Меню

Посещение мечети женщинами во время месячных

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

1. В Шариате нет запрета на то, чтобы женщина во время менструации или в другой разновидности состояния джанаба, входила в мечеть, проходила через нее или посещала занятия и тому подобное.

2. Однако женщина, у которой месячные, послеродовое кровотечение или истихада, должна использовать надлежащие гигиенические средства, чтобы предотвратить загрязнение мечети.

3. Также, если пространство мечети ограничено, желательно выходить из нее во время молитв, чтобы предоставить место для совершения молитвы другим женщинам.

На вопрос ответил Совет по фатвам Аль-Азхар:

«Женщинам во время менструации или послеродового очищения, как и любому человеку в состоянии джанаба, разрешено входить в мечеть, чтобы пройти, удовлетворить какую-то потребность, посещать образовательные уроки и т. п. В этом отношении не существует запрета.

Такого мнения придерживаются Ибн Хазм, Аль-Музани и Дауд. Они опираются на несколько свидетельств. К ним относится и то, что Ибн Хазм сообщил в своей книге „Аль-Мухалла би ль-Атар“: „Мать правоверных, Айша (да будет доволен ею Аллах), рассказала: „Арабскому племени принадлежала черная рабыня, которую они освободили. Эта девушка пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и приняла Ислам. У нее была палатка или небольшая комната с низкой крышей в мечети“.

То есть ей разрешалось находиться внутри мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), несмотря на то, что у женщин обычно бывает менструация. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил ей оставаться в мечети.

В другом сообщении Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретил его на одной из улиц Медины, в то время как он (Абу Хурайра) находился в состоянии джанабы — поэтому он поспешил прочь и совершил ритуальное омовение (гусль). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заметил его отсутствие, и когда он вернулся, спросил:

Тот ответил: „О посланник Аллаха, ты встретил меня, когда я был в состоянии джанабы, и я не хотел сидеть в твоем присутствии, пока не совершил гусль“. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Субхан Аллах! Верующий никогда не становится нечистым (наджис)“ (Аль-Бухари, Муслим).

Народ суффаха оставался на ночь в мечети в присутствии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и, конечно же, среди них были те, у кого были поллюции. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не запрещал им оставаться на ночь в своей мечети.

С другой стороны, некоторые ученые утверждали, что женщинам во время менструации и послеродового периода недопустимо входить в мечеть, если нет необходимости, как, например, поиск защиты и пр. Однако некоторые другие ученые категорически запретили входить в мечеть даже в таких случаях.

Абу Дауд, Ибн Маджа, Аль-Байхаки и Ибн Хузайма сообщили, что Айша (да будет доволен ею Аллах) передала, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

„Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы“.

Но тут нужно заметить, что все рассказчики, упомянутые в цепочке передачи этого хадиса, ненадежны, а хадисы от них считаются слабыми. Цепь передачи включала Джассру бинт Даджа, и Аль-Бухари прокомментировал, что ее повествования следует пересматривать.

В своей книге „Аль-Джарх ва ль-Таадиль“ Ибн Абу Хатим упомянул, что в цепочку повествования входит также неизвестный Флит Ибн Халифа, который передал хадис от Джассры через Айшу.

Весь текст хадиса считается слабым. Это мнение поддержал Аль-Хаттаби в „Маалим ас-Сунан“, Ибн аль-Кайим в „Тахдиб ас-Сунан“, Ан-Навави в „Аль-Маджму“ и Ибн Хазм в „Аль-Мухалля“. Ибн Хазм сказал, что этот хадис — ложный.

Мнение, которое позволяет женщинам во время менструации, как и любому человеку в состоянии джанабы, заходить в мечеть, также поддерживает тот факт, что мечеть не запрещено посещать немусульманам.

Во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), немусульмане часто входили в мечеть, чтобы принять Ислам, передать сообщение (Пророку) или с целью обсуждений и споров, как в случае с христианской делегацией из Наджрана, которая осталась в мечети и поставила в ее углу свои палатки на несколько дней. Точно так же христиане Абиссинии совершали в мечети Пророка танцы с копьями в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников.

Поскольку немусульманам разрешено входить в мечеть, можно сделать вывод, что и мусульманкам во время менструации и всем, кто находится в состоянии джанаба, также разрешено входить в мечеть, чтобы посещать занятия, изучать и преподавать Коран.

И если допустимо, чтобы женщина в период менструации и человек в состоянии джанаба заходил в мечеть по нужде, например, для отдыха или поиска убежища от жары, то еще более целесообразно входить туда с целью поиска или передачи знаний.

Тому, кто утверждает, что женщине во время месячных запрещено заходить в мечеть, чтобы не запачкать место, где люди совершают молитвы, кровью, можно возразить, что женщины в наше время используют надежные средства личной гигиены. Более того, женщине во время истихады (межменструальных кровотечений) разрешено поститься, молиться и посещать религиозные собрания в мечети.

Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказала: „Одна из жен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) практиковала итикаф (уединение в мечети с целью поклонения) вместе с ним, в то время как у нее было межменструальное кровотечение (истихада). Она видела кровь, а бывало, мы подставляли под нее поднос, когда она совершала молитву» (Аль-Бухари).

Если причина, по которой кто-либо запрещает женщине в период менструации заходить в мечеть — это страх протечки крови, то можно сравнить это состояние с истихадой: женщинам в таком состоянии позволялось войти в мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при его жизни. Почему же мы должны просить наших женщин воздерживаться от посещения мечетей, особенно когда сегодня им доступны новые, надежные средства гигиены? Кроме того, женщины в наше время больше, чем когда-либо, нуждаются в религиозных знаниях, и посещение религиозных собраний и кружков по Исламу пойдет им на пользу.

Итак, в шариате нет запрета женщинам в период менструации, а также любому человеку в состоянии джанабы входить в мечеть, проходить через нее или посещать там занятия и т. п. Однако женщина, у которой месячные, послеродовое или межменструальное кровотечение, должна использовать надлежащие средства гигиены, чтобы предотвратить загрязнение мечети. Также рекомендуется, если пространство мечети ограничено, выходить из нее во время молитвы, чтобы не стеснять молящихся женщин».

