Меню

Планирование перевозок атп ежедневное месячное годовое

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» в г. Якутске

(филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Якутске)

Кафедра производственного менеджмента

планирование на предприятиях транспорта

Исполнитель студент гр.ЗМТ-06 _____________________ М.Г.Климова

1. ГРУЗЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ..…………………………….…………. 5

1.2 Классификация грузов…………………………………………………. 7

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЕЙ НА ЛИНИИ……….…….….8

2.1 Обработка исходных данных к курсовой работе …………………….…….8

2.2 Построение рациональных маршрутов перевозки грузов и привязка их к

2.3 Построение маятниковых маршрутов перевозки грузов, расчёт технико-

эксплуатационных показателей работы автомобилей на маятниковых

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….29

Планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями. В общем случае это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей. [Горемыкин, стр 50]

Актуальность планирования на предприятиях транспорта в настоящее время не вызывает сомнения. Актуальность планирования работы предприятия является наилучшим способом оценить шансы на успех, уберечься от коммерческой деятельности, обреченной на провал, взглянуть на свое предприятие со стороны, выявляя его слабые и сильные стороны. Планирование является средством формирования целей фирмы и способов их достижения.

Объектом данного исследования является: специализированный подвижной состав.

Предметом исследования являются: рациональное распределение подвижного состава по маршруту.

Цель курсовой работы: Цель дипломной работы — определить основные направления эффективной системы стратегического планирования, обоснования и реализации поставленных стратегий в деятельности предприятия.разработка рациональных ресурсосберегающих схем перевозки грузов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Обработать исходные данные: в виде таблиц привести характеристику дорожных условий, построить шахматную таблицу грузов, дать характеристику перевозимых грузов и исходя из этого, выбрать подвижной состав.

2. Построить рациональные маршруты перевозки грузов и рассчитать технико-эксплутационные показатели работы автомобилей на совмещённых маршрутах.

3. Построить маятниковые маршруты перевозок грузов и рассчитать технико-эксплутационные показатели работы автомобилей на маятниковых маршрутах.

4. Сравнивая суммы потребного количества автомобилей для перевозки грузов по маятниковым и совмещённым маршрутам, определить более рациональные маршруты.

Методы исследования: Организация маршрутов перевозок грузов осуществляется с применением математических методов.

Методологическая основа: Прейскуранта №13-01-01 «Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом;Плужников К.И., Чунтомова Ю.А. Транспортное экспедирование; Касаткин Ф.П., Коновалов С.И., Касаткина Э.Ф.Организация перевозочных услуги и безопасность транспортного процесса; Олещенко Е.М., Горев А.Э.Основы грузоведения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Повышение эффективности работы транспорта – важнейшая задача. Основными мероприятиями, направленными на её решение, являются: снижение простоев автомобилей под грузовыми и технологическими операциями, сокращение порожних пробегов, более полное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава, разработка оптимальных схем и маршрутов перевозок, повышение уровня механизации и ритмичности погрузо-разгрузочных работ.

играет большую роль в повышении производительности подвижного состава и снижении себестоимости перевозок.

1 ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Исходные данные для выполнения курсовой работы:

1. Годовой объём перевозок грузов Qгод = 200 тыс.т.;

2. Количество дней работы АТП за год (режим работы АТП) Др = 357 дней;

3. Категория эксплуатации подвижного состава – II;

4. Средний пробег автомобилей с начала эксплуатации (в долях от ресурсного пробега) – 1,3;

5. Номенклатура, объём, расстояние перевозок, способ погрузочно-разгрузочных работ (таблица 1).

Таблица 1 – Номенклатура, объём (в процентах от общего количества), расстояние перевозок различных видов грузов и способ организации погрузочно-разгрузочных работ.

Наименование грузов Объём, % Расстояние перевозки, км Способ организации ПРР
Щебень 10 4 механизированный
Ткани в кипах 40 59 ручной
Станки 50 62 механизированный

6. Подвижной состав (таблица 2).

Таблица 2 – Технические характеристики подвижного состава.

Марка а/м Грузоподъемность q, т Средняя техническая скорость, (Vт) км/ч
МАЗ-503 10 23
КамАЗ-5320 10 30
КамАЗ-53202 10 30

План перевозок грузов является исходным разделом для разработки плана. Он включает перечень основных грузоотправителей с указанием количества и номенклатуры отправленных грузов, расстояния перевозки и служит основой для выбора моделей подвижного состава и расчёта показателей его использования.

Данные таблицы 3 заполнены на основании заданной номенклатуры и объема перевозок отдельных видов грузов. Принадлежность груза к тому или иному классу, устанавливается на основании Прейскуранта №13-01-01 «Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом».

Таблица 3 – План перевозок грузов.

Наименование грузов Годовой объём перевозок, тыс.т Класс груза Расстояние перевозки, км Грузооборот, тыс.т км
Щебень 20 I 4 80
Ткани в кипах 80 III 59 4720
Станки 100 II 62 6200
Итого: 200 55 11000

Грузооборот определяется по формуле:

где Qгод – годовой объём перевозок грузов;

l расстояние перевозки грузов.

Среднее расстояние перевозки грузов определяется по формуле:

где ∑Ргод – суммарный годовой грузооборот, т км;

∑Qгод – суммарный годовой объём перевозок грузов.

В таблице 4 приводятся данные плана перевозок грузов по отдельным маркам автомобилей.

Коэфф. использо-вания пробега

Время простоя под погрузкой

Количе-ство ездок с грузом

(nе), ед Суточный объём перево-зок (Qсут), т

Количест-во автомобилей в эксплуа-тации

(Аэ), ед МАЗ – 503 Щебень 20 4 80 0,49 1.0 0,083 2000 205,52 1 КамАЗ – 5320 Ткань в кипах 80 59 4720 0,69 0,6 1,083 13334 15,25 15 КамАЗ – 53202 Станки 100 62 6200 0,69 0,8 0,667 12500 21,84 13 Всего по АТП: 200 55 11000 0,68 0,67 0,862 27834 242,61 29

Таблица 4 – Распределение общего объёма перевозок по подвижному составу.

Количество ездок с грузом определяется по формуле:

где q – средняя (номинальная) грузоподъёмность автомобиля, тонн,

γс – коэффициент использования грузоподъёмности

источник

Принципы проектирования деятельности организации. Планирование программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия. Распределение трудовых ресурсов и снижения себестоимости перевозок. Составление баланса доходов и расходов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Рост тарифов в последние годы является общепринятым, повсеместным, и это делает ценовую конкуренцию еще более динамичной, требующей проработанной ответной реакции.

Снижению тарифов АТП могут способствовать следующие обстоятельства:

1) низкий спрос на транспортно-экспедиционные услуги — подвижной состав недогружен и простаивает невостребованным в исправном состоянии в АТП;

2) снижение обслуживаемой АТП доли рынка автотранспортных услуг под воздействием ценовой конкуренции — конкурирующие АТП уже работают по более низким тарифам и заказчики-клиенты уходят в конкурирующие фирмы, и АТП это никак не устраивает;

3) АТП с помощью низких цен пытается добиться лидирующего положения на рынке автотранспортных услуг; для этого автотранспортное предприятие может использовать преимущество более низких издержек либо пойти на потерю прибыли для того, чтобы закрепить за собой большую долю рынка и вытеснить конкурентов.

