Меню

Поездка по святым местам во время месячных

Есть целый ряд вопросов о том, как вести себя в Дивеево, которые задают именно женщины. Возможно это связано с тем, что Серафимо–Дивеевский монастырь является женским, а может быть по тому, что это святое место очень полюбилось прекрасной половине человечества. Так или иначе, но нам захотелось кратко ответить хотя бы на некоторые их них.

Как бы деликатной ни была эта тема, но она занимает часть жизни каждой женщины. И многие даже далекие от церкви дамы хоть раз да краем уха слышали, что вроде бы в храм в «эти» дни не ходят…

Это действительно так. По церковным правилам женщина, находящаяся в нечистоте (еще эти дни называют днями очищения), не должна находится в храме, прикасаться к святыням (свечам, иконам, Крещенской воде) и тем более дерзать подходить к Причастию. Нельзя во время месячных ходить по Канавке.

Но планируя паломническую поездку, многие остаются в недоумении, как быть, если…. вдруг досадная женская неожиданность меняет всё?

Большинство глубоко православных и воцерковлённых женщин поездку не отменяют, но принимают решение посвятить это время не посещению Дивеевских святынь, а послушанию на благо обители. Проще говоря, едут в монастырь поработать. И это сознательная смена желаний идет на пользу, так как не ведет к глобальным разочарованиям.

Работ в монастыре много, есть и много сезонных, так что всегда можно подобрать себе по вкусу. Единственное, женщине в критические дни стоит отказаться от послушаний в храме и на Канавке.

Что касается церковной службы, то здесь есть приятная новость. В летнее время в Дивеево все богослужения транслируют через микрофоны на улицу. Это делается из-за большого притока паломников. Соборы просто не в состоянии вместить всех желающих, а кому-то и не по силам стоять в переполненном храме в жару. Так что даже если женщине на данный момент нельзя войти в церковь, она может услышать богослужение на улице возле храма.

И последний вопрос, который волнует женщин, оказавшихся в паломнической поездке в такое неудобное «женское» время: можно ли купаться в источниках в критические дни.

Ответ будет двойственным: и да, и нет! Как такое может быть?

В общей купальне источника купаться в критические дни нельзя категорически! И по духовным причинам, и по гигиеническим. Просто рассудите логически сами, насколько это неприемлемо и неэстетично.

А вот обливаться в стороне из ведра можно. Но тут вопрос в том, что среди большого количества народа, на территории источников и сопредельной с ними земли не всегда можно найти укромное местечко для обливания. И вам скорее всего понадобится помощница, которая поможет облиться и переодеться так, чтобы это было не смутительно для других.

Что же касается самой воды с источника, то пить ее в критические дни, в отличии от Крещенской воды, можно. Но опять же! Зачерпнуть ее из колодца вам придется кого-то попросить.

Иногда непонятно, откуда и почему рождаются те или иные «мифы» в народе. Например, непонятные «ограничения» для беременных.

На самом деле, беременным женщинам необходимо посещать храм, причащаться и делать это как можно чаще. На примере житий святых мы видим, как их мамы старались с утробы прививать своим детям любовь к Богу и храму.

Поэтому с духовной точки зрения никаких противопоказаний быть не может. Но они могут возникнуть с медицинской стороны.

Дело в том, что интересное положение женщины не всегда протекает благополучно на сто процентов. Иногда течение беременности бывает осложненно какими-то обстоятельствами или сопутствующими заболеваниями. Или просто элементарно, беременную женщину начинает сильно укачивать в транспорте.

В этом случае дальняя поездка может не принести пользы. Поэтому к паломничествам беременным женщинам стоит подойти разумно, посоветовавшись со своим врачом.

Если же вы чувствуете себя прекрасно, ваш врач не против, и священник благословляет, то вы можете приехать в Дивеево нисколечко не смущаясь.

На всякий случай сообщаем, что в селе находится, вполне современная районная больница. А также имеется роддом! Где в крайнем случае врачи акушер-гинекологи примут у вас роды.

Между приходской (не монастырской) церковью и монастырской есть существенная разница. Во всех монастырях без исключения не совершаются три церковных таинства: Венчание, Крещение и Отпевание.

Это связано с тем, что в монастырь уходят из мира, отрекаясь от мирской жизни. Здесь не женятся и не рождают детей, а отпевают только своих усопших монахинь по особому чину.

Когда в 90-года Серафимо–Дивеевский монастырь только открывался, то эти таинства для мирских людей совершали в Казанской церкви в северном поселке (на северной окраине села). Сейчас же, в Дивеево построен приходской храм в честь преподобномученицы Елизаветы Федоровны Романовой. В этом храме теперь венчают, крестят и отпевают местных дивеевцев.

Но точно такие же приходские храмы есть и во всех городах России. Поэтому здесь уже вам решать о целесообразности совершения данного таинства в Дивеево.

Очень прискорбно, что этот вопрос поднимается вновь и вновь, хотя практически повсеместно известно, что в православной церкви не положено носить женщинам брюки вообще, а не только в храме.

Мы сейчас не будем вдаваться в богословские споры и рассуждать о том, что вот такой у нас сейчас современный мир. Скажем одно: если вы планируете поездку в православный монастырь или храм заранее, то возьмите с собой юбку!

Для случайно зашедших в храм есть юбочки-фартучки, которые можно обвязать вокруг себя, скрыв брюки, и Дивеево – не исключение. Но гораздо разумнее будет привезти с собой (если путешествовать вы можете только в брюках) полноценную, свою юбку. И вам будет комфортно и приятно, и выглядеть это будет прилично! И чувства монахинь вы не заденете, которым и так тяжело видеть весьма неэстетичный,и далеко не духовный вид большого количества паломников на своей монастырской территории.

Как вы видите, все эти вопросы не так страшны, как кажутся по неведению. Почти все они вполне решаемы для каждой женщины. А это значит, что любая женщина сможет спланировать свою паломническую поездку в Дивеево тогда и так, как ей будет удобно! Главное – приезжайте сюда!

источник

Девушки, что вы чувствуете по поводу запрета на посещение святынь во время месячных? Когда-то меня очень злило это правило, впрочем, как и все, что запретно для женщин. Пока я не поняла, что все правила нужны не для того, чтобы ограничить мою свободу, а чтобы уберечь от вредных действий — для меня или окружающих.