источник

Ассаляму алейкум. Можно ли женщине во время месячных входить в мечеть? В традиционных трудах ханафитского мазхаба это запрещается, но Шамиль Аляутдинов, ссылаясь на аз-Зухайли (Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух, 8 т.; т. 1, с. 386), разрешает при необходимости, при этом добавляя, что современные средства гигиены для женщин решают эту проблему.

Если женщине предстоит никях, стоит ли прибегнуть к таблеткам, оттягивающим срок наступления менструации, или ей дозволено прибегнуть к мнению Аляутдинова?

Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Согласно ханафитскому мазхабу, женщине во время месячных не разрешается посещать мечеть[1], так же, как и человеку, для которого гусль является обязательным (джанаба)[2]. И поэтому запрет посещения мечети женщиной во время месячных связан не только с опасностью испачкать мечеть наджасой.

Также примите ко сведенью следующий хадис:

فإني لا أُحِلُّ المسجد لحائض و لا جُنُب

«Я не разрешаю входить в мечеть женщине во время месячных и человеку, для которого гусль является обязательным (джанаба)»[3].

Посещение никяха в мечети не является причиной, позволяющей женщине переходить в другой мазхаб в этом вопросе, потому что никях может быть проведен и без ее физического присутствия в мечети.

[1] و يحرم بالحيض و النفاس دخول المسجد [حاشية الطحطاوي على المراقي ج 1 ص 207 تحقيق عبد الكريم العطا]

[2] و يحرم بالجنابة … دخول المسجد [حاشية الطحطاوي على المراقي ج 1 ص 211 تحقيق عبد الكريم العطا]

[3] رواه ظأبو داود # 235 ج 1 ص 313-314 دار المنهاج

Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.

источник

Хвала Аллаху — Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Можно ли без полного омовения или во время месячных пребывать в мечети?

Относительно этого вопроса среди ученых первых и последних поклонений было разногласие, и разногласия в этом вопросе можно свести к четырем известным мнениям:

Первое мнение состоит в том, что без полного омовения и во время месячных нельзя заходить в мечеть вообще.

Это мнение большинства ученых, среди которых все четыре имама, т.е. Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и и Ахмад в одном из своих мнений. Также это мнение выбрали ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) во главе с шейхом Ибн Базом, и этому мнению последовал шейх Ибн ‘Усаймин. См. «аль-Бахр ар-раикъ» 1/205, «Мауахиб аль-джалиль» 1/347, «аль-Мухаззаб» 1/45, «аль-Мугъни» 1/200, «Фатауа аль-Ляджна» 6/272, «Фатауа ат-тахара» 273.

Второе мнение состоит в том, что без полного омовения и во время месячных можно проходить через мечеть или заходить в нее при необходимости, но не нельзя там находиться.

Это было одним из мнений имама Ахмада, как это упоминает ханбалит аль-Мардауи в «аль-Инсаф» 1/347, и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия.

Третье мнение состоит в том, что если находящийся без полного омовения совершит малое омовение, то он может находиться в мечети.

Это было мнением имама Исхакъа ибн Рахауайха, а также некоторых ханбалитов. И шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил, что если человек, у которого нет полного омовения (джунуб) совершит малое омовение, то он может пребывать в мечети. См. «аль-Мугъни» 1/96, «аль-Ихтиярат» 17, «Найлюль-аутар» 1/288.

Четвертое мнение состоит в том, что без полного омовения, включая и наличие месячных, не запрещено пребывать в мечети, и нет в пребывании в мечети какого-либо ограничения, если нет опасения запачкать мечеть кровью.

Среди имамов, отдавших предпочтение этому мнению: имам Ибн аль-Мунзир, имам аль-Музани, имам Ибн Хазм, а также это мнение выбрал и шейх аль-Альбани. И это мнение передается от сподвижника Зайд ибн Сабита. См. «аль-Мухалля» 1/401, «аль-Маджму’» 2/160, «Тамамуль-минна» 119.
Аргументы сторон

Прежде, чем упомянуть о доводах всех сторон, хотелось бы напомнить, что в спорном вопросе для того чтобы доказать правильное мнение, нельзя аргументироваться лишь именами ученых, поскольку слова ученых не являются доводом сами по себе. А Всевышний Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (ан-Ниса 4: 59).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Не дозволено никому в спорном вопросе использовать в качестве довода чьи-либо слова! Поистине, доводом является только текст (Коран и Сунна), единогласное мнение (аль-иджма’) и доказательства, извлекаемые из этого, а не слова некоторых ученых! Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!» См. «Маджму’уль-фатауа» 26/202.

С соизволения Аллаха рассмотрим доводы всех сторон, чтобы иметь хотя бы какое-либо представление об этом вопросе:

В качестве довода сторонники этого мнения используют аят: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником» (ан-Ниса 4: 43).

Сторонники этого мнения говорят, что в этом аяте Всевышний Аллах запретил приближаться к месту совершения молитвы, а это мечеть. См. «аль-Умм» 1/54.

И также они приводят толкование Ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Не заходи в мечеть, будучи без полного омовения, если только ты не проходишь через мечеть, не присаживаясь». Ибн аль-Мунзир 2/106, ат-Табари 9555.

Однако сторонники дозволенности нахождения женщине во время месячных в мечети ответили на этот довод тем, что в отношении этого аята саляфы разошлись на два мнения:

Одни сказали, что речь идет в этом аяте о запрещении находиться в мечети без полного омовения, если только человек не проходит через мечеть, не задерживаясь в ней. И это мнение из числа сподвижников передается от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас’уда и Анаса.

Другое мнение состоит в том, что в этом аяте речь идет о запретности совершения молитвы в состоянии осквернения (джанаба), если только речь не идет о путнике, который не смог найти воду и очистился песком (таяммум). И это мнение из числа сподвижников передается от ‘Али ибн Аби Талиба и Ибн ‘Аббаса.

Что касается приведенного толкования переданного от Ибн ‘Аббаса, на которое опираются сторонники первого мнения, то оно является слабым, как говорил шейх аль-Альбани. Причина этого в передатчике по имени Абу Джа’фар ар-Рази, который является слабым. См. «Ируауль-гъалиль» 1/210.