Так как на рынок и сбыт транспортных услуг влияет множество постоянно меняющихся факторов (политическая, экономическая, фондовая, конъюнктурная и другая нестабильность), перед АТП возникает необходимость постоянной работы с ценами и управления ими. Управление ценами осуществляется с помощью:

— регулярного учета меняющейся обстановки и внесения изменений в действующие тарифы и прейскуранты;

— соответствующих оговорок в договорах перевозки и контрактах;

— применения различных компенсаций.

Прейскуранты в АТП разрабатываются как сборник тарифов на услуги, предлагаемый клиентам и систематизированный по видам перевозок, маркам или грузоподъемности подвижного состава, типу тарифов и другим факторам.

Обычно АТП находится под давлением необходимости снижения тарифов и поэтому должно постоянно работать над сокращением затрат по оказанию услуг для поддержания необходимого уровня рентабельности. В настоящее время немало АТП, которые, чтобы не отпугнуть заказчиков, работают с тарифами с уровнем рентабельности 10-15 %.

Однако многим предприятиям приходится повышать тарифы в связи с инфляцией и другими рыночными факторами. В договорах перевозки (в особых условиях) и контрактах используются специальные оговорки о росте цен: АТП оставляет за собой право оперативно менять тарифы при росте стоимости топливно-энергетических ресурсов и других существенных изменениях условий рыночной деятельности.

Для привлечения и удержания клиентуры и как контрмера против аналогичных действий конкурентов и снижения ими тарифов в управлении ценами широкое распространение получает система скидок с разработанных тарифов.

В основном применяется три вида скидок:

за оплату услуг наличными;

Таким образом, важной задачей любого предприятия является не продажа единицы услуги по высокой цене, а их реализация в широком диапазоне предлагаемой номенклатуры и интересующем предприятие объеме по цене, доступной для клиента и обеспечивающей эффективную работу предприятия.

1. Как называются цены на продукцию транспорта?

2. Дайте характеристику тарифов грузового автомобильного транспорта и укажите сферу их применения.

3. Как дифференцированы тарифы пассажирского автомобильного транспорта?

4. Какие методы ценообразования применяются для обоснования уровня тарифов автотранспортных предприятий?

5. Как влияет ценовая конкуренция на уровень договорных тарифов?

3.7.1 Планирование финансов автотранспортного предприятия

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.

В финансовом отношении каждое предприятие выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции.

Доход предприятия, или прибыль, является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов является определяющей конечной целью всех видов планирования на предприятии.

Прибыль или доход возникает лишь при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факторами производства и капитала их первоначальной стоимости, что предполагает четкое различие между валовой и чистой прибылью.

Разработка финансового плана направлена на решение следующих задач:

— обеспечение предприятия автомобильного транспорта финансовыми ресурсами для гарантирования устойчивой, четкой, конкурентоспособной работы;

— определение источников и направлений движения финансовых ресурсов;

— формирование и развитие финансовых взаимоотношений предприятия с федеральными и местными органами управления, банками, инвестиционными фондами, поставщиками, потребителями.

Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.

Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.

Расходы предприятия — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.

Доходы и расходы предприятия делятся (табл. 3.12.):

— на доходы и расходы от обычных видов деятельности;

— операционные доходы и расходы;

— внереализационные доходы и расходы;

— чрезвычайные доходы и расходы.

Получение доходов — завершающий этап оборота средств в хозяйстве, конечное звено производственно-хозяйственной деятельности организации. Понятие «доходы» является многоэлементным и включает в себя все поступления от различных видов деятельности (выручка, операционные доходы, внереализационные доходы).

Выручкой называются денежные средства от реализации готовой продукции (работ, услуг) за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей, учитываемых при определении финансовых результатов.

На размер выручки АТП влияют: объем перевозок, изменение структуры объема перевозок по классам грузов, расстояние перевозки, степень специализации парка автомобилей, качество услуг, уровень тарифов, формы расчетов и др. Доходами от обычных видов деятельности для автотранспортных предприятий является выручка:

— от перевозок грузов и пассажиров;

— от транспортно-экспедиционных операций;

— от погрузочно-разгрузочных работ;

— от предоставления автобусов, легковых и грузовых автомобилей на условиях проката и др.

Доходы от перевозок, других работ и услуг определяются по каждому их виду умножением действующего тарифа на объем перевозок (услуг).

При планировании доходов по перевозкам применяется аналитический метод, основанный на использовании фактически достигнутых доходных ставок по каждому виду перевозок и планируемых объемов перевозок.

Средняя доходная ставка по каждому виду перевозок di определяется делением фактически полученных доходов от iх перевозок Dперi на выполненный объем транспортной работы Рi:

Таблица 3.12 — Классификация доходов и расходов предприятия

(работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

Поступления, связанные со сдачей во временное пользование активов организации

Расходы, связанные со сдачей во временное пользование активов организации

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные должником

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные предприятием

Поступления, возникающие как

последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.)

Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами

Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности

Расходы, связанные с оплатой прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности

Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков

Возмещение причиненных предприятием убытков

Доходы от участия в уставном капитале других организаций и прибыль от совместной деятельности

Расходы от участий в уставном капитале других организаций и убытки от совместной деятельности

Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения

Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году

Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием

основных средств и иных активов (кроме иностранной валюты), продукции

Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

Суммы дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок

исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания

Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование денежных средств банком

Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности

Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций

Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных)

Прочие операционные расходы

Сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных)

Прочие внереализационные расходы

Прочие внереализационные доходы

При использовании грузовых автомобилей, работающих по тарифу, который предусматривает оплату 1 т перевезенного груза, на значение средней доходной ставки оказывают влияние следующие факторы: увеличение или уменьшение удельного веса грузов какого-либо класса; изменение среднего расстояния перевозки (его увеличение способствует снижению указанной ставки); изменение удельного веса грузов, перевозимых по срочным повышенным тарифам; структура парка автомобилей по специализации; прочие причины, связанные с порядком применения тарифов, и др.

При использовании грузовых автомобилей и автобусов, работающих по часовому тарифу, на величину средней доходной ставки оказывают влияние грузоподъемность автомобиля и вместимость автобуса по числу мест для сидения, структура парка и прочие факторы, связанные с порядком применения тарифов, надбавок, скидок и т.д.

На среднюю доходную ставку автобусов, работающих на внутригородских, пригородных и междугородных маршрутах, влияют: структурные сдвиги в объемах пассажирских перевозок; изменение среднего расстояния поездки пассажиров, коэффициента сменяемости на маршрутах, объемов реализации льготных билетов по видам перевозок, а также структура парка автобусов.

Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы — о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики — о платежеспособности предприятия.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции:

1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности; значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования; содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней; налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета. Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках».

Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров.