Самое основное — в критические дни женщина очищается. Не слушайте людей, которые говорят, что в этот период женщина «грязная» — эта логика тупиковая, так как эта «грязь» должна откуда-то браться, то есть тогда мы всегда «грязные», и в этот период «грязь» переходит из скрытого в открытое состояние — тогда вообще нечего с нами общаться, есть еду, которую мы готовим, носить одежду, которую стираем и так далее — разумный человек не станет, например, жить в одной квартире с неопрятным бомжом.

А вот очищение, естественный и заложенный природой процесс, действительно происходит. Во многих духовных традициях в этот период не разрешалось не только посещать храмы, но и заходить на кухню, готовить еду, прикасаться к священным трактатам, вступать в половую связь с мужем, выполнять определенные виды молитв. Почему? Для сравнения возьмем другой пример — у нас есть другой естественный механизм очищения, когда мы ходим в туалет. Но вам же не придет в голову во время дефекации готовить, заниматься любовью или находиться в святом месте! Кстати, после этого акта во многих традициях считается необходимым подмываться и делать ритуальное омовение. Древние правила ведической культуры требовали полного очищения тела водой — с головы до ног, в исламе нужно омыть водой конечности, рот, глаза, уши и провести мокрыми рукам по волосам.

Правильнее говорить, что во время месячных наше тело находится в состоянии осквернения, ритуальной нечистоты — аналогичное осквернение происходит во время полового акта, похода в туалет, после родов (пока есть выделения), при соприкосновении с половыми органами и т. п. По сути, когда из наших нижних центров выходят некоторые выделения. В более строгих традициях оно может нарушаться прикосновением мужчины к женщине — в этом есть своя соль, по себе могу сказать, что молиться получается лучше, когда мужчин нет в непосредственной близости — природные инстинкты сложно преодолеть даже святым.

Очищение происходит как на физическом уровне, так и на более тонких энергетических планах. Наверняка многие женщины замечали, что до и во время месячных состояние более тонкое — в области духовного сердца, центра груди, как будто что-то открывается, наполняется приятными ощущениями. В зависимости от состояния сознания мы становимся либо более ранимыми и эмоциональными, либо более счастливыми и утонченными, а иногда переходим из одного состояния в другое. В этот период сердце само настолько раскрывается, что даже молитвенные практики не нужны — отдыхайте и наблюдайте за своими состояниями, к вам могут прийти глубокие осознания. Не зря Кастанеда писал, что мужчине нужно своей силой раздвигать два мира, чтобы проникнуть в щель между ними, а у женщины во время месячных они сами раскрываются.

Кстати, мужчинам неполезно вступать в интимную близость с менструирующей женщиной из-за энергетических процессов, которые у нее происходят.

Духовные традиции, с которыми я соприкасалась, говорят о том, что в святых местах обитают некие сверхличности — богини, ангелы, святые и другие светлые сущности, с которыми мы не умеет взаимодействовать и не видим их. Они не могут вступить с нами в связь в периоды очищения — более того, мы вносим дисгармонию в пространство храма. Я с удовольствием накормлю дома гостей, но вряд ли мне захочется видеть на своей кухне грязнулю.

Если у кого-то это правило все еще вызывает неприятие, я рекомендую выполнять его как дань уважения к святому месту, в которое вы приходите — ведь, наверняка, вы туда приходите за помощью и поддержкой, за пополнением духовной энергией. И второй момент — доверяйте Богу, Вселенной, космическому разуму (что вам ближе) — все законы заложены для чего-нибудь, если какое-то правило вас отталкивает, узнайте сначала его смысл, историю возникновения, как оно работает и какую пользу приносит — знание решает половину внутренних проблем.

источник

Извините за деликатный вопрос. Женщинам, когда она «нечиста», можно ехать в паломническую поездку? Просто зайти в храм и постоять на службе побеседовать со священником. Естественно, не купаясь в святых источниках. Спасибо

Значительную часть паломников составляют женщины, у которых иногда поездки в святые места совпадают с «критическими днями». В этом случае на них налагается ряд ограничений. Существуют разные мнения в отношении возможности присутствия женщин в таком состоянии на богослужении. Одно из них, на мой взгляд, неоправданно строгое, заключается в том, что в такой период ей нечего делать в храме. На деле канонических препятствий к посещению женщинами храма «в нечистоте» не существует: Вселенские Соборы эту тему никогда не обсуждали. Согласно Апостольским постановлениям, зафиксировавшим раннехристианскую практику, естественное месячное истечение у женщин не делает ее недостойной или не способной к участию в церковной молитве. В таком же духе высказывались некоторые Святые Отцы, например, святитель Афанасий Афонский.

На мой взгляд, практика возбранять женщинам в «критические дни» посещать храм, существующая в некоторых наших приходах, сложилась во многом под влиянием традиций иудейского законничества. Святейший Патриарх Сербский Павел, который, бесспорно, является одним из авторитетнейших богословов современности, подробно и аргументировано разобрал этот вопрос в одной из своих статей.

Убежден, что в обычных условиях нет никакого препятствия к участию женщин таком состоянии в храмовом богослужении. Можно посещать храм, молиться, но не прикладываться к иконам, не вкушать просфоры и не причащаться. Брать свечи в руки и возжигать их также можно.

Что касается паломничества то, считаю, что нет никакого греха, если человек будет не только находиться в храме, но и прикладываться к святыням. Если кто-то приехал в Святую Землю, возможно, единственный раз в жизни, он может прикладываться к святыням, ничуть их не оскверняя. Более того, если у женщины, находящейся в «нечистоте» есть только одна возможность причаститься у Гроба Господня в таком случае можно допустить ее и ко Причастию. Если есть риск оказаться в такой ситуации, паломнице лучше заранее согласовать эту возможность со своим духовником. Конечно, желательно выбрать срок поездки, не совпадающий с «критическими днями», но если такой возможности нет, то можно причаститься, разумеется, только по благословению священника.

архиепископ Егорьевский Марк (Головков)

источник

Критические дни являются неотъемлемыми спутниками женщины с момента полового созревания и до наступления менопаузы. Циклические кровяные выделения свидетельствуют о здоровье как репродуктивной системы, так и всего организма женщины. Но может ли данное проявление телесного благополучия отразиться на ее духовной жизни? Как, с точки зрения религии, трактуется женский цикл? Можно ли читать намаз во время месячных? Разрешается ли ходить в церковь когда идут менструации? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах, опираясь на Святые Писания и мнения Святых Отцов Церкви.