Сообщение от Ибн Мас’уда об этом аяте приводит приводят ‘Абдур-Раззакъ 1613, Ибн аль-Мунзир 2/107 и др. Иснад этого сообщения является прерванным, и правильным является то, что это сообщение передается от Абу ‘Убайды, а не Ибн Мас’уда, как это приводит Ибн Аби Шайба. См. «аль-Мусаннаф» 1562.

А сообщение от Анаса приводят ад-Дарими 1209 и аль-Байхакъи 2/443. В его иснаде слабый передатчик по имени Хасан ибн Аби Джа’фар, а также Сальм аль-‘Аляуи, которого Ибн Ма’ин, Ибн Хиббан и др. считали слабым. См. «аль-Джарх уа-тта’диль» 4/264, «аль-Маджрухин» 1/343. И хафиз Ибн Хаджар назвал его слабым в «ат-Такъриб».

Шейх Дибьян ибн Мухаммад ад-Дибьян и исследователь Хусейн Салим Асад назвали сообщения от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас’уда и Анаса, что в этом аяте речь идет о запрете находиться в мечети без полного омовения, слабыми. См. «Ахкаму-ттахара» 7/706, «Тахкыкъ Сунан ад-Дарими» 1/748-749.

Таким образом, эти сообщения, передаваемые от сподвижников, не лишены слабости. Более того, они противоречат другим сообщениям от сподвижников, которые являются достоверными. Например, от самого Ибн ‘Аббаса передается с достоверным иснадом, что в отношении этого аята он сказал: «Речь идет о путнике». ат-Табари 5/97, ад-Дарими 1208. Шейх ад-Дибьян и Хусейн Салим Асад назвали иснад достоверным.

Также ‘Али ибн Аби Талиб говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении путника. Если он нарушил полное омовение и не находит воды, то он совершает таяммум и молится до тех пор, пока не найдет воды. Когда же он найдет воду, то должен искупаться». аль-Байхакъи 1/216, ат-Табари 5/62. Иснад достоверный. См. «Ируауль-гъалиль» 1/211.

Упоминание причины ниспослания аята сподвижником является серьезным доводом, чем просто мнение сподвижника, так как если понимание аята может быть следствием иджтихада, то упоминание причины его ниспослания не может быть следствием иджтихада!

Имам аль-Хаким в главе «ат-Тафсир» говорил: «Пусть требующий знания знает, что толкование Корана (тафсир) сподвижника, который был свидетелем ниспослания откровений, расценивается у нас как то, что передается от пророка (хукм аль-марфу’)». См. «аль-Мустадрак» 2/532.

Имам-ханафит Абу Бакр аль-Джассас в своем тафсире говорил: «То, что передается от ‘Али и Ибн ‘Аббаса в толковании этого аята, что в нем речь идет о путнике, важнее принять, чем толкование тех, кто говорит, что речь идет об отдалении от мечети!» См. «Ахкамуль-Къуран» 3/169.

Таким образом, в этом аяте нет довода на то, что женщина с месячными или человек без полного омовения не могут находиться в мечети!

Вторым доводом и самым главным доводом этой стороны, является хадис, который передается от ‘Аиши и Умм Салямы, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, я не дозволяю мечеть женщине с месячными и оскверненному!» Абу Дауд 232, Ибн Маджах 645.

Будь данный хадис достоверным, он был бы в пользу мнения большинства ученых, и не было бы смысла опираться на другие мнения.

Сторонники этого мнения сказали, что иснад данного хадиса хороший, поскольку усилили его несколькими похожими версиями, и среди имамов, сказавших, что иснад этого хадиса хороший: хафиз Ибн аль-Къаттан, хафиз аз-Зайля’и, имам аш-Шаукани. См. «ан-Насбу-ррая» 1/194, «аль-Хидая» 2/31.

Однако большинство ранних и поздних мухаддисов не были согласны с такой оценкой данного хадиса, и даже те, которые запрещали пребывать в мечети без полного омовения и в период месячных.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: «Хадис ‘Аиши не является достоверным, поскольку в его цепи передатчик по имени Афлят, который является неизвестным. Не дозволено использовать этот хадис в качестве довода!» См. «аль-Аусат» 2/110.

Имам аль-Хаттаби сказал: «Имамы посчитали этот хадис слабым и сказали: “Афлят неизвестный передатчик”». См. «Ма’алиму-Ссунан» 1/159.

Имам Ибн Хазм сказал: «Афлят неизвестный передатчик, и неизвестен своей надежностью. И этот его хадис отвергаемый!» См. «аль-Мухалля» 2/186.

Что же касается передатчика Афлята ибн Халифы, то в действительности он не неизвестный передатчик, так как имам ад-Даракъутни говорил о нем, что он правдивый. См. «Тахзиб аль-камаль» 3/320.

Однако передатчик Афлят не единственная проблема в этом хадисе. Еще большая проблема этого хадиса — это передатчица по имена Джасра бинт Даджаджа, которую никто из ранних имамов науки аль-Джарх уа-тта’диль не посчитал надежной, кроме имамов аль-‘Иджли и Ибн Хиббана. См. «ас-Сикъат» 4/121.

Однако известно, что аль-‘Иджли и Ибн Хиббан были из числа имамов, имевших послабление в отношении требований, выдвигаемых к передатчикам хадисов.

А имам аль-Бухари не считал Джасру надежной передатчицей и говорил о ней: «Она передает странные вещи!» См. «ат-Тарих аль-кабир» 2/76. И имам аль-Байхакъи сказал о ней: «В ней проблемы».

По этой причине правильным является то, что если Джасра уединилась в каком-либо сообщении, то оно является слабым. А в данном случае никто помимо нее этот хадис не передавал.

Что касается версии этого хадиса, что привел Ибн Маджах от Умм Салямы, то в ней помимо Афлята и Джасры есть еще две проблемы, а это передатчики: Абуль-Хаттаб аль-Хаджари и Махдудж аз-Зухали.