Читайте также:  Что лучше снимает боль при месячных

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации продукции (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень тарифов, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих эффективность работы организаций, является рентабельность. Она позволяет судить о результативности деятельности организации в целом, о доходности различных направлений производственно-хозяйственного функционирования, окупаемости затрат, финансовом положении АТП и т.д.

Показатели рентабельности рассчитываются отношением эффекта (чаще всего прибыли) к наличным или используемым ресурсам (капитал, затраты и пр.). Рентабельность в различных формах широко используется в экономическом, финансовом, маркетинговом видах анализа для оценки состояния и перспектив развития организации, разработки и реализации инвестиционной и тарифной политики на автомобильном транспорте.

Рентабельной организацией (или видом деятельности) называют такую, которая после реализации продукции (работ, услуг) покрывает все издержки, обеспечивает расширенное воспроизводство и, кроме того, имеет превышение доходов над расходами.

Рентабельность измеряется в относительных единицах или процентах.

Показатели рентабельности могут определяться с применением балансовой прибыли (Пбал), прибыли от реализации продукции (Преал) и чистой прибыли (Пчист). Их подразделяют на показатели, отражающие доходность капитала и его частей, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиций, а также отражающие прибыльность продаж (оборота).

Рентабельность продаж (оборота) Rп определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли на размер полученного дохода (выручки) Dобщ:

Экономический смысл этого показателя заключается в оценке предпринимательского аспекта деятельности организации. Он показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. дохода. Чем ближе этот показатель к единице, тем эффективнее осуществляется коммерческая, сбытовая деятельность. Этот показатель может быть рассчитан как в целом по АТП, так и по отдельным видам перевозок, работ и услуг.

Рентабельность производства Rпр находится отношением прибыли к сумме затрат на производство и реализацию Собщ :

Этот показатель характеризует связь прибыли и затрат, т.е. количество прибыли АТП, получаемой с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Он может быть рассчитан по организации в целом и по отдельным видам деятельности (перевозкам).

При определении рентабельности перевозок используют показатели прибыли от перевозок Ппер и затрат на выполнение перевозочной деятельности Спер:

Рентабельность капитала Rк может рассчитываться как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала К или отдельных его составляющих: собственного, заемного, основного, оборотного и т.д.:

Если среднегодовую стоимость капитала представить суммой основных и оборотных средств, то формула рентабельности капитала может быть представлена в следующем виде:

где ОПФ — среднегодовая стоимость основных производственных фон-

дов, руб.; ОС — среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, руб.

Показатель рентабельности, исчисленный таким способом, подвержен резким колебаниям. Он выражен через прибыль, которая в значительной степени связана с себестоимостью и тарифами за перевозку, зависит от эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств.

Существенным недостатком показателя рентабельности является отсутствие универсальности, так как АТП может выполнять различные виды перевозок и услуг, но исчислить их рентабельность сложно, поскольку трудно распределить основные производственные фонды и оборотные средства по видам работ. Поэтому для нахождения рентабельности отдельных видов перевозок или отдельных работ и услуг пользуются отношением прибыли к полной себестоимости, т.е. общей сумме затрат, связанных с этим видом деятельности.

Показатель рентабельности является сложным, учитывающим действие многих факторов. Все мероприятия, направленные на лучшее использование подвижного состава по времени и производительности, на снижение себестоимости и увеличение производительности труда, являются резервами роста рентабельности. Кроме того, резервы увеличения рентабельности — это ликвидация сверхнормативных запасов материальных ценностей, реализация лишних основных производственных фондов, значительное сокращение и устранение непланируемых внереализационных расходов и потерь, строгое соблюдение сметно-финансовой дисциплины по этим расходам.

3.7.2 Составление баланса доходов и расходов

Баланс доходов и расходов — основной финансовый документ предприятия. Он представляет собой сводную характеристику его финансового состояния, раскрывающую источники формирования капитала предприятия и средства его размещения или использования в текущем или плановом периоде.

Баланс содержит доходы и расходы предприятия, которые должны иметь равновесное состояние своих значений на тот или иной конкретный срок. Бухгалтерский баланс дает наиболее широкий спектр данных для оценки финансового состояния предприятия. Средства предприятия по их составу характеризуют актив баланса, а источники их образования — пассив.

Активы характеризуются ликвидностью. Ликвидность — это способность активов превращаться в денежные средства. В I разделе отражаются внеоборотные активы, обладающие низкой ликвидностью. Это средства, которые используются более одного года, приобретены с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки, организационные расходы, деловая репутация организации, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, имущество для передачи в лизинг, по договору проката), долгосрочные финансовые вложения.

III. Капитал и резервы (собственные средства)

IV. Долгосрочные обязательства (более 12 месяцев, заемные средства)

V. Краткосрочные обязательства(менее 12 месяцев, заемные средства)

Во II разделе отражается мобильная часть имущества предприятия — оборотные активы. Это средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного года или операционного цикла, если он превышает год: запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов), дебиторская задолженность (покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, авансы выданные). Дебиторская задолженность подразделяется на долгосрочную (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и краткосрочную (в течение 12 месяцев). Далее следуют краткосрочные финансовые вложения. В конце II раздела помещаются денежные средства, т.е. наиболее ликвидная часть оборотных активов.

Статьи пассива баланса группируются по степени нарастания срочности погашения обязательств. В III разделе — «Капитал и резервы», отражаются данные о собственных средствах предприятия, постоянно находящихся в хозяйственном обороте и не подлежащие возврату; уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет и отчетного периода.

Далее идет IV раздел «Долгосрочные обязательства» и V раздел «Краткосрочные обязательства». В V разделе выделяют краткосрочные кредиты и займы и кредиторскую задолженность в разрезе, поставщиков и подрядчиков, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом, перед внебюджетными фондами и бюджетом, авансы полученные, прочие кредиторы. В конце раздела находятся статьи: задолженность учредителям по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства.

Следующей по важности и информативности формой отчетности является «Отчет о прибылях и убытках». Он включает данные о финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период, такие как прибыль от продаж, финансовый результат от прочей реализации и других финансовых операций, результат от внереализационной деятельности, чрезвычайные доходы и расходы, чистая прибыль (нераспределенная прибыль) отчетного периода. Показатели отчета позволяют оценить рентабельность деятельности предприятия. В конце отчета справочно приводятся данные о размере дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям, а также о предполагаемых дивидендах в следующем отчетном году.

В «Отчете об изменениях капитала» приводятся данные об использовании собственного капитала предприятия в разрезе статей: уставный капитал, добавочный, резервный капитал, целевое финансирование, непоступления. Отражены также сведения об оценочных резервах и справочно — о величине чистых активов.

В «Отчете о движении денежных средств» дается информация о потоках денежных средств по источникам поступлений и направлениям использования.

В приложениях к бухгалтерскому балансу дается расшифровка основных статей бухгалтерского баланса.

3.7.3 Бюджетное планирование

Эффективным видом финансового планирования на предприятии является бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятия. Составление финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерения затрат и результатов.