Чтобы ответить на вопрос о том, можно ли в церковь с месячными, необходимо разобраться во взгляде ортодоксальной Церкви на данное физиологическое явление.

Согласно Ветхому Завету менструация — наказание роду человеческому за грехопадение, к которому Ева подтолкнула Адама. Вкусив плод запретного дерева по совету Змея Искусителя, первые из людей, узрев свою телесность, лишились ангельской духовности. Женщина, явив слабость духа, обрекла род человеческий на вечные страдания.

В третьей главе Бытия Ветхого Завета, после того как узрели Адам и Ева наготу свою и сознались пред Богом в содеянном, Творец сказал Женщине: «Мучительной Я сделаю беременность твою, в муках будешь рожать детей».

Позднее, многие библеисты древности были склонны считать, что не только тягости беременности и болезненность родовой деятельности стали наказанием женской половине рода человеческого за грех ослушания, но и менструация является ежемесячным напоминанием о потере былой ангельской природы.

Отвечая на вопрос: «Можно ли в храм с месячными?» с точки зрения ветхозаветных теологов можно с уверенностью сказать: «Нет!». Более того, любая из дочерей Евы, пренебрегающая данным запретом оскверняет святое место и ввергает род свой в пучину греха.

Многие теологи склонны олицетворять месячную кровь не с таинством рождения, а с систематическим напоминанием роду человеческому о его смертности. Тело — временный сосуд, наполненный Духом Святым. Лишь постоянно помня о скорой кончине «материи», неустанно совершенствуешь духовное начало.

Запрет на посещение храма в дни менструации тесно связан и с процессами, порождающими появление кровянистые выделения. В течение менструации происходит отторжение организмом неоплодотворенной яйцеклетки. Данный, вполне физиологический с точки зрения медицины, процесс, в религии граничит со смертью потенциального плода, а значит и души, в чреве матери. Согласно религиозным догмам времен Ветхого Завета, мертвое тело оскверняет Церковь, напоминая о потерянном бессмертии.

Христианство не запрещает молиться дома, но посещать Дом Божий женщине, по мнению ортодоксальных теологов, запрещается.

Еще одной причиной, запрещающей женщине переступать порог Святого Дома во время менструации является и забота о гигиене. Прокладки, тампоны и менструальные чаши появились относительно недавно. Средства «защиты» от излияния маточных выделений наружу в прошлом были достаточно примитивны. Говоря о дате зарождения данного запрета нужно помнить, что церковь тогда являлась местом наиболее массового скопления людей. Особенно, во время праздничных, знаковых служб.

Появление женщины во время менструации в подобном месте ставило под угрозу не только ее здоровье, но и здоровье окружающих. Существовало, да и существует, множество заболеваний, передающихся через отторгаемые организмом субстанции.

Подводя первые итоги поиска ответа на вопрос: «Почему нельзя ходить в церковь во время месячных», выделим несколько причин данного запрета с позиции видения ветхозаветных теологов:

  1. Гигиеническая.
  2. Менструация — осязаемое напоминание потомкам о грехопадении Евы.
  3. Отторгаемая яйцеклетка, с точки зрения религии, приравнивается к плоду, погибшему в результате выкидыша.
  4. Приравнивание кровянистых выделений к символу смертности всего сущего.

Христианство эры Нового Завета смотрит лояльнее на возможность женщины участвовать в церковной жизни в критические дни. Связаны изменения воззрений, а значит и богословских трактовок, с новым концептом человеческой сущности. Приняв страдания за грехи людские на Кресте, Иисус Христос освободил человечество от бренных оков тела. Лишь духовность и чистота, сила духа первостепенны отныне. Женщину, кровоточащую от месяца к месяцу, такой задумал Господь, а значит, в менструации нет ничего противоестественного. Ведь не может же плотское помешать в чистом и искреннем стремлении к общению с Богом.

В данном случае уместно вспомнить об апостоле Павле. Он утверждал, что всякое творение божье прекрасно и в нем нет не может быть ничего, что могло бы осквернить Создателя. Новый Завет не дает однозначного ответа на вопрос о том, можно ли посещать святые места во время месячных. Данная позиция стала причиной рождения разногласий между Святыми Отцами. Некоторые были уверены, что запрещать девушке посещать Церковь, означает идти вразрез с самим учением Христианства. В подтверждение своих слов, теологи, придерживающиеся данного мнения, приводят библейскую притчу об Иисусе и женщине, кровоточащей длительное время.

Прикосновение к полам одежды Спасителя излечило ее, а Сын Человеческий не только не оттолкнул страдалицу, а сказал ей: «Смелее, дочь!». Многие женщины спрашивают, можно ли читать молитвы во время месячных дома. Не будет ли это отступлением от принятых канонов. Христианство лояльно относится к данному вопросу и не считает критические дни препятствием для общения с Богом.

Однозначного ответа священника, о том можно ли войти в церковь во время месячных, нет. Необходимо испрашивать благословения у священника-настоятеля церкви, которую хочет посетить женщина.

Помните, что дела духовные сугубо индивидуальны. При крайней нужде или духовной смуте священник не откажется исповедать женщину. Телесная «нечистота» не станет помехой. Двери Господнего Дома всегда открыты для страждущих. Не существует строгого канона о том, как правильно или неправильно вести себя в вопросах Веры. Для Бога и женщина, и мужчина-любимое чадо, которое всегда найдет пристанище в его любящих объятиях.

Если существует запрет на посещение собора, то закономерно возникает вопрос, можно ли крестить ребенка с месячными и как поступить, если перенести мероприятие не получается. Переходите по ссылке, чтобы получить ответы на данные вопросы.

Укоренилось мнение, что женщина во время менструации может посещать Храм, но ей следует придерживаться некоторых правил, соблюдение которых позволит избежать осквернения святого места.

При месячных женщина не может принимать участие в любых церковных Таинствах.

Многие из женщин, ищущие ответ священника на форумах спрашивают, можно ли исповедоваться во время выделяющихся месячных. Ответ достаточно категоричен: нет! Ни исповедаться, ни причащаться, ни венчаться, ни принимать участие в крещении в эти дни нельзя. Исключения составляют тяжелые болезни, из-за которых кровотечения носят длительный характер.

Если месячные являются результатом болезного состояния, необходимо испросить благословения у батюшки, а уж потом принимать участие в Таинствах Церкви и вкушать Тело и Кровь Христовы.