Хафиз аль-Бусайри сказал: «Иснад этого хадиса слабый. Махдуджа никто не считал надежным, а Абуль-Хаттаб является неизвестным». См. «Мисбах аз-зуджаджа» 1/212.

По этой причине данный хадис все же является слабым.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «От пророка, мир ему и благословение Аллаха, сообщается, что он сказал: “Я не дозволяю мечеть женщине с месячными и оскверненному”. Абу Дауд передает этот хадис от ‘Аиши, а Ибн Маджах от Умм Салямы, и в иснаде обоих хадисов есть слабость». См. «Шарх аль-Бухари» 1/321.

Также этот хадис назвали слабым имам Ахмад, имам аль-Бухари, имам аль-Байхакъи, имам аль-Багъауи, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и др. См. «Шарху-Ссунна» 2/46, «ас-Сунан аль-кубра» 7/65 «аль-Ахкам аль-уста» 1/207, «Хулясатуль-ахкам» 1/206, «Тальхыс аль-хабир» 1/140, «Тамамуль-минна» 119.

А имам Ибн Рушд сказал: «Этот хадис знатоки хадисов считают слабым». См. «Бидаятуль-муджтахид» 2/31.

Следующий довод первой группы ученых, это хадис Умм ‘Атыйи, которая передала, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал выходить на праздничную молитву (аль-‘Ид) всем женщинам и даже тем, у которых были месячные. Она рассказывала: «Я слышала, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах и обращениях верующих к Аллаху со своими мольбами. Однако тем, у которых начались месячные, следует держаться в стороне от места молитвы”». аль-Бухари 324, Муслим 890.

И эти ученые сказали, что если женщинам, у которых месячные, следует держаться подальше от места молебны, то от мечети им держаться следует подальше тем более.

Но ученые по-разному объясняли смысл слов: «тем, у которых начались месячные, следует держаться в стороне от места молитвы».

Одни говорили, что место совершения молитвы в дни праздников Разговения и Жертвоприношения подобно мечети, поэтому во время месячных нельзя пребывать там.

Однако это мнение является слабым, поскольку молебна и мечеть неодинаковы по положению в любом случае! Например, известно, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, запрещал совершать наказания (худуд) в мечетях. См. «Сахих аль-джами’» 7381. Но в тоже время Ма’иза закидали камнями за прелюбодеяние именно на месте совершения молитвы. Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники резали жертвенных животных в день Жертвоприношения именно на местах молебны. См. «Сахих Сунан Ибн Маджах» № 3161. Но известно, что кровь, вытекающая с горла животного, является нечистотой по единогласному мнению. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» говорил: «Нет разногласия в том, что кровь, которая выходит при закалывании животного из горла, является нечистотой (наджас)!» Однако разве дозволено, проведя аналогию с молебней, резать животное в мечетях?!

Другие сказали, что смысл веления отдаляться от места совершения праздничной молитвы в том, чтобы не стеснять тех женщин, которые будут совершать молитву. См. «Шарх Сахих аль-Бухари» 2/142, Ибн Раджаба.

Также большинство ученых считало, что веление в этом хадисе содержит желательный характер, а не обязательный. Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Большинство ученых отнесло упомянутое веление к желательности, так как место совершения молитвы не является мечетью». См. «Фатхуль-Бари» 1/424.

Сторонники же того мнения, что без полного омовения и во время месячных можно находиться в мечети сказали, что в данном хадисе речь идет не о месте совершения молитвы как таковом, а именно о самой молитве. Т.е. запрет был не совершать молитву, а не находиться возле места совершения молитвы.

И это мнение является самым правильным, так как в версии этого хадиса, что приводит имам Муслим ясно сказано: «Однако те, у кого месячные, пусть не совершают молитвы». Муслим 890 (12).

Также из числа доводов первой стороны — это хадис, в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Али: «О ‘Али, никому не дозволено быть в состоянии осквернения в этой мечети, кроме меня и тебя». ат-Тирмизи 3727.

Однако этот хадис является слабым!

Хафиз Ибн Касир сказал: «Этот хадис не достоверный, так как передатчик Салим, является неприемлемым, а его шейх ‘Атыйя (ибн Са’д) — слабым!» См. «Тафсир Ибн Касир» 2/438.

Имам Ибн аль-Джаузи сказал: «Все ученые единогласны в слабости ‘Атыйи». См. «аль-Мауду’ат» 1/367.
Также этот хадис назвали слабым имам ан-Науауи, хафиз ас-Суюты, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и др. См. «аль-Ляали аль-масну’а» 1/322. «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 4974, «Тахкыкъ Джами’уль-усуль» 7/534.

Также сторонники первого мнения опирались на следующий хадис ‘Аиши, которая рассказывала: «Когда мы совершали затворничество (и’тикаф) и у нас начинались месячные, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал нам выходить из мечети».

Этот хадис упомянул без иснада имам Ибн Къудама в «аль-Мугъни» 4/487 и сказал, что его приводит Абу Хафс. Поэтому шейх ад-Дибьян сказал об этом хадисе: «После исследования я не нашел иснада этого хадиса». См. «Ахкаму-ттахара» 7/739.

Однако полный иснад этого хадиса упоминал имам Ибн Муфлих, когда привел этот хадис в «аль-Фуру’» 3/132, сказав, что его приводит имам Ибн Батта, и что иснад его хороший.

Но в такой оценке этого хадиса есть большое сомнение, поскольку, несмотря на свое великое достоинство и защиту вероубеждения ахлю-Сунна уаль-джама’а, имам Ибн Батта был слабым передатчиком. Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Яхья аль-Му’аллими в биографии Ибн Батты привел слова имам аз-Захаби, сказавшего о нем в «аль-Мизан» следующее: «Он был имамом, однако допускал ошибки в хадисах. Но, несмотря на его слабость в хадисах, он был имамом Сунны и имамом в фикъхе!» Потом шейх аль-Му’аллими заключил: «Несмотря на достоинство, знание, аскетизм и праведность Ибн Батты, он допускал множество ошибок в хадисах. И то сообщение, в котором он уединился, не принимается». См. «ат-Танкиль» 1/346-347.

