Участие в таинствах во время месячных

Любой церковный обряд проводится по определенным правилам. Многие женщины знают, что нежелательно посещать храм в критические дни. Но на вопрос, можно ли быть крестной во время месячных, нет четкого ответа. Поэтому необходимо разобраться, почему одни священники разрешают, а другие выступают против прихожанки с менструациями при крещении ребенка.

Ветхий Завет гласил, что женщина во время менструальных выделений является нечистой. Поэтому ей нельзя было прикасаться к людям и вещам, которые после этого тоже считались нечистыми. Но ученые объясняют это тем, что правило больше касается санитарных норм, а не божественных предписаний. В условиях пустыни необходимо было исключить любой риск инфекции и других заболеваний.

В начале зарождения христианства (первые 500 лет) не существовало никаких ограничений в этом вопросе. Женская половина населения могла свободно ходить в храм и участвовать в обрядах. Позже церковнослужители изменили свою точку зрения, начав запрещать нахождение девушек в священных местах при кровотечении.

Известно, что в храме нельзя проливать кровь. Но при отсутствии современных методов интимной гигиены менструации все же могли попасть на пол. Многие известные священники не поддерживали такой подход. Они считали, что божественное начало есть в человеке в любой момент жизни. Поэтому нельзя отлучать женщину от церкви во время менструации. Но больше дискуссий разгорается вокруг именно крестин ребенка.

Как проводить крестины решается в индивидуальном порядке. Конкретная церковная организация имеет право устанавливать правила поведения для своих прихожан на основе собственного толкования Священного Писания.

Поэтому ответ священника о том можно ли быть во время месячных крестной в одной церкви будет положительным, а в другой отрицательным.

Католическая церковь уже давно отменила устаревшие запреты. Месячные связывают с «нечистотой» только консерваторы.

«Сегодня женщине проще соблюдать правила личной гигиены. Поэтому не вижу никаких причин, которые бы запрещали посещать храм и принимать участие в богослужении во время месячных».

Такую интересную информацию дает другой священник:

«Почему нельзя крестить с месячными ребенка или посещать храм? Все это обычное историческое недоразумение. Я считаю, что естественные процессы в организме никак не могут осквернять человека. Это под силу лишь грешным поступкам. Поэтому не запрещается вести полноценную церковную жизнь».

Чтобы исключить любые сомнения, женщине необходимо поступить следующим образом:

  1. Посоветоваться с батюшкой, который будет проводить обряд крещения. Священник может полностью запретить нахождение в храме или просто исключить прикосновения к святыням (ребенка держать будет кто-то другой).
  2. При любой возможности перенести мероприятие. Но не исключены ситуации, когда священнослужитель разрешит полностью окрестить ребенка с участием женщины. Все будет зависеть от конкретного прихода и разъяснения Священного Писания.

Из-за Архиерейского Совещания, которое проходило в 2015 году, церковь официально закрепила правило воздержания от причастия в период женского очищения.
Поэтому дискуссия, можно ли с месячными ходить на крестины в церковь, была решена. Посещение храма допускается, а вот с участием в обрядах может возникнуть проблема. Но есть исключения, согласно которым крестить ребенка во время менструаций можно:

  • при смертельной опасности;
  • при длительного кровотечения из-за болезни.

Будущая крестная должна учесть этого и изучить свой цикл. Если месячные пошли раньше запланированного срока или продолжаются дольше обычного, вины женщины в этом нет. Намного хуже, если человек заранее знает о невозможности участия в таинстве, но все равно соглашается.

Если дата крестин ребенка припадает на месячные, но нет возможности выбрать другую дату, крестную можно просто записать. А также при крещении мальчика ее присутствие необязательно. Женщина должна понимать, что куда главнее ее будущее участие в жизни ребенка, а не присутствие на таинстве.

Еще не стоит забывать один важный момент. Если не знать, можно ли крестить ребенка с месячными, то возникают сомнения в подготовленности к выполнению своих будущих обязательств перед малышом. Крестные родители, которые не ходят в церковь и не соблюдают предписания, не могут помогать ребенку в духовных вопросах.

Читайте также, какой читать заговор чтобы пошли месячные при задержке.

Когда у крестной мамы начались месячные, нельзя утаивать этот факт. Отказываться от такой роли не стоит, поэтому нужно объяснить родителям ребенка причину невозможности своего появления в храме.

А также нельзя скрывать это от священнослужителя. Практика показывает, что некоторые батюшки идут на уступки, учитывая желание человека помогать ребенку в духовном становлении.

Если женщина утаивает факт кровотечений, то она вредит не только себе, но и малышу. Нечестный человек не способен выполнить