В Библии точного ответа на этот вопрос нет, а вот при изучении регламента церковной службы можно наткнуться на запрет к сему действу. Вне зависимости, происходит ли это дома или в храме лучше дождаться окончания критических дней. В современном Христианстве можно встретить запрет на употребление просфоры и освященного кагора в критические дни.

Обращаясь к трудам теологов-новозаветников, становится ясно, что прикладываться к иконам или иконостасу категорически запрещается. Подобное поведение оскверняет святое место.

Не рекомендуется и прикасаться к краю одежды священнослужителя, а также держать свечи в руках.

Во время месячных можно ходить на службу, но лучше занять место для «оглашенных» или рядом с церковной лавкой.

Новый Завет гласит, что Храм там, где вспоминается имя Христово. Неужели строгие запреты распространяются и на домашнюю молитву? Труды теологов гласят, что обращаться к Богу в молитвенной форме как дома, так и в Церкви не запрещается в любом состоянии тела и духа.

Те, кто ищут ответ священника на данный вопрос, получают категорический отказ. Демократический подход современной церкви и ряд послаблений для женщин в период критических дней не касаются Святых Тайн. От исповеди, причастия и миропомазания стоит воздержаться до окончания месячных. Исключение составляю только случаи тяжелого недуга. Кровянистые выделения, вызванные длительной болезнью, не могут стать помехой даже для Соборования с предшествующей подготовкой к причащению.

Обратите внимание, что перед тем, как принять участие в Святых Таинствах, даже в состоянии недуга, необходимо взять благословение у Батюшки.

Множество историй на тематических форумах, рассказывающих о том, что женщину исповедовали и разрешили приложиться к святыням в период месячных связаны именно с недугом той, о ком идет речь.

Стоит отметить, что девушкам, пришедшим на службу в церковь в критические дни, разрешается подавать молебные записочки за здравие и упокой близких.

Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций, в первую очередь, являет уважение прихожанки к церкви и ее устоям.

Многих девушек волнует не только вопрос о возможности домашней молитвы и посещения во время регул Дома Божьего. Женщины, посещающие религиозные форумы, живо интересуются вопросом о том, можно ли приехать в монастырь во время месячных. На этот вопрос подробно и живо в своих материалах отвечает сестра Васса.

Резюмируя информацию, изложенную в ее материалах приходим к выводу, что никто не выгонит женщину из монастыря только потому, что она приехала в «нечистые» дни.

Ограничения могут накладываться на посещение служб, килейный уклад жизни или ограничения в послушаниях. Монахини продолжают нести свое послушание в соответствии с уставом конкретной обители. Узнать об ограничениях, накладываемых на послушницу или сестру во время месячных можно у Настоятельницы обители, в которую прибыла представительница прекрасного пола.

Многие из женщин посещают монастырь для того, чтобы прикоснуться к останкам Святого, упокоенного на территории конкретной обители. С этим стремлением связано желание получить ответ священника на вопрос о том, можно ли прикладываться к мощам во время месячных. Однозначного ответа на данный вопрос нет. Вряд ли найдутся те, для кого действо это носит праздный характер.

Перед поездкой, вне зависимости от того, совпадает ли она с регулами или нет, необходимо спросить благословение Священника прихода, в котором ведет церковную жизнь женщина. В этой беседе девушке целесообразно изложить мотивы и предупредить о возможности начала менструации. Взвесив все «за» и «против», батюшка сможет дать однозначный ответ.

Возносить молитву к Господу во время месячных дома не воспрещается.

Ясновидица Ванга рекомендовала читать дома молитву чтобы пошли месячные и вернулось женское здоровье. Переходите по ссылке, чтобы узнать исцеляющие заговоры.

В исламе распространено мнение, что женщина в такие дни находится в состоянии ритуального осквернения. Подобный взгляд на менструацию влечет за собой запрет для представительницы прекрасного пола совершать намаз до окончания месячных.

Отвечая на вопрос о том, можно ли читать молитвы мусульманке во время обычных месячных необходимо понять, какой характер носят выделения. Ислам выделяет два вида кровотечений у женщин: хаид и истихада.

Хаид подразумевает естественное ежемесячное кровооторжение, а истихада – кровотечение, выходящее за рамки цикла или послеродовые выделения.

Мнения богословов Ислама разнятся касательно возможности молитвы, но, в большинстве случаев, рекомендуется воздержаться от совершения молитвы и прикосновений к Священному Корану на арабском языке.

Возвращаясь к обзору мнений Отцов Церкви, стоит отметить и тех, кто не настаивая на строгом запрете, выдвинул ряд правил, регламентирующих нахождение представительницы прекрасного пола в церкви в критические дни и после рождения ребенка. Забегая вперед, стоит отметить, что данное религиозное воззрение прижилось и бытует по сей день.

Бесспорно одно: несмотря на множество мнений теологов и разнообразие трактовок Священного Писания, для того чтобы ответить для себя на вопрос о том, можно ли ходить в церковь во время месячных и когда стоит вернуться к церковной жизни после родов, необходимо узнать ответ священника прихода, к которому «принадлежит» женщина.

источник

Сколько людей столько и мнений… Хорошо, когда эти мнения являються плодом долгого самостоятельного изучения какой-либо темы или проблемы. А не тогда, когда «сарафанное радио» и безграмотные люди, в жизни не открывавшие Евангелие — рассказывают что можно, что нельзя и многие из-за этого, поленившись самостоятельно разобраться, берут все на веру.

Т.н. «церковные советы» не могут давать обычные миряне, т.к. они не обучались в духовных семинариях и не могут глубого разбираться в церковных вопросах

синоды православных (христианских) церквей не издавали официального запрета на посещения Святых мест во время месячных.

Ни один всеправославный собор не издавал запрета на посещения Святых мест в критические дни.

Нет ни одного канона, который называет женщину в эти дни «нечистой» и запрещает посещения церкви.

Зато есть бестолковые ограниченные люди, в силу «сарафанного радио» и дремучих глупых стереотипов и заблуждений придумали сами себе ограничения, даже не посоветовавшись со специалистами (богословами и священнослужителями) и не прочитав при этом ни одной строчки Евангелий.

Самая большая глупость, которую может себе внушить женщина в эти дни — что она «нечистая» или «грязная». Мотивируя это тем, что так всю жизнь считалось и принято?!