Система финансового планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

— бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;

— бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;

— бюджет потребления энергии;

— бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;

— бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);

— бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;

— налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц.

Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности — центров затрат и центров доходов. Подразделения, в которых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.

В системе текущего финансового планирования необходимо определить реальное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь данные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на условиях коммерческого кредита с отсрочкой платежа. Обычно используется два метода для расчета и анализа денежных поступлений.

Первый метод заключается в непосредственном определении денежных поступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата заработной платы и т.п.). При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской задолженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств.

Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком — любое уменьшение статей обязательств или увеличение активных статей баланса.

Рис. 3.5 — Структура сводного бюджета предприятия

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части.

Доходная часть включает источники поступления средств: выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, ссуды, прочие поступления.

Расходная часть объединяет следующие направления использования средств: покупка товаров, заработная плата, платные услуги, ремонт и содержание оборудования, реклама, погашение ссуд, прочие платежи.

Задача 1. Требуется определить сумму балансовой прибыли и рентабельность грузового АТП, если годовой грузооборот 46954 тыс. ткм; автомобиле-часы работы повременных автомобилей — 485 тыс. ч; доходная ставка 10 ткм — 50,25 руб., 10 авт-ч — 1240 руб.; доходы по экспедиционным операциям — 6870 тыс. руб., по погрузочно-разгрузочным работам — 3220 тыс. руб.; прочим видам деятельности — 1850 тыс. руб.; сумма штрафов за сверхнормативное время простоя подвижного состава под погрузочно-разгрузочными операциями — 1960 тыс. руб.; себестоимость 10 ткм — 44,2 руб.; 10 авт-ч — 1010 руб.; заработная плата водителей за выполнение экспедиционных операций — 2720 тыс. руб.; расходы по погрузочно-разгрузочным работам — 2050 тыс. руб., прочим видам деятельности — 1420 тыс. руб.; среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств — 196820 тыс. руб.

1. Определим доходы и расходы по перевозкам.

По автомобилям с оплатой по сдельным тарифам доходы составят

Dсд = 50,25 46954 10 = 235940 тыс. руб.

Расходы по сдельным автомобилям составят

Ссд = 44,2 46954 10 = 207540 тыс. руб.

По автомобилям с оплатой по повременным тарифам:

Доходы: Dпов = 1240 485 10 = 60140 тыс. руб.;

Расходы: Спов = 1010 485 10 = 48980 тыс. руб.

Всего доходы по перевозкам составят

Dпер = 235940 + 60140 = 296080 тыс. руб.

Расходы по перевозкам будут равны

Спер = 207540 + 48980 = 256520 тыс. руб.

Определяем балансовую прибыль Пбал по всем видам деятельности:

по перевозкам автомобилями с оплатой по сдельным тарифам она составит:

Псд = 235940 — 207540 = 28400 тыс. руб.,

по перевозкам автомобилями с оплатой по повременным тарифам

Ппов = 60140 — 48980 = 11160 тыс. руб.

Всего прибыль по перевозкам составит

Ппер = 28400 + 11160 = 39560 тыс. руб.

Рассчитаем прибыль по другим видам деятельности предприятия:

по экспедиционным операциям:

Пэо = 6870 — 2720 = 4150 тыс. руб.;

по погрузочно-разгрузочным работам:

Пп-р = 3220 — 2050 = 1170 тыс. руб.;

по прочим видам работ и услуг:

Ппр = 1850 + 1420 = 430 тыс. руб.

Штраф за сверхнормативный простой подвижного состава под погрузочно-разгрузочными операциями в сумме 1960 тыс. руб. является прибылью предприятия от внереализационных операций.

Всего балансовая прибыль по предприятию составит

Пбал = 39560 + 4150 + 1170 + 430 + 1960 = 47270 тыс. руб.

3. Определяем показатели рентабельности.

Уровень рентабельности предприятия (капитала) составит

= 47270 У 196820 = 0,24 или 24 %.

= 39560 У 256520 = 0,15 или 15 %.

= 47270 У (256520 + 2720 +2050 + 1420) = 0,18 или 18 %.

Задача 2. Определить прирост прибыли по факторам, влияющих на нее.

Прирост прибыли составит 21430 тыс. руб. (37773,8 — 16343,8)

источник

Принципы проектирования деятельности организации. Планирование программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия. Распределение трудовых ресурсов и снижения себестоимости перевозок. Составление баланса доходов и расходов.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Допущено УМО по образованию в области производственного

менеджмента в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности

080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта»

Григорьян Т.А., Карамышева И.И., Планирование на автотранспортном предприятии: Учебное пособие. — Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2008.- 138 с.

Читайте также:  Через сколько месяцев после кесарева приходят месячные при

В систематизированном виде представлены основы планирования на автотранспортном предприятии в современных рыночных условиях. Рассмотрены основные виды, принципы планирования на автотранспортных предприятиях. Подробно рассмотрены вопросы производственного планирования, приведены типовые задачи с решениями, задачи для самостоятельного решения, вопросы для контроля знаний студентов. Отражены особенности использования в планировании программных продуктов.

В заключении пособия приведен полноформатный кейс, дающий возможность развить навыки самостоятельной работы.

Предназначено для студентов, аспирантов, слушателей Президентской программы, а также для экономистов и специалистов автотранспортных предприятий.

Рецензенты: Н.В. Храмцов, доктор технических наук, профессор кафедры механизации и автоматизации строительства Тюменского государственного архитектурно-строительного университета; Ф.Ш. Бекшенев, руководитель Западно-Сибирского филиала некоммерческого партнерства «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», кандидат экономических наук, доцент

1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

1.1 Цель, задачи и сущность планирования

1.2 Принципы планирования деятельности предприятия

1.3 Виды и формы планирования

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

3. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Планирование программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия

3.2 Планирование технического обслуживания и ремонта подвижного состава

3.3 Планирование материально-технического обеспечения

3.4 Планирование трудовых ресурсов

3.5 Планирование затрат автотранспортного предприятия

3.5.1 Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость перевозок

3.5.2 Планирование снижения себестоимости перевозок

3.6 Планирование тарифов на автотранспортном предприятии

3.7.1 Планирование финансов автотранспортного предприятия

3.7.2 Составление баланса доходов и расходов

3.7.3 Бюджетное планирование

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПЛАНИРОВАНИИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ

Автомобильный транспорт является одним из главных инструментов в решении экономических задач. Изменившиеся социально-экономические условия заставляют коренным образом пересматривать представления об основах организации деятельности предприятий любого профиля. Несомненно, наиболее сложным и быстроменяющимся в ходе реформ компонентом работы автотранспортного предприятия является планирование — одна из важнейших функций в системе управления любым предприятием, реализующих принципы предпринимательства в автотранспортной отрасли.

В общем виде планирование — это процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Планирование позволяет:

— предвидеть перспективу развития автотранспортного предприятия на будущее;

— более рационально распределять и использовать ресурсы предприятия;

— повышать качество транспортных услуг в соответствии с конъюнктурой рынка;

— обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;

— эффективно проводить инновационную политику на предприятии;

— повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;

— обеспечивать координацию действий на предприятии;

-совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.

Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими другими, внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики. Эти главные вопросы современного рынка, определяющие, в сущности, основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом, заключаются в следующем.

1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку, и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Из этих вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования на предприятии служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.

Цель учебного пособия — вооружить студентов знанием методов и средств воздействия на экономику производства, привить им практические навыки проведения технико-экономических плановых расчетов и обоснования альтернативных вариантов деятельности автотранспортного предприятия в качестве основы для принятия управленческого решения.

В работе представлены задачи с решениями и задачи для самостоятельного решения, вопросы для контроля по всем темам курса, итоговый полноформатный кейс, что дает студенту возможность развить навыки самостоятельной работы и проверки полученных знаний в процессе изучения экономических дисциплин.

Учебное пособие предназначено в первую очередь для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (автомобильный транспорт)», инженерным специальностям: 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» и 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» при выполнении курсовой работы на тему «Планирование работы грузового АТП».

1. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

1.1 Цель, задачи и сущность планирования

Планирование служит началом целенаправленной экономической деятельности предприятия в процессе производства и потребления материальных благ.

Эффективное управление автотранспортным предприятием возможно только на основе планирования его работы с целью обеспечения сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели деятельности.

Планирование — это важнейшая функция процесса управления производством на автомобильном транспорте, приводящая возможности предприятия в соответствие с условиями рынка.

Цель планирования на предприятии — разработка и построение системы планов автотранспортного предприятия, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени.

Данная цель достигается решением комплекса задач:

— формирование и корректировка производственной программы автотранспортного предприятия с учетом изменяющейся рыночной среды и запросов потребителей;

— налаживание взаимоотношений с субъектами рынка, обеспечивающими эффективность деятельности предприятия;

— реализация возможностей повышения качества транспортных услуг и конкурентоспособности предприятия;

— обеспечение производственного процесса необходимыми видами ресурсов;

— применение эффективных технологий организации перевозочного процесса и ТО и Р автомобилей;

— реализация возможностей роста трудового потенциала предприятия;

— улучшение финансовых показателей деятельности автотранспортного предприятия путем эффективного использования имеющихся ресурсов.

Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития предприятия и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем эффективных результатов.

Планирование как процесс практической деятельности включает три основных этапа:

1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Таким образом, планирование на предприятии является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором.

1.2 Принципы планирования деятельности предприятия

Планирование — один из экономических методов управления. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо обеспечить соблюдение определенных принципов и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей.

Принципы планирования — это основные теоретические положения, которыми руководствуются при формировании, обосновании и организации разработки планов предприятия.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

В современной отечественной науке и практике планирования широко известны следующие принципы: системность, целенаправленность, комплексность, эффективность, научность, сбалансированность, приоритетность и др. Характеристика основных принципов представлена в табл.1.1

Таблица 1.1 — Основные принципы планирования

Данный принцип означает обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Отсутствие плана связано с ошибочными действиями, которые ведут к снижению эффективности функционирования предприятия. Соблюдение принципа необходимости соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ресурсов предприятия.

Принцип единства предполагает разработку общего плана социально-экономического развития предприятия наряду с планами производства, материально технического обеспечения, себестоимости и другими. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что процессы планирования, организации и управления являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно, без остановки. Непрерывность планирования предполагает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а затем к оперативным, а также взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. В условиях изменяющейся внешней и внутренней среды появляется возможность постоянного контроля, анализа и модификации планов. Данный принцип позволяет сблизить фактические показатели с плановыми.

Принцип гибкости предполагает возможность корректировки и уточнения плановых показателей в связи с изменяющимися рыночными условиями, изменениями в области техники и технологии.

Планы должны составляться с такой точностью, которой желает достичь предприятие с учетом его финансового положения. Степень точности планов при краткосрочном и оперативном планировании должна быть более высокая, при стратегическом планировании можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов.

Данный принцип гласит, что принимаемые плановые и управленческие решения должны быть комплексными, обеспечивающими учет изменений в отдельных объектах и в конечных результатах деятельности предприятия. Изменение хотя бы одного из факторов (уровень развития техники, использование имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применяемая система мотивации труда и др.) приводит, как правило, к соответствующему изменению других экономических показателей.

Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который обеспечивает при имеющихся ресурсах получение наибольшего экономического эффекта. Оценить эффект в процессе планирования можно, сравнив ожидаемые показатели с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными.

Данный принцип говорит о необходимости выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из всех возможных. В качестве критерия оптимальности может быть: минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты.

Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Сотрудники предприятия должны производительно участвовать в процессе планирования, для этого они должны иметь необходимые профессиональные знания, должны быть соответствующим образом мотивированы.

Принцип координации гласит, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать одновременно и во взаимозависимости с другими. Неважно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными.

Таковы важнейшие принципы осуществления плановой деятельности на предприятии, в том числе автотранспортном. Их использование позволяет определить производственные возможности предприятия, улучшить эффективность производственно-хозяйственной деятельности с оптимальным использованием всех имеющихся ресурсов.

1.3 Виды и формы планирования

Основным объектом внутрихозяйственного планирования на автотранспортном предприятии является взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства. В зависимости от поставленной цели, применяемых методов, разрабатываемых показателей, уровня принимаемых решений и ряда других факторов выделяют несколько систем или видов планирования. Все виды планирования на предприятии могут быть классифицированы по ряду признаков.

1. По содержанию планов выделяют следующие виды: технико-экономическое, оперативно-производственное, социально-трудовое, организационно-технологическое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное, бизнес-планирование. Каждый из них предусматривает выбор системы плановых показателей, характерных для конкретного вида деятельности.

2. По уровню управления различают виды планирования, относящиеся к высшему уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское), среднему уровню управления (цеховое) и нижнему уровню управления (производственное).

3. По методам обоснования выделяют следующие виды планирования: рыночное (основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на услуги), индикативное (государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, минимального уровня заработной платы и пр.) и директивное (установление вышестоящим органом управления плановых показателей объемов производства и других экономических нормативов).

4. По горизонту планирования принято различать: краткосрочное или оперативное (в течение одного года, квартала, месяца, декады или недели), среднесрочное или годовое (в пределах от 1 до 3 лет), долгосрочное или перспективное (на период от 3 до 10 лет).

5. По сфере применения внутрихозяйственное планирование подразделяется на корпоративное, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное.

6. По стадиям разработки планирование бывает предварительное (разработка проекта планов) и окончательное (утверждение планов).

7. По степени точности планирование бывает укрупненным и уточненным. Точность планов зависит от профессионализма специалистов, применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования.

8. По типам целей планирование может быть оперативное (осуществляется в основных подразделениях предприятия самостоятельно), тактическое (охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри подсистем, а также между подразделениями и предприятием в целом), стратегическое (учитывает взаимоотношения не только внутри предприятия, но и ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым оно непосредственно взаимодействует) и нормативное (распространяется на все внутренние и внешние взаимоотношения.