А данный хадис не приводится ни в одном из известных сборников хадисов.

Также некоторые ученые, придерживающиеся первого мнения, в качестве довода приводят хадис, в котором сообщается, что когда у ‘Аиши во время Хаджа начались месячные, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Делай все, что делает паломник, но не совершай обход вокруг Каабы (таууаф), пока не очистишься». аль-Бухари 1/356, Муслим 2/906.

Они говорят, что раз запрещено совершать таууаф (обход) вокруг Каабы, то значит запрещено и заходить в мечеть, так как для того, чтобы сделать таууаф необходимо зайти на территорию Заповедной мечети в Мекке!

Однако ученые, дозволявшие находиться в мечети без полного омовения, возразили на это и сказали, что в этом хадисе довод как раз против них. Ведь запрет в хадисе связан именно с совершением обхода, а не с пребыванием в мечети! В хадисе запрет конкретный, связанный с таууафом, а если бы было запрещено женщинам при месячных заходить в мечеть, то не было бы смысла конкретизировать запрет именно таууафом, так как запрет нахождения в мечети включал бы в себя и запрет на совершения обхода, поскольку Кааба находится на территории мечети Мекки (масджидуль-харам). См. «аль-Мухалля» 1/411.

Доводы тех, кто считал, что без полного омовения или во время месячных можно проходить через мечеть или заходить в нее при необходимости

Что касается тех ученых, которые считали, что без полного омовения или во время месячных можно зайти при необходимости в мечеть или же пройти через нее, то они опирались на хадис ‘Аиши, которая рассказывала: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Подай мне коврик с мечети”. Я ответила: “У меня месячные”. Он сказал: “Твоя менструация у тебя не на руке!”» Муслим 298.

Хафиз Ибн Касир сказал: «В этом хадисе довод на то, что женщина во время месячных или послеродового кровотечения может пройти через мечеть». См. «Тафсир Ибн Касир» 2/437.

Однако ученые первого мнения возразили на это и сказали, что в другой версии этого хадиса, которая приводится от Абу Хурайры сказано, что наоборот это пророк, мир ему и благословение Аллаха, был в мечети, а не ‘Аиши, и он попросил ее подать ему одежду. А ‘Аиши могла подать ему одежду или коврик, не заходя в мечеть. Также они сказали, что под мечетью речь может идти о молебне, в которой жители дома совершают молитвы.

Как бы то ни было, раз в этот довод входит столько вероятностей, он теряет силу в аргументации в данном случае. См. «Ахкаму-ттахара» 7/719.

Но эта сторона также опиралась на то, что передается от некоторых сподвижников. Например, Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал: «Мы проходили через мечеть, будучи в состоянии осквернения и не видели в этом ничего плохого». Ибн Аби Шайба 1/146, аль-Байхакъи 2/443. Иснад достоверный.

Доводы тех, кто считал, что если находящийся без полного омовения совершит малое омовение, то он может находиться в мечети

‘Ата ибн Ясар говорил: «Я видел мужчин из числа сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые сидели в мечети, будучи в состоянии осквернения, после того, как они совершали малое омовение». Са’ид ибн Мансур 646. Хафиз Ибн Касир назвал иснад этого сообщения достоверным в соответствии с требованиями Муслима, а исследователь сборника «Сунан Са’ид ибн Мансур» доктор Са’д Али Хумайд назвал его хорошим.

Имам Ибн Къудама сказал: «Некоторые наши сторонники (ханбалиты) говорили, что если джунуб (находящийся без полного омовения) совершил малое омовение, то ему дозволено находиться в мечети, поскольку сподвижники, когда желали поговорить в мечети, а кто-то из них был джунуб, то совершал малое омовение, а затем заходил в мечеть. Дело в том, что малое омовение (уду) ослабляет некоторые вещи, нарушающие частоту, и делает дозволенным то, что было запрещено». См. «аль-Кафи» 1/59.

И доводов тому, что малое омовение даже при отсутствии большого смягчает состояние осквернения много, хоть в таком положении и не дозволено совершать молитвы или совершать обход вокруг Каабы.

Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Можно ли кому-нибудь из нас засыпать в состоянии большого осквернения?» И он ответил: «Да, если любой из вас совершит малое омовение, он может лечь спать в состоянии осквернения». аль-Бухари 287, Муслим 306.

Довод этой группы ученых весьма сильный, и внешне он указывает на то, что в отношении этого не было среди сподвижников разногласия! Но тут следует отметить, что сторонники однозначной дозволенности нахождения в мечети без полного омовения сказали, что на самом деле в упомянутом поступке сподвижников нет указания на то, что человек находящийся без полного омовения обязан совершить малое омовение прежде, чем он зайдет в мечеть. Так считали только те имамы, которые были убеждены в запретности нахождения в мечети без полного омовения. В этом сообщении лишь указание на то, как поступали сподвижники в подобной ситуации, и нет никакого веления. См. «Ахкаму-ттахара» 7/715.

Доводы тех, кто считал, что дозволено находиться в мечети без полного омовения, включая и женщине во время месячных
На самом деле эта сторона не должна иметь доводов, поскольку если нет ничего запрещающего нахождение без полного омовения в мечети, то это остается в своей основе дозволенным. Имам ан-Науауи, разбирая этот вопрос и приведя мнения всех сторон, сказал: «Наилучшим доводом сторонников дозволенности пребывания в мечети без полного омовения, является то, что основа этого — дозволенность, а у тех, кто это запретил, нет достоверного и ясного довода». См. «аль-Маджму’» 2/160.

Но вместе с тем, у этой стороны множество доводов на дозволенность нахождения в мечети без полного омовения, включая и женщину с месячными:

‘Аиша рассказывала об одной черноокой женщине, которая приняла Ислам во времена пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Ее палатка была установлена в мечети». аль-Бухари 439, 3835.

В этом хадисе содержится довод на то, что женщина во время месячных может пребывать в мечети, поскольку общеизвестно, что у женщины бывают месячные. И нет никаких указаний на то, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал ей покидать мечеть на те дни, когда у нее были месячные!