Вопрос для женщин, которым внушили эту глупость. Просьба подумать и ответить на него.

Что делают с послушницами и монахинями в женских монастырях в эти дни? Их что — на 4-5 дней выгоняют на улицу за пределы монастырей? Их считают нечистыми или грязными? Они не принимают участие в службах во время месячных? не поют хвалу Богородице в эти дни? Или может в монастырях нет молодых девушек и все монахини после климакса?

Есть рекомендации уважаемых в православном мире людей касательно запретов/разрешений, основанные на Евангелиях , а не на мнениях отдельных представителей православной церкви или самих женщин.

Теперь нам остается лишь проследить историческую практику Церкви по этому вопросу. Самое раннее свидетельство это так называемые Апостольские постановления, которые передают раннехристианскую практику. Так в книге 6 (О ересях, пп.27-30) говорится:

Поэтому брак почтен и честен, и рождение детей чисто; ибо в добром нет ничего худого. И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней, для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении, от того, что сидят больше дома. Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив исцелил её, сказав: «вера твоя спасла тебя.

А вот что говорит современный богослов, один из самых уважаемых в мире православных священников – патриарх Сербский Павел. (Единственный из иерархов православной церкви, который исследовал эту тему и публично дал разрешение для женщин в эти дни посещать храмы. другие иерархи до сих пор молчат.)

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы cлучайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении.

что говорят священники по поводу купания в критические дни?

Вопрос с купанием в освяченных купелях более щекотливый. Однозначно нельзя во время месячных полностью погружаться в воды освяченного Источника. Здесь вопрос как гигиены, так и женского здоровья. Врачи прямо запрещают переохлаждение женских половых органов при окунании в купели во время месячных.

Но. Есть выход. Проверенный и рекомендованный священниками при Святых Источниках Анны

Можно — омовение из ведра. В этой ситуации решается вопрос как гигиены, так и здоровья. В нашей практике на Источниках Святой Анны священники благословляли женщинам во время критических дней омовение из ведра освяченной водой Источника.

Кому верить и во что верить – решать исключительно Вам. Я, со своей стороны, привел более чем убедительные доказательства. Отказываться или нет от поездки на Источники Святой Анны или в другие святыни из-за собственной малообразованности. — думайте сами

Заказ поездки на Источник Святой Анны. Даты и цены — по ссылке

Что брать с собой на Источник Святой Анны — по ссылке

Что говорят врачи о купании в Святых Источниках — по ссылке

Как правильно купаться в Озере Святой Анны — по ссылке

источник

Опубликовал Людмила Никеева в блоге «Людмила Никеева». Просмотры: 6147

Позвонила недавно одна моя знакомая и сказала, что собирается в Грецию, в первое свое зарубежное паломничество. И засыпала меня градом вопросов: «А как вот ты в Греции исповедовалась перед Причастием? Ты ведь греческого не знаешь, а священник – русского? А как там поститься? А можно ли. » И т.д., и т.п. И я посоветовала ей прочитать статью епископа Егорьевского Марка, з аместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (1) О пользе поста перед паломнической поездкой. (Она у меня давно на заметке, вот и пригодилась.) «Почитай обязательно, удивительно обстоятельная и толковая статья, – сказала я. – Там есть вещи, которые ты, может быть, будешь искать и не найдешь, а они там есть. И, что самое главное, освящены епископским авторитетом. Правда, название статье, на мой взгляд, дали не слишком удачное: оно сводит все дело к проблеме поста, хотя совсем не только и не столько о нем там речь. Я тебе ссылочку пришлю, хорошо? » И прислала. Так что знакомая моя поехала во всеоружии.

Жизнь христианина невозможна без участия в Таинстве Евхаристии. Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин. 6. 56), указывая всем путь соединения с Ним. Очевидно, что стремление как можно чаще вкушать этой Небесной пищи должно быть глубокой внутренней потребностью верующего человека. Отправляясь в паломничество, он также стремится участвовать в богослужениях в посещаемых им обителях и храмах и причащаться Святых Христовых Таин. В процессе подготовки к этому Таинству у паломников нередко возникает ряд практических вопросов, связанных с мерой и продолжительностью поста, а также молитвенного правила перед Причастием. Как правило, паломническая поездка сопряжена с переездами, зачастую весьма продолжительными по времени. Православная Церковь традиционно допускала послабление поста для своих путешествующих чад из-за несения ими тягот дороги. Однако мера этого послабления у обычного путешественника и у паломника, готовящегося к Причастию, несомненно, различаются. Многое зависит от того, на какой период времени по церковному календарю приходится паломничество. Если оно совершается Великим постом, представляется неправильным вкушать мясо, которое может быть заменено рыбными или, в крайнем случае, молочными продуктами. Если же речь идет о времени мясоеда, а пища, предлагаемая паломнику в пути, не оставляет возможности выбора, думаю, не будет большого греха в употреблении мясных продуктов, если это нужно для подкрепления сил.

В этом вопросе, разумеется, очень многое зависит от организаторов паломнической поездки. Если она устраивается церковными людьми, то, как правило, сами организаторы пекутся о соответствии питания в дороге церковному Уставу. В этом случае можно и нужно заранее организованно заказать постную пищу в самолетах, поездах и гостиницах. Если же паломники останавливаются в православном монастыре, тогда проблемы с питанием не должно возникать вовсе. Но бывает, что люди отправляются в путешествие с группами религиозных туристов, основная масса которых не соблюдает поста, особенно в среду и пятницу, а порой даже не знает об этом требовании Устава. Такие ситуации возникают как у тех, кто путешествует по России, так и у тех, кто отправляется в зарубежные поездки, даже в страны, население которых исторически принадлежит к христианской Церкви. На сегодняшний день, например, католиками традиция хранения поста практически утрачена. Даже в Греции православные верующие не всегда соблюдают Великий пост, не говоря уже о других периодах времени, в которые не позволяется употребление скоромной пищи. Это обстоятельство значительно ограничивает возможности наших соотечественников, желающих строго следовать Уставу: в ресторане гостиницы или придорожном кафе, где часто питаются паломники, постной пищи может просто не оказаться в наличии. В этой ситуации, а особенно когда человек живет в гостинице, где завтрак заранее включается в стоимость проживания, нарушение поста неизбежно. Однако в этой ситуации оно допустимо. Как правило, паломники – люди с ограниченными финансовыми возможностями: многие годами откладывают деньги, чтобы совершить паломническую поездку.

