях эмоций. Основной ролью в воспитании родителей является постоянное побуждение к действиям. Необходимо выбирать подвижные игры, где надо быстро и много бегать, говорить.

К сильным истерикам склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы.

Детские истерики у малышей до 1 года могут быть в виде длительного и истошного плача, который возникает даже при небольших погрешностях в уходе (чувство голода или жажды, мокрые пеленки, жарко в комнате, хочет спать, мучают колики), такие дети очень часто просыпаются ночью.

Годовалые малыши плачут долго, даже если все причины для беспокойства устранены. Родители в этом случае должны обратиться за помощью к детскому невропатологу, потому что такой продолжительный плач, беспокойство ночью может быть одним из симптомов повышенного внутричерепного давления.

Патология и дисфункция центральной нервной системы является не только последствием перинатальных проблем, необходимо исключить врожденные заболевания.

  • Легче предотвратить. Родители не должны дожидаться пока детская истерика получит свое полное развитие, необходимо чувствовать и предвидеть ситуацию. Вы должны вовремя отвлечь 3- летнего ребенка от раздражающей его ситуации на какой-то другой предмет или животное: «Посмотри, какая птичка, собачка!», А кто это к нам идет?». Родители должны проявлять сочувствие к отрицательным эмоциям малыша, обнять его, поцеловать, успокоить, поговорить. Метод отвлекания помогает родителям только на начальной стадии развития истерики, но если это самый разгар, то отвлечь малыша не удаться, вас не услышат;
  • Бойкотируйте истерику. Малыш должен знать, что вы не выносите истерик. Родителям необходимо сделать вид, что они не замечают истерику, ничего не видят, бойкотируйте ее. Уйдите в другую комнату, оденьте наушники, включите телевизор. Не надо кричать, уговаривать, бить по попе, просто не реагируйте;
  • Ненадолго изолируйте ребенка. Если истерика произошла в детском коллективе или в общественном месте отведите малыша в другую комнату или в отдаленное место, где нет людей, шума и игрушек. В другом месте он должен находиться столько времени, сколько необходимо для того, чтобы он успокоился. В этот момент самое главное для родителей сохранять собственное спокойствие и постараться не показывать свою раздражительность, дети очень тонко чувствуют настроение мамы или папы;
  • Не меняйте тактику. Тактика поведения родителей при проявлениях детской истерики должна быть всегда одинаковой, даже в общественном месте;
  • Поговорите со своим малышом, научитесь понимать друг друга. Попытайтесь вместе найти подходящие слова для выражения его эмоций « я рассержен», «мне не нравиться», «мне грустно». В игровой форме с малышом в возрасте 3 лет можно прорепетировать эти выражения.

Истерика у ребенка — это не повод прекратить с ним общаться в течение дня, не надо высказывать потом свое недовольство, постоянно вспоминать этот момент. Не потеряйте доверие своего малыша!

источник