9. По типологии составления планов (классификация Р.Л. Акоффа) планирование бывает реактивное (ориентация на прошлое), инактивное (ориентация на настоящее), преактивое (ориентация на будущее), интерактивное (взаимодействие прошлого, настоящего и будущего).

Приведенная классификация видов внутрифирменного планирования характеризует основное содержание любой плановой деятельности на предприятии.

Правильный выбор вида внутрифирменного планирования на транспортном предприятии имеет существенное значение для повышения эффективности производства и качества оказываемых услуг.

Текущее планирование следует рассматривать как процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия, заложенных в стратегическом плане. Оно осуществляется на один год с разбивкой годового плана на кварталы, т.к. необходимо учитывать сезонную неравномерность спроса на транспортные услуги.

Оперативный план составляется на один месяц, на смену или сутки. Плановый отдел доводит месячные планы до всех производственных подразделений предприятия. Так, программа по эксплуатации подвижного состава включает следующие показатели: списочный состав автомобилей, объем перевозок, эксплуатационные показатели, численность водителей, фонд заработной платы. Для технической службы в планах устанавливаются показатели производственной программы по ТО и ремонту: количество обслуживаний, трудоемкость; численность рабочих и специалистов, фонд заработной платы, смета затрат. Сменно-суточный план как разновидность оперативного плана разрабатывается в подразделениях предприятия. Отдел эксплуатации разрабатывает суточные планы перевозок и задание каждому водителю доводится в путевом листе. Технический отдел составляет программу по ТО и ремонту и задание каждому рабочему доводится в виде наряда.

Перспективный план разрабатывается на каждом автотранспортном предприятии на период более года. В плане устанавливаются перспективные цели и способы их достижения. Основная цель стратегического планирования связана с созданием потенциала для выживания предприятия в условиях рыночной среды.

Одним из видов стратегического планирования является бизнес-планирование. Бизнес-план — это инструмент планирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в рыночных условиях, конечной целью которой является прирост капитала и повышение конкурентоспособности.

План является способом экономического обоснования проектного решения — будь то организация собственного дела, реконструкция, расширение действующего предприятия и др. Текущая работа АТП также требует наличия целей, способов их достижения, обоснования необходимых затрат (материальных, трудовых и финансовых).

План на действующем предприятии разрабатывается с целью обеспечения соответствия производственных и финансовых возможностей этого предприятия с теми задачами, которые оно ставит перед собой. План необходим не только предприятию, но и инвесторам, представителям налоговых органов, которые должны видеть его финансовое состояние и перспективы развития.

Исходными данными для разработки комплексного плана социально-экономического развития АТП являются мероприятия, намеченные стратегическим планом на рассматриваемый год, договоры на перевозки грузов (пассажиров) и возможный грузооборот (пассажирооборот), анализ деятельности предприятия за отчетный период, существующие нормы и нормативы.

Общее руководство подготовкой плана должен осуществлять руководитель АТП, а методическое руководство и координацию работ — главный экономист. В разработке разделов социально-экономического плана развития предприятия должны принимать участие соответствующие функциональные отделы и службы. Показатели и задания разработанного плана должны быть детализированы и доведены до исполнителей.

Бизнес-план АТП может включать следующие разделы:

2. Предприятие и его бизнес.

3. Рынок потребительских услуг и конкуренты.

4. Маркетинговая стратегия.

7. Оценка и страхование рисков.

Титульный лист содержит следующие сведения: заголовок плана, дату его подготовки, полное название и адрес предприятия, имя руководителя предприятия, имена владельцев или совладельцев.

В разделе «Предприятие и его бизнес» дается общая характеристика предприятия: размещение предприятия; обеспеченность производственной базой; наличие производственных площадей, складских помещений, земельных площадей, оборудования для ТО и ремонта подвижного состава; наличие транспортных средств (автобусов, бортовых машин, самосвалов, тягачей, прицепов, полуприцепов и других автомобилей); обеспеченность технологией (наличие технологической документации и нормативных документов).

В этом разделе бизнес-плана анализируются все виды услуг, оказываемых предприятием, обеспеченность объемами перевозок, водителями, состояние дорожной сети, финансовое положение предприятия, расчетные счета, уставный капитал, наличие лицензий на перевозки.

Читайте также:  Почему месячные после родов приходят уже через месяц

Важное место при составлении бизнес-плана отводится изучению рынка транспортных услуг. В этой связи в разделе «Рынок потребительских услуг и конкуренты» приводится характеристика основных заказчиков услуг (название, отраслевая принадлежность, размеры, вид и объем услуг и др.), а также характеристика конкурентов, в качестве которых могут выступать не только АТП, но и индивидуальные предприниматели. Значительное внимание при этом уделяется характеристике их сильных и слабых сторон, что дает возможность принять превентивные меры по адаптации бизнес-плана к действиям конкурентов.

Маркетинговая стратегия должна соответствовать стратегическому (перспективному) плану развития АТП и представлять собой рациональную организационную систему, позволяющую ему решать свои задачи в области маркетинга. По сути, это план действий предприятия, направленный:

* на определение сегментов рынка, на которых перевозчик сосредоточит свои усилия;

* завоевание рынка на основе внедрения новых (улучшенных старых) видов услуг, совершенствования организации процесса перевозок, улучшения рекламной деятельности, стимулирования услуг, гибкой политики цен.

Одновременно определяется уровень затрат на маркетинг, который обеспечит наивысшую рентабельность работы.

Стратегия маркетинга разрабатывается исходя из следующего [19]:

а) устанавливается текущая маркетинговая ситуация: описываются сегменты рынка и положение автовладельцев на нем; дается обзор основных транспортных услуг, и характеризуются потребности потенциальных потребителей — заказчиков транспорта; перечисляются и указываются основные потребители транспортных услуг;

б) представляется перечень объективных ситуаций, обусловливающих перспективы как расширения, так и ограничения транспортных услуг.

Стратегия маркетинга должна сопровождаться программами конкретных действий (планом мероприятий), которые должны определить:

4) сколько это будет стоить.

Стратегия маркетинга завершается разработкой надежной системы, определяющей порядок контроля за ходом выполнения намеченных программ.

В разделе «Производственный план» решаются следующие основные вопросы:

* устанавливается программа предприятия по перевозкам;

* определяется потребность в автотранспортных средствах;

* рассчитывается программа поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии (программа по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств).

На грузовых АТП производственная программа разрабатывается на основании заявок грузоотправителей и грузополучателей, формирующих спрос на транспортные услуги.

Методика расчета производственной программы по перевозкам предусматривает распределение имеющихся у предприятия автотранспортных средств по видам грузов и клиентуре. При этом потребность клиентуры в перевозках должна быть полностью удовлетворена при рациональном использовании подвижного состава автовладельца.

Методика расчета производственной программы и провозных возможностей предприятия приведена.