Для говеющих паломников полагаю достаточным строго поститься в день накануне Причастия, если люди причащаются один раз за поездку. Бывает, однако, что паломники, приезжая, например, в Святую Землю, хотят принять Святые Христовы Тайны и у Гроба Господня, и в Гефсимании, и в Вифлееме, и в Горнем монастыре, т.е. чуть ли не ежедневно. В этом случае пост, думаю, может быть еще более облегчен, однако желательно все-таки отказаться от мяса в эти дни, не ограничивая употребления другой пищи. Минимальное требование – не вкушать мяса хотя бы в день накануне Причастия.

Требование соблюдать пост нельзя возводить в догму, в абсолют. Святые отцы называли пост не целью, но средством. Надо помнить о том, что ограничение в приеме определенных видов пищи требует разумного, дифференцированного подхода. Необходимая мера поста для говеющих сейчас определяется каждым священником согласно его собственным представлениям, а представления эти бывают разными, иногда не вполне обоснованными. Известны случаи, когда в монастырях в российской глубинке отказываются причащать паломников, в том числе группы молодежи или детей, именно потому, что они не постились накануне. По моему убеждению, это – проявление фарисейства и ревности «не по разуму». Даже взрослые паломники зачастую не имеют возможности полноценно поститься. Тем более этого не могут дети, которые лишены возможности самостоятельного выбора рациона или же вообще только входят в церковную ограду. Пастырей, по этой причине препятствующих людям приступать к Святым Христовым Тайнам, я призываю помнить, что от паломников нельзя требовать того же, что от собственных прихожан, нельзя безапелляционно накладывать «бремена неудобоносимые» на чужих духовных чад.

Необходимо опровергнуть два распространенных заблуждения, которые нередко препятствуют паломнику причащаться. Общеизвестно, что принимать Тело и Кровь Христовы нужно натощак. Вместе с тем, надо помнить, что лекарства едой не являются. Несомненно, нужно отличать лекарства, необходимые для жизни, от пищевых добавок и витаминов, то есть от того, от чего вполне можно воздержаться. Употребление же необходимых лекарств, например, диабетиками, не является грехом и препятствием к Причащению.

Еще один расхожий миф заключается в том, что перед Причастием нельзя чистить зубы. Всякий раз, когда мы идем в храм, то стараемся, чтобы у нас было чистое тело, чистая одежда, но вполне допускаем неприятный запах изо рта, который появляется часто независимо от того, ел человек или нет. Если он постится и не ест, то нередко бывает, что запах изо рта еще сильнее. Это связано с выделением желудочного сока и других продуктов жизнедеятельности организма. Полагаю, нет сомнений, что нужно принимать Христа в чистые уста, поэтому нет никакого препятствия в том, чтобы чистить зубы перед Причастием.

Отправляясь в паломничество, особенно если речь идет о дальних странах, люди стараются поклониться наибольшему количеству святынь. У них зачастую не остается времени, чтобы спокойно вычитать молитвенное правило, требующее более часа. Убежден, что излишне с настойчивостью требовать от паломников вычитывать полное правило, включая акафист. Вычитывание привычного для нас правила, состоящего из трех канонов и акафиста, не является непременным условием подготовки к Таинству Причащения. В некоторых местах, например, на Афоне, оно состоит совсем не из канонов, поскольку они звучат на богослужении, а из Иисусовой молитвы, поклонов и чтения Священного Писания. Нужно осознавать, что паломники, посещая святые места, как правило, читают там Евангелие, акафисты, тропари и молитвы, а все это уже является молитвенным предстоянием перед Богом. Сам по себе труд паломника – это, в первую очередь, молитвенный подвиг. Не столь важно, какие именно молитвы читает человек, важно, что он молится.

Правило можно сокращать при нехватке времени, в зависимости от конкретных условий и возможностей самих паломников. Нужно помнить, что в паломничество отправляются разные люди и то, что может сделать один человек, не всегда по силам другому. Правило может быть различным в зависимости от воцерковленности и степени готовности человека к его восприятию. Если он никогда раньше не причащался, неразумно и даже бессмысленно давать ему такую большую нагрузку. Человеку церковному рекомендовал бы по возможности прочитать покаянный канон и Последование ко Святому Причащению, в самом крайнем случае – ограничиться молитвами ко Причащению.

В целом все зависит от того, насколько паломничество пронизано духом молитвы, потому что иногда то, что называют паломничеством, на деле им не является. Иногда люди отправляются в путешествие к святым местам с обычной туристической группой и по ходу дела посещают не только храмы, но и базары, магазины, рестораны и прочие увеселительные места. Конечно, это не молитвенное предстояние, и здесь подход должен быть более строгим: если человек нашел время для того, чтобы посетить магазин, совершение им полного молитвенного правила будет простым проявлением благочестия.
Если есть желание и возможность совершить какую-то подготовительную молитву в автобусе по пути, когда люди располагают возможностью слушать со вниманием, это является вполне нормальной и естественной практикой. Повторно читать эти молитвы самому в таком случае не обязательно.
Хотелось бы подчеркнуть, что совершенно недопустимым является давление со стороны сопровождающего группы на участников паломнической поездки с целью принудить к участию в Таинстве Покаяния и Причащения. Решения приступать к ним человек может принимать только сам.

Отдельная группа вопросов, возникающих у паломников, связана с исповедью. К сожалению, случается, что, исповедуясь в незнакомом монастыре или храме, человек сталкивается с неожиданными и неприятными обстоятельствами. Порой на исповеди священнослужители начинают спрашивать о том, принял ли паломник ИНН, паспорт, задавать другие подобные вопросы, или же заставляют каяться в надуманных «профессиональных» грехах. В одном из первых номеров одного современного женского православного журнала был помещен рассказ журналистки, совершившей паломничество в Дивеево. Иеромонах на исповеди вынудил ее приносить покаяние в «профессиональном» грехе (!) – в том, что, общаясь с людьми, она узнавала сокровенные стороны их жизни.