Однако сторонники первого мнения возразили на этот довод и сказали, что это был единичный случай, который нельзя применять к другим, или же вероятно эта женщина была пожилого возраста, у которой не было месячных. См. «Фатхуль-Бари» 3/254, Ибн Раджаба.

Но сторонники дозволенности ответили им тем, что в таком толковании этого хадиса нет нужды, так как это не противоречит ничему достоверно установленному. И данное заявление можно было бы принять и таким образом совместить хадисы только в том случае, если бы запрет на нахождение в мечети без полного омовения или во время месячных был бы достоверно установлен. См. «Ахкаму-ттахара» 7/720.

Абу Хурайра рассказывал: «Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, встретил меня на одной из улиц Медины в то время, когда я был осквернен, и я спрятался от него, пошел и совершил полное омовение. А когда я вернулся, пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: “Где ты был, о Абу Хурайра?” Я ответил: “Я был осквернен и не хотел находиться в твоем обществе, будучи нечистым”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Свят Аллах! Поистине, верующий не бывает нечистым!”» аль-Бухари 283, Муслим 371.

Этот хадис ясный довод тому, что верующий без полного омовения не является нечистым!

На этот хадис опирался в качестве довода имам Ибн аль-Мунзир в «аль-Ишраф», который сказал, что мусульманин без полного омовения может пребывать в мечети, так как он сам не является нечистым!

Также Абу Хурайра рассказывал: «Однажды пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал военный отряд в Наджд, и они вернулись, захватив человека из племени Бану Ханифа, которого звали Сумама ибн Асаль, который был вождем жителей Ямамы. И они привязали его к одному из столбов в мечети». аль-Бухари 462, Муслим 1764.

В этом хадисе содержится ясный довод на то, что без полного омовения находиться в мечети не запрещено! Будь это так, пророк, мир ему и благословение Аллаха, не позволил бы сподвижникам привязать этого многобожника в мечети, поскольку неверные в своей основе без полного омовения, а еще являются нечистотами в смысловом значении, как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, многобожники являются нечистотой» (ат-Тауба 9: 28).

И если неверному не запрещено было находиться в мечети, то мусульманину пребывать в мечети без полного омовения дозволено тем более, как это сказал имам аль-Музани и др. См. «аль-Маджму’» 2/182.

На основании всего сказано, мнение ученых, считавших, что дозволено находиться в мечети без полного омовения и во время месячных, сильнее.

Во-первых, у запрещающих это нет однозначного и достоверного довода, как сказал это имам ан-Науауи, несмотря на то, что придерживался мнения своего мазхаба в запретности этого.

Во-вторых, доводы дозволявшей группы ученых достовернее, достоверность которых не вызывает никаких сомнений!

В-третьих, если взять в расчет причину запрета нахождения в мечети во время месячных, то она связана именно с опасением запачкать мечеть кровью, доводом чему является хадис, который уже приводился: «Твоя менструация у тебя не на руке!» Муслим 298.

Имам ат-Тахауи говорил: «Этот хадис указывает на то, что все части тела женщины являются чистыми, кроме места выделения месячных. И менструация не влияет на другие части тела, кроме определенного места». См. «ат-Тамхид» 3/173.

Имам ан-Науауи сказал: «Смысл этого хадиса в том, что нечистота, от которой необходимо оберегать мечеть, эта только менструальная кровь!» См. «Шарх Сахих Муслим» 3/210.

Таким образом, если нет опасения запачкать кровью мечеть, то нет никаких проблем в том, чтобы женщина пребывала в мечети, а находящийся просто без полного омовения, тем более.

И даже многие современные ученые, придерживающиеся такого мнения, что при месячных нельзя заходить в мечеть, дозволяли это в случае посещения уроков и лекций.

Также, чтобы выйти максимально из спора в этом вопросе, лучше совершать малое омовение прежде, чем зайти в мечеть, как поступали сподвижники, которые когда были в состоянии осквернения, брали малое омовение, прежде чем зайти в мечеть.

Как стало известно из всего сказанного, вопрос этот спорный, и нельзя его делать предметом спор и ссор, что некоторые мусульманки доходят до того, что обвиняют сестер, которые пришли в мечеть послушать урок в том, что они грязными позволяют себе находиться в мечети и т.п. А разве мусульманин может быть грязным?! Ведь пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, верующий не бывает нечистым!» аль-Бухари 283, Муслим 371.

Следует знать, что разногласие в этом вопросе приемлемое среди ахлю-Сунна, и каждый имеет право выбрать то мнение, которое ему кажется наиболее аргументированным. И сторонник одного из мнений не имеет права порицать сторонника другого мнения! Главное в этом вопросе, как и во всех остальных, следовать за доводом, а не страстями!

И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!

источник

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Если здание было построено как мечеть, и люди на разных этажах слышат голос имама, то молитва считается действительной. И в этом случае не разрешено женщине сидеть в месте, которое подготовлено для молитвы, потому что это часть мечети.

    Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не сделал дозволенной мечеть для женщины во время месячных и для тех кто находится в состоянии большого осквернения»

    Что касается случаев, когда женщина во время месячных проходит через мечеть по какой либо причине, то в этом нет ничего не правильного, если она предприняла меры, чтобы кровь не пачкала мечеть, потому что Аллах (перевод смысла):

    « О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, … и будучи в состоянии полового оск¬вернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь пут¬ником (проходящим через мечеть)» (4:43)

    Передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Аише принести молитвенный коврик из мечети и она сказала, что у нее месячные. Он ответил ей: «Месячные не по твоей вине»

    Но если нижняя часть здания не была предназначена для мечети, а например для склада или для других целей, то он не попадает под правило мечети. Разрешено женщине во время месячных и для тех кто находится в состоянии осквернения сидеть там.

    Дозволено молиться в чистых местах, которые не являются частью ванной. Но тот кто молится там, не считается тем кто молится с имамом на верхнем этаже, если он не видит его или людей которые стоят за ними и потому что это не является частью мечети, согласно мнению ученых.

    Относительно ступеней прерывающих ряд, то они не влияют на молитву, но если есть возможность составить ряд перед и после ступеней, то это лучше. Аллах источник сил.