В случае превышения спроса на перевозки над провозными возможностями целесообразно принять меры по приобретению автотранспортных средств. При этом можно купить новые или подержанные автомобили, взять их по лизингу или в обычную аренду у других автовладельцев. Выбор способа увеличения провозных возможностей автопарка определяется размерами увеличения спроса на транспортные услуги, прогнозируемым характером поведения спроса, финансовыми возможностями предприятия и т.д.

В худшем положении предприятие находится в том случае, когда провозные возможности автопарка недоиспользуются из-за резкого снижения спроса клиентуры на транспортные услуги. В связи с этим нужны мероприятия по продаже и сдаче в аренду собственных автомобилей, диверсификации производства и др.

В сфере городских и пригородных перевозок целесообразно выделять перевозки грузов, имеющих большое социальное значение (перевозки хлеба, молока, пассажиров, обслуживание детских и лечебных учреждений и т.д.). На эти перевозки целесообразно по возможности устанавливать более низкие тарифы для клиентуры. При этом на договорной основе с местными органами власти необходимо предусмотреть условия финансовой поддержки транспортного предприятия из местных бюджетов для обеспечения рентабельности перевозок этих грузов.

Структура раздела «Организационный план» обычно включает следующие элементы:

* организационная структура управления (схема, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений);

* характеристика руководящего состава;

* материально-техническая обеспеченность управления.

Значительное внимание в данном разделе уделяется расчету показателей по труду и заработной плате по следующим группам персонала:

2) рабочие по ремонту и ТО подвижного состава, а также вспомогательные рабочие;

3) инженерно-технические работники;

Задачей Финансового плана — последнего раздела бизнес-плана — является общая экономическая оценка производственной деятельности предприятия на основе сопоставления его доходов и себестоимости перевозок за определенный период времени.

Финансовый план концентрирует в себе результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана, подводит финансовые итоги проекта автотранспортной деятельности. В финансовом плане, в частности, составляются прогноз объема продаж, баланс денежных расходов и поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график безубыточной работы предприятия.

Прогноз объема продаж строится с учетом перспектив развития рынка транспортных услуг и участия в нем АТП. Прогноз дается по меньшей мере на первые три года, причем данные за первый год можно представить в помесячной разбивке (в крайнем случае — в поквартальной), за второй — обязательно в поквартальной, за третий и последующие годы — годовой суммой.

Баланс денежных расходов и поступлений (отчет о движении денежных средств) позволяет определить общую сумму необходимых денежных средств.

Расчет доходов и затрат (отчет о прибылях и убытках) производится с учетом прогнозируемого объема продаж и ориентировочного размера издержек производства по годам. Он дает возможность определить размеры планируемой прибыли в разные годы.

В сводном балансе активов и пассивов предприятия рассчитываются действительная величина активов и размер пассивов конкретного вида, за счет которых предприятие будет финансировать свою деятельность.

Для определения критического объема производства (объема транспортных услуг), ниже которого автотранспортная деятельность убыточна, строится график безубыточности.

На основе результатов расчетов, выполненных в финансовом плане, проводится оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, определяются потенциальные инвесторы, кредиторы.

Общий объем доходов определяется в плане как сумма доходов от перевозок и доходов от выполнения транспортно-экспедиционных работ, погрузочно-разгрузочных операций и прочих работ и услуг.

Расчет затрат на выполнение транспортных услуг производят по каждой марке автомобилей, имеющихся у предприятия, исходя из планируемых технико-экономических показателей их работы и установленных норм расхода топлива, смазочных материалов, запасных частей и др. Расчет осуществляется по каждой статье затрат по методикам, приведенным в соответствующих главах учебника.

Балансовая прибыль определяется как сумма прибыли (+), убытков (-):

б) от выполнения транспортно-экспедиционных работ, погрузочно-разгрузочных операций и прочих работ и услуг.

Непланируемые доходы и убытки (штрафы, пени, неустойки и др.) учитываются в составе фактических прибылей и убытков.

В разделе «Финансовый план» определяются источники финансирования, которыми могут быть:

* собственные средства, формируемые из амортизационных отчислений и прибыли;

* лизинг (долгосрочная аренда) оборудования, транспортных средств, производственных и других помещений, а в последние годы — и персонала;

* увеличение уставного фонда и продажа ценных бумаг, дополнительный выпуск акций или увеличение номинальной стоимости уже выпущенных акций.

Являясь неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на АТП, бизнес-план выступает как эффективный инструмент управления, помогает предприятию определить перспективы развития. В то же время он помогает контролировать текущую ситуацию и своевременно применять оперативные меры для предотвращения кризисной ситуации, что имеет большое значение для успешного функционирования предприятия.

1. Что представляет собой планирование в условиях рыночной экономики?

2. Какие существуют принципы планирования?

3. Назвать виды внутрифирменного планирования на предприятии.

4. Какие основные стадии можно выделить в процессе планирования?

5. Назвать основные разделы бизнес-плана и дать им характеристику.

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование явилось важной предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на предприятиях автомобильного транспорта.

Слово «стратегия» пришло в современную теорию управления из военной науки (stratos — войска и ago — веду). В военной области стратегия определяется исходя из цели, заданной сверху, и состоит в определении путей ее достижения.

Стратегия предприятия — это общее перспективное направление развития, связанное с достижением долгосрочных целей предприятия, в рамках которого происходит принятие управленческих решений. Стратегия служит инструментом выполнения миссии, достижения цели предприятия, предписывающим, определяющим формы и способы деятельности, путь к достижению цели. Стратегия является основой для формирования порядка распределения ресурсов между сферами деятельности предприятия.

Наличие долгосрочной стратегии функционирования позволяет транспортному предприятию принимать целенаправленные решения в текущей деятельности.

Стратегическое планирование — это процесс определения стратегии автотранспортного предприятия путем анализа его стратегических позиций на рынке автотранспортных услуг, исследования факторов внутренней и внешней среды и разработке действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации его конкурентных преимуществ.

Стратегическое планирование представляется единственным способом осознания существующих и будущих проблем, формального прогнозирования развития ситуации и обоснования прибыльных стратегий фукционирования автотранспортных предприятий на основе оценки их потенциальных возможностей.

На процесс стратегического планирования автотранспортного предприятия влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам относятся:

— характер системы управления транспортным процессом;

— наличие конкурентоспособных факторов транспортного процесса;

— затраты и своевременность доставки грузов;

— возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

— предпринимательские способности руководства предприятия.

К внешним факторам относятся:

— соотношение тарифных показателей транспортной услуги конкурентов;

— преимущества и недостатки технической характеристики транспортной услуги конкурентов;

— преимущества и недостатки маркетинговой политики конкурентов;

— степень прогрессивности клиентуры;

При стратегическом планировании должны быть учтены следующие специфические особенности автомобильного транспорта:

— высокая социально-экономическая значимость автомобильного транспорта, определяемая коммуникационными функциями транспортных услуг;

— большая конкуренция на рынке автотранспортных услуг за счет функционирования государственных, муниципальных, ведомственных автотранспортных организаций и частных автоперевозчиков;

— повышение степени риска выполнения услуг за счет протекания перевозочного процесса вне автотранспортных организаций, в силу чего возникает необходимость страхования грузов и ответственности перевозчика.