Иногда священник на исповеди бывает неоправданно строгим, а точнее – безжалостным. Совсем недавно мне рассказали историю о том, как тележурналистка пришла на исповедь в один московский храм. Священник стал спрашивать, где она работает. Услышав ответ, сразу изменился в лице и закричал: «Вон! Уходите! Никто из вас не спасется!»
В мою бытность в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был другой – не менее возмутительный – случай. В паломничество приехал из России наместник одного монастыря, и я попросил его помочь исповедовать группу паломников в храме Воскресения Христова. Он пошел на Голгофу, однако как-то очень быстро возвратился со словами: «Там нечего делать: все со смертными грехами!» Позже монахиня из Горненского монастыря, которая сопровождала группу, рассказала мне, как было дело. Паломники готовились к Причастию, постились очень строго – практически целый день ничего не ели, пришли на исповедь, многие, может быть, в первый раз. И тот священнослужитель, которого я просил помочь исповедовать людей, у каждого стал спрашивать: «Венчан?» Услышав отрицательный ответ, исповедь уже не принимал. Люди, которые хотели покаяться в грехах, испытали настоящий духовный шок и со слезами на глазах вышли из храма.

К сожалению, такие случаи нередки. Святейший Патриарх Алексий на епархиальном собрании неоднократно говорил об опасности, которую несет подобное «пастырство». В его выступлениях всякий раз содержится много живых наглядных примеров, из которых все мы – священнослужители – должны извлекать необходимые уроки.
Если священник не допускает до Причастия человека, который состоит в зарегистрированном государством, но не венчанном браке, то он имеет право пойти к другому священнику, исповедаться и причаститься. Не нужно обращать внимание на таких пастырей, которые плохо знакомы с Евангелием и не знают слов апостола Павла о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7. 14). Хотелось бы этим пастырям порекомендовать изучать Священное Писание и мнение по этому вопросу Священноначалия, в частности, Святейшего Патриарха. Что касается принятия ИНН, то этот вопрос не имеет отношения к духовной жизни. Думаю, если священник его задает, верующий вправе вообще не отвечать. Столь же недопустимым является дискриминация верующего по его профессиональной принадлежности. Если священник отлучает человека от Причастия и публично стыдит за его профессиональную деятельность, то это является нарушением пастырского долга. В любом случае надо сказать пастырю, что этот вопрос выходит за рамки его компетенции. В таких случаях следует обращаться к другому священнику, который мог бы принять исповедь и допустить ко Причастию. Если же другой возможности исповедоваться и получить благословение на Причастие нет, нужно смириться и потерпеть. Думаю, что такому человеку Господь сторицею воздаст за его смирение.

Конечно, больно, что среди нас есть пастыри, которые так подходят к людям, имеют такую ревность не «по разуму», отлучая людей от Источника Жизни. Когда в наших монастырях и приходах происходят случаи, противоречащие учению и канонам Православной Церкви, позиции Святейшего Патриарха, конечно же, нужно обязательно об этом сообщать правящему архиерею, либо писать в редакцию журнала «Православный паломник». Мы сами тогда будем доводить эту информацию до сведения епархиальных архиереев и просить оградить паломников от такого непастырского пастырства.

В монастырях паломников порой, не глядя, отправляют на отчитку. К этому нужно относиться с крайней осторожностью. Считаю, что не нужно принимать всерьез мнение священника, даже если он является клириком монастыря, настаивающего на необходимости отчитки. В этом вопросе нужно спрашивать только совета своего духовника. В любом случае должны быть какие-то очень веские основания для того, чтобы рекомендовать человеку отчитку. Та легкость, с которой это вменяется в обязанность людям некоторыми духовниками, тревожит.

Еще один непростой вопрос связан с распространившимися сейчас поездками «к старцу», которые предлагают некоторые паломнические организации. У нас, к сожалению, вообще утрачено правильное понимание того, что такое старец. К нам это понятие пришло от православных греков, а на греческом языке старец – «геронда» – означает просто старый монах. Он может быть духовно опытным или не очень, любвеобильным или жестоковыйным. Это не связано с какими-то особыми духовными качествами. У нас в России понятие «старец» воспринимается через призму Оптинских старцев. Действительно, это были великие подвижники, пламенные молитвенники, которые всем нам подают пример духовной жизни. Испокон веков на Руси паломники посещали не только святые места, но и людей, которые с особой силой являли в себе образ Божий, – преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Оптинских старцев. К ним шли за духовным утешением, духовной поддержкой, за словом правды. Но сейчас у нас утвердилось мнение, что старец – это святой «в квадрате», то есть человек святой жизни, и вдобавок обязательно прозорливый, чуть ли не ясновидящий. Такое отношение к старчеству среди наших соотечественников встречается весьма часто. Столь же часто образ того или иного старца мифологизируется, и неразумные духовные чада начинают приписывать ему то, чего у него нет и чего они сами не понимают. Хуже всего, когда к таким людям начинается паломничество, когда все это ставится на коммерческую основу. Возникает вопрос о критериях: а кто, собственно, сказал, что этот священник – старец? Безусловно, такие организованные паломничества с возведением кого-либо в ранг так называемого «старца» – это очень ответственный поступок. Их недопустимо организовывать без учета мнения епархиального архиерея. Ведь речь может идти о священнике не духовно опытном, а просто о пожилом, которого провозглашают старцем, хотя, возможно, человек приносит приезжающим паломникам не пользу, а духовный вред.

На Православном Востоке, где, кстати сказать, не существует практики постоянной перед каждым Причащением исповеди, не каждый священник имеет право не только принимать исповедь, но даже просто читать разрешительную молитву. Эта традиция сохраняется с давних пор. Люди понимают, сколь много вреда может причинить неопытный духовник, который начинает благословлять и запрещать направо и налево. Последствия часто бывают трагическими.
Думаю, весьма разумно поступают те паломники, которые предварительно исповедуются у своего приходского священника, а, будучи в святых местах, причащаются. Два-три дня, которые могут пройти в этом случае от исповеди до Причастия, – вполне приемлемый срок. В этом случае человек в паломничестве имеет возможность причаститься неоднократно в разных храмах без исповеди. Конечно, все это можно делать только по благословению духовника.