    Шейх Ibn Baaz Fataawa Islamiyyah, стр 241, 242

    источник

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

    Вначале разберём вопрос относительно посещения могил женщинам.

    В первые дни ислама посещать могилы было запрещено и мужчинам, и женщинам. Обоснованной тому причиной были подозрения, что арабы, только принявшие ислам и очистившиеся от язычества, сочтут право на посещение могил еще и разрешением проводить там ритуалы поклонения могилам.

    Когда исламское мировоззрение таухида (единобожия) прочно утвердилось в сознании мусульман, причин для таких опасений уже не было. Соответственно, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снял этот запрет и даже стал поощрять мусульман к посещению могил из-за очевидной пользы от этих посещений. Передает Саубан, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

    «В прошлом я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их, ибо это напомнит вам о грядущем мире» (Ибн Маджа).

    Поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об этом в общих словах, ученые разошлись во мнении по поводу точного толкования его изречения. Одни ученые (из них Имам Абу Ханифа) говорят, что это разрешение касается как мужчин, так и женщин, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не указывал, что это разрешение касается только мужчин.

    Также передает имам Муслим от Барида, что Аль-Хайр Ар-Раад сказал:

    «Если посещение могил (кладбищ) возобновляет страдания и слезы, и все то, что влечет за собой обычаи оплакивания усопших, тогда запрещено посещать могилы женщинам, и на это указывает хадис:

    Но если их посещают для назидания и сожаления, тогда можно».

    Также Ибн Кудама передает от имама Ахмада, что нет порицания («макрух») в посещении могил женщинами, и в доказательство приводит хадис Саубана. Хадис несёт общий смысл, в нем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился как к мужчинам, так и к женщинам.

    Однако другие ученые заявили, что к женщинам это разрешение не относится и им запрещено посещать могилы. Они подкрепляют свое мнение другим изречением Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

    «Аллах проклял женщин, которые посещают могилы» (Ат-Тирмизи).

    Также первая группа ученых подкрепляет свое мнение хадисами о том, что женщинам разрешено посещать могилы. Один из них передан в сборнике хадисов «Сахих» Аль- Бухари. Он гласит, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел женщину, которая плакала над могилой. Он посоветовал ей быть терпеливой. Однако нигде не упомянуто, что он сказал ей, что женщинам запрещено посещать могилы. Следовательно, если бы посещение могил было харам (запрещенным) для женщин, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы ей об этом.

    Что касается хадиса, который приводит в поддержку своего мнения вторая группа ученых, то первая группа ученых истолковывает его так, что он касается тех женщин, которые часто посещают могилы для причитания и стенания.

    Это толкование выглядит более правдоподобным, если учесть, что арабы-язычники нанимали людей (обычно женщин) для того, чтобы те совершали ритуал причитания и стенания на могилах.

    Мнение второй группы ученых подтверждают и сведения, переданные Аишей. Когда кто-то высказался против того, чтобы она посещала могилу брата, она сказала, что этот запрет действовал только в первые дни распространения ислама, а впоследствии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) это разрешил. Считают, что точно так же полагала и Умм Атиййя, которая сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда строго не запрещал женщинам посещать могилы».

    В заключение нужно заметить, что вопрос о посещении женщинами могил был предметом споров между учеными прошлых эпох. Проверив различную информацию по этому поводу, имам Аль-Куртуби пришел к выводу, что женщины могут посещать могилы, но при этом обязаны воздерживаться от причитаний и стенаний. Этого же мнения придерживаются имамы Хаджар и Аш-Шаукани.

    Что касается женщин во время менструации, а также «джунуба», то на них распространяется такой же «хукм» (норма) как и на всех остальных, в вопросе посещения могил, поскольку нет доказательства, указывающего на разницу между ними.

    источник

    Согласно хадисам, наилучшим местом молитвы для женщины, хозяйки семейного очага, является ее дом, а не мечеть, в отличие от мужчин. В тех или иных регионах встречаются обычаи, традиции («адабы», «адаты»), когда женщины не посещают мечети, и в этом есть определенный смысл, польза.

    Но (!) канонически женщина может молиться в мечети. К тому же сегодня, учитывая недостаточную религиозную грамотность верующих и большую потребность в духовной пище, посещение женщинами мечетей желательно, ибо коллективные молитвы, прослушивание пятничных проповедей, разъяснений имама по различным вопросам, царящая в мечети атмосфера духовности и единения оказывают положительное воздействие на моральное состояние и духовный настрой человека, способствуют получению новых знаний и положительных впечатлений. А вот одиночество и ежедневные бытовые проблемы ослабляют духовную резистентность[1], усиливая депрессионное воздействие на человека, порой приводя к небрежности в соблюдении религиозных канонов, предписанных Господом. Например, велика вероятность того, что двадцати (или восьми) ракяатам молитвы «Таравих» в домашних условиях уделить должное внимание и проявить необходимое терпение будет сложно.

    Что касается возможного запрета на посещение мечети со стороны супруга, то ученые-богословы утверждают, что такая безапелляционность со стороны мужа не соответствует духу веры. Исключением могут быть ситуации, когда присутствие в доме супруги крайне важно (болезнь мужа и необходимость постоянного ухода за ним, наличие маленьких детей, отсутствие возможности оставить их с кем-либо и т.п.). Заключительный посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), предвидя условия жизни мусульман во все последующие века, говорил:

    – «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]»[2];

    – «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома – это лучшее для них»[3];

    – «Если супруга [кого-либо из вас] захочет отправиться в мечеть, то не запрещайте ей»[4];

    – «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни [мечети]! Но пусть выходят они, не используя благовоний [то есть не привлекая излишнего внимания]»[5];

    Супруга Ибн Мас‘уда говорила: «Если кто-либо из вас, женщин, отправляется в мечеть, то пусть не пользуется духами, благовониями»[6].

    Важно помнить, что Божественная религия призвана не усложнять жизнь человека, а облегчать и всесторонне обогащать ее.

    Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода запрещается:

    1. Выполнение молитвы (намаза), а также земного поклона при чтении определенных аятов (саджда ат-тилява). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если начались у женщины месячные, то она с этого момента не молится и не постится»[7].