Алгоритм стратегического планирования можно представить в виде следующих этапов:

Процесс выработки стратегии предусматривает решение следующих задач: определение общей стратегии, выяснение конкурентной стратегии, уточнение функциональных стратегий предприятия.

Разнообразие различных вариантов общих стратегий может быть сведено к трем основным типам: стратегия стабильности, роста, сокращения.

1. Стратегия стабильности — поддержка существующих направлений деятельности предприятия.

2. Стратегия роста — расширение организации, которое может осуществляться через проникновение на новые рынки, путем поглощения конкурирующих фирм, а также за счет создания совместных предприятий.

3. Стратегия сокращения применяется, когда выживание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются:

— стратегия разворота (отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения, поиск эффективных путей использования ресурсов);

— стратегия отделения (при наличии нескольких видов бизнеса, если при этом один из них работает плохо, производится отказ от него);

— стратегия ликвидации (продажа активов предприятия).

Организация может выбрать один из типов стратегий, применять определенные сочетания различных типов (что характерно для крупных, диверсифицированных компаний).

Конкурентная стратегия направлена на достижение конкурентных преимуществ. Она должна обеспечить лучшие показатели в размере издержек на производство, выпуске продукции с уникальными свойствами и фокусирование реализации продукции на одном из сегментов рынка.

Функциональная стратегия включает действия по всем направлениям производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Стратегия диверсификации производства предусматривает диверсификацию денежных капиталов (распределение их между различными объектами вложений с целью, снижения риска возникновения потерь капитала или доходов от него), валютных резервов и др. Диверсификация бывает горизонтальная (расширение ассортимента) и концентрическая (выпуск новых товаров).

Автотранспортные предприятия общего пользования, в частности, осуществляющие грузовые перевозки, практически не выдерживают конкуренции с другими перевозчиками из-за высоких цен на транспортное обслуживание. Перевозка грузов осуществляется в основном на рынке малодоходных массовых перевозок социально значимых грузов, обслуживая постоянную клиентуру. Малая доходность и высокие издержки производства не дают возможности обновить подвижной состав и выйти на более выгодные сегменты рынка транспортных услуг. Зачастую руководство автотранспортных предприятий не ставит перед собой долгосрочные цели. Автотранспортными предприятиями в меньшей мере используются базисные (фундаментальные) стратегии развития, а в большей степени — функциональные и деловые (конкурентные).

Недооценка роли стратегического планирования на практике часто является одной из главных причин кризисного состояния АТП.

Способом решения транспортных проблем выбрана реализация единой стратегии развития транспортной отрасли. В настоящее время основным программным документом, на основе которого осуществляется развитие транспортной системы РФ, является «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года».

3. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Планирование программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия

Перевозки автомобильным транспортом осуществляются на основе плана перевозок в соответствии с заключенными договорами. План перевозок служит базой расчета объемов перевозок, парка подвижного состава, материально-технических средств, основных технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей, численности работников и т.д.

Исходными данными для составления плана перевозок грузов являются заявки организаций-грузоотправителей, где указываются виды грузов, пункты их отправления и назначения, объемы перевозок в тоннах и тонно-километрах. В зависимости от рода и количества грузов и условий осуществления перевозок автотранспортные предприятия выбирают наиболее рациональный тип подвижного состава.

План по эксплуатации подвижного состава различается по видам перевозок, осуществляемых автотранспортным предприятием:

— грузовые или пассажирские перевозки;

— перевозки на сдельной или повременной основе;

— регулярные или разовые перевозки.

Этот план включает в себя определение следующих показателей по маркам подвижного состава и по парку в целом.

1. Среднесписочное количество автомобилей (Асс), ед.

2. Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве) (АДх).

3. Автомобиле-дни работы (АДр).

4. Автомобиле-часы работы (АЧн), ч.

5. Общая грузоподъемность автомобилей (qобщ), т.

6. Среднесуточный пробег одного автомобиля (автобуса) (Lсут), км.

7. Общий пробег автомобилей (Lобщ), км.

9. Количество ездок с грузом (nег).

10. Суточный объем перевозок (Qсут), т.

11. Общий объем перевозок (Qт), т.

12. Общий грузооборот (Рткм), ткм.

13. Объем перевозок пассажиров ((Qпасс), пасс.

14. Пассажирооборот (Рпасс-км), пасс-км.

1. Среднее время пребывания автомобилей в наряде (Тн), ч.

2. Средняя грузоподъемность автомобиля (q), т.

3. Коэффициент технической готовности (бт).

4. Коэффициент выпуска автомобилей на линию (бв).

5. Коэффициент использования пробега (в).

6. Средняя техническая скорость (Vт), км/ч.

7. Средняя эксплуатационная скорость (Vэ), км/ч.

8. Среднее расстояние перевозки грузов (l), км.

9. Средняя длина ездки с грузом (lег), км.

10. Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой (tпр), ч.

11. Статический коэффициент использования грузоподъемности (гс).

12. Динамический коэффициент использования грузоподъемности (гд).

Показатели программы по эксплуатации подвижного состава автотранспортного предприятия определяются следующим образом.

Среднесписочное количество автомобилей, ед.

где WАсс — выработка на один списочный автомобиль в т или ткм.

Автомобиле-дни пребывания на АТП (в хозяйстве)

Общая грузоподъемность парка автомобилей, т

Среднесуточный пробег одного автомобиля, км

Общий пробег автомобилей, км

Количество ездок с грузом

Суточный объем перевозок, т

Затем вычисляются плановые показатели выработки подвижного состава.

Выработка на одну списочную автотонну:

Выработка на один списочный автомобиль:

Выработка на один автомобиле-день работы:

Выработка на один автомобиле-час работы:

Выработка на один километр пробега, т

В программе по эксплуатации, кроме суммарных показателей, рассчитывается средний уровень технико-эксплуатационных показателей автотранспортного предприятия

Средняя грузоподъемность одного автомобиля, т

Среднее время пребывания в наряде, ч

Средний коэффициент использования пробега

Средний статический коэффициент использования грузоподъемности

Средний динамический коэффициент использования грузоподъемности

Среднее расстояние перевозок, км

Средняя длина ездки с грузом, км

Средняя техническая скорость, км/ч

где АЧдв — автомобиле-часы движения

где АЧпр — автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой,

Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой, ч

Расчет показателей программы по эксплуатации автобусного парка во многом аналогичен расчету по грузовым автомобилям. Отличия состоят в планируемых значениях следующих показателей.

Объем перевозок пассажиров, пасс.

где qа — вместимость автобуса;

га — коэффициент использования пассажировместимости (наполнения);

lн — среднее расстояние поездки пассажира, км.

Задача 1. Рассчитать производственную программу по эксплуатации грузовых автомобилей ЗИЛ-431410 и МАЗ-5335 с прицепом МАЗ-8926 на год.

Таблица 3.1 — Исходные данные по маркам автомобилей

МАЗ-5335 с прицепом МАЗ-8926

Списочное число автомобилей на начало года, ед.

источник