Случается, верующий человек едет в другую страну, например в Грецию или Болгарию, отдыхать, как обычный турист. При этом он знает, что в месте отдыха имеется православный храм, но вряд ли найдется священник, способный принять исповедь на русском языке или на другом языке, которым человек владеет. В этой ситуации также лучше исповедоваться заранее, у себя дома. Однако, бывает, о том, что поблизости есть храм, туристу становится известно только на месте. Желая побывать на службе и причаститься, например, в какой-либо церковный праздник, он сталкивается с невозможностью исповедаться. Во многих странах, например, на Кипре, в Болгарии и Сербии, а особенно в Святой Земле и Греции, не практикуется постоянная исповедь перед Причастием. В таких случаях нужно самому себя осудить, попросить прощения у Бога за свои вольные и невольные прегрешения, приготовившись, по возможности, к принятию Святых Христовых Тайн. Иногда в храмах Православного Востока перед причащением читают общую разрешительную молитву. В частности, такая практика существует в Иерусалиме, в храме Гроба Господня: общую разрешительную молитву для тех, которые приступают к Причастию, читает архиерей, совершающий богослужение. Она читается непосредственно перед Причастием, при этом причастники выслушивают молитву, стоя на коленях.
В других странах, например в Греции, такой практики нет, поскольку обычно греки причащаются без исповеди. Сама по себе исповедь в традициях Элладской Православной Церкви непосредственно не связана с возможностью причащения. В такой ситуации, если на совести верующего нет тяжких прегрешений, он может без исповеди подойти и причаститься, и это не будет грехом. Если же его совесть в чем-то обличает, то, уже вернувшись в Россию, он может принести покаяние своему духовнику. Разумеется, этот шаг приемлем только для церковных людей, которые знают, что такое Причастие, и должным образом подготовились к нему.

Хотелось бы коснуться еще одной непростой темы. Значительную часть паломников составляют женщины, у которых иногда поездки в святые места совпадают с «критическими днями». В этом случае на них налагается ряд ограничений. Существуют разные мнения в отношении возможности присутствия женщин в таком состоянии на богослужении. Одно из них, на мой взгляд, неоправданно строгое, заключается в том, что в такой период ей нечего делать в храме. На деле канонических препятствий к посещению женщинами храма «в нечистоте» не существует: Вселенские Соборы эту тему никогда не обсуждали. Согласно Апостольским постановлениям, зафиксировавшим раннехристианскую практику, естественное месячное истечение у женщины не делает ее недостойной или не способной к участию в церковной молитве [1]. В таком же духе высказывались некоторые святые отцы, например, святитель Афанасий Афонский [2]. На мой взгляд, практика возбранять женщинам в «критические дни» посещать храм, существующая в некоторых наших приходах, сложилась во многом под влиянием традиций иудейского законничества. Святейший Патриарх Сербский Павел, который, бесспорно, является одним из авторитетнейших богословов современности, подробно и аргументированно разобрал этот вопрос в одной из своих статей [3].

Убежден, что в обычных условиях нет никакого препятствия к участию женщин в таком состоянии в храмовом богослужении. Можно посещать храм, молиться, но не прикладываться к иконам, не вкушать просфоры и не причащаться. Брать свечи в руки и возжигать их также можно.
Что касается паломничества, то считаю, что нет никакого греха, если человек будет не только находиться в храме, но и прикладываться к святыням. Если кто-то приехал в Святую Землю, возможно, единственный раз в жизни, он может прикладываться к святыням, ничуть их не оскверняя. Более того, если у женщины, находящейся в «нечистоте», есть только одна возможность причаститься у Гроба Господня – в таком случае можно допустить ее и ко Причастию. Если есть риск оказаться в такой ситуации, паломнице лучше заранее согласовать эту возможность со своим духовником. Конечно, желательно выбрать срок поездки, не совпадающий с «критическими днями», но если такой возможности нет, то можно причаститься, разумеется, только по благословению священника.

У наших соотечественников, совершающих паломнические поездки за рубеж, порой возникает недоумение, связанное с разницей в календарях, принятых в Русской Православной Церкви и иных Поместных Церквах. Например, на Кипре, где Православная Церковь живет по новому стилю, Рождество Христово приходится на 25 декабря по новому стилю, когда у нас в России продолжается пост. Несмотря на то, что паломники находятся на канонической территории другой юрисдикции, им правильнее придерживаться нашего церковного календаря, т.е. если человек приехал в пост, то нужно его соблюдать. Бывает, однако, что паломников, а особенно клириков, священнослужители другой Поместной Церкви приглашают на богослужение и праздничную трапезу по случаю, например, праздника Рождества Христова. Вряд ли правильно совсем отказываться от участия в этом торжестве, иначе мы рискуем оказаться разделенными с нашими православными братьями по внешним признакам. Вполне допустимо участвовать в общей молитве за праздничным богослужением, а также в трапезе, соблюдая, однако, воздержание. Меру послабления поста каждый для себя в этом случае определяет сам. Известны случаи, когда великие христианские подвижники, принимая гостей Великим постом, предлагали им в пищу рыбу и даже мясо. Они и сами вкушали эту пищу ради того, чтобы пришедшие ели без укоров совести, хотя употребление рыбы и, тем более, мяса является нарушением поста. Также призваны поступать и мы по любви к людям, из уважения к нашим братьям-христианам. Этим мы покажем, что принадлежим к единому Телу Христову, что пища нас не разделяет. Будем помнить слова апостола: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость во Св. Духе» (Рим. 14, 17), а именно Царство Божие является целью нашей жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ
[1]. «…Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени во сне, соитий законных (Лев. 15, 1-30), те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться или касаться книг, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими; ибо Соломон говорит о праведных, чтобы каждый уготовил себя так, чтобы Он, когда спят они, хранил их, а когда встают, говорил с ними (Притч. 6, 22).
В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжение семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность.
28. Поэтому брак почтен и честен, и рождение детей чисто; ибо в добром нет ничего худого. И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней, для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении, от того, что сидят больше дома. Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив, исцелил её, сказав: «вера твоя спасла тебя».
30. Итак, не наблюдайте вы того, предписанного в Законе и естественного, думая, что чрез него оскверняетесь. Не соблюдайте и иудейских отделений, или постоянных омовений, или очищений от прикосновения к мертвому. Но без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе».
Апостольские постановления. Книга 6 («О ересях», пп. 27-30)
[2]. «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово, бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу (2 Кор. 2, 15). Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения, то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщение да отженем, и мысль простейших да утвердим. Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17, 28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и эту нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить».
Послание свт. Афанасия Великого к Аммуну монаху (http://www.pagez.ru/lsn/0053.php#4)

(1) Данная информация была действительна на 2009 год, когда писалась статья. Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года епископ Марк освобожден от должности заместителя председателя ОВЦС и назначен секретарем Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также Священный Синод поручил епископу Марку временное управление Венско-Австрийской и Венгерской епархиями. 1 февраля 2010 года в храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа.

источник