    3. Обхождение Каабы (таваф) во время совершения хаджа (паломничества). Пророк сказал: «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва (намаз, салят). Однако Аллах разрешил разговаривать во время него. Если будете говорить, то говорите только благое»[8]; «Обхождение Каабы (таваф) – это молитва. Поэтому [во время обхода] меньше говорите»[9]. В хадисах явно указывается на то, что обхождение Каабы подобно молитве (намазу), следовательно, предполагает необходимость ритуальной чистоты.

    Но нужно знать, что во время регул женщина может совершать все действия хаджа, за исключением обхождения Каабы (таваф), которое она совершит по завершении менструального кровотечения и после очищения[10]. Подобного рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такого вывода и сказал: «Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)»[11].

    4. Прикосновение к Священному Корану (изданию на арабском языке). О запрете на прикосновение к Писанию для тех, кто не имеет ритуальной чистоты, в аяте сказано так: «Не дотрагиваются до него, кроме как наичистейшие» (см. Св. Коран, 56:79).

    5. Чтение Священного Корана. К запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), в начале какого-то дела, в процессе обучения, в непроизвольном чтении Священного Корана[12].

    6. Запрещается посещение мечети. Однако при использовании женщинами современных форм гигиены (прокладки, например) им разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость[13].

    Также важно различать понятия «хайд» и «истихада».

    Хайд – менструация[14], регулы[15]. Это естественное явление, которое происходит в здоровом женском организме регулярно, ежемесячно. Оно не связано с каким-либо заболеванием, с беременностью или послеродовым периодом[16].

    Истихада – кровотечение[17] у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду[18].

    В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, наличие которого необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

    С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

    Хайд (то есть обычные регулы) имеет следующие отличия.

    Во-первых, между двумя менструальными циклами должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода[19].

    Во-вторых, для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов – трое суток, по мнению богословов-шафиитов – одни сутки.

    В-третьих, у хайда имеется максимальный срок – десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

    То, что не входит в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например – кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток – это также истихада[20].

    Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных[21].

    Каждая религиозно-практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

    В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

    Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

    В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики такой женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур)[22].

    В конце темы полезно привести хадис со слов ‘Аиши: «Однажды ко мне зашла моя племянница. Увидев ее, Пророк отвернулся. Я сказала: «Это моя племянница!» Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Если девушка достигает совершеннолетия и у нее появляется менструация, ей недопустимо выставлять напоказ какие-либо части тела, кроме лица и вот этого (тут он охватил кистью свою вторую руку так, что между хватом и запястьем осталось расстояние одного хвата)»[23].

    Мы живем в новом, постиндустриальном веке точных наук, высоких технологий и повсеместной образованности, мы величаемся мусульманами, то есть определенным социумом людей с огромным историческим и культурно-духовным наследием, но в нас по-прежнему коренятся стереотипы и сильны путы догматизма. Одним из примеров подобного является мифический запрет на приготовление пищи женщиной в период регул.

    Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах?! Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно говорящие, что женщина во время месячных никак не становится чем-то «нечистым».

    Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных»[24]. Там же есть слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса – абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни»[25]. Также ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего облокачивался о ее колени (подол) и читал Коран, тогда как в это время у нее были месячные»[26].

    Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота женщины никак не нарушается в период месячных[27]. Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

    Менструальное кровотечение влияет только на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому во время менструальных циклов женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

    Предположения о появлении такого восприятия женской физиологии (что женщине якобы нельзя готовить в период месячных) различны. Во-первых, возможно, что это было формой невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, – это результат влияния библейской ветхозаветной традиции. Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев., 15:19–25, 28).

    Данное библейское положение не получило подтверждения в Наследии заключительного Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

    Кстати, у арабов также местами встречается такой ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Этот домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связан с религиозными канонами»[28].

    Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

    [1] Резистентный – обладающий хорошей сопротивляемостью, устойчивостью к чему-либо.

    [2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима и Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 583, хадис № 9869, «сахих».

    [3] Св. х. Ахмада и Ибн Маджа. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 138, хадис № 1036.

    [4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 32, хадис № 423, «сахих».

    [5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 138, хадис № 1037.

    [6] Св. х. Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 138.

    [7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 534, хадис № 304.

    [8] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани, Абу На‘има, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 330, хадис № 5346, «хасан».

    [9] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 330, хадис № 5347, «хасан».

    [10] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 536, 537, хадис № 305.

    [11] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 536, 537, хадис № 305.

    [12] См. также главу данной книги «О ритуальной чистоте».

    [13] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 386.

    [14] Менструация [лат. menstruus – ежемесячный] – ежемесячное маточное кровотечение у женщины детородного возраста или девушки, достигшей половой зрелости. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 533.

    Менструация наступает обычно через каждые 21–30 суток и продолжается 3–6 суток, в течение которых теряется от 50 до 150 мл крови. Менструация отсутствует во время беременности и кормления ребенка, а также при различных заболеваниях. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.–Минск: Аст-Харвест, 2002. С. 516.

    [15] Регулы [лат. regula – правило] – менструация. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1111.

    [16] Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 189.

    [17] Обильные и длительные выделения (меноррагия – усиление и удлинение менструальных кровотечений – признак ряда заболеваний матки), а также маточное кровотечение, не связанное с менструальным циклом, являются симптомами ряда гинекологических заболеваний. См.: Энциклопедия народной медицины. М.: Анс, 1996. Т. 3. С.71.

    [18] Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 59.

    [19] Максимальное число дней чистого периода не ограничено. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 29; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 227.

    [20] Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 26-30; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 225–230; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 282–287.

    [21] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 459–461.

    [22] Подробнее об этом см. в материале данной книги «Молитва оправдываемого».

    [23] См., например: Аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкямиль-кур’ан [Сборник положений Корана]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 12. С. 152.

    [24] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528, хадис № 295; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 156.

    [25] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528, хадис № 296; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 157.

    [26] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 529, хадис № 297; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 161.

    [27] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 528-530; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 158.

    [28] См.: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 24, 25.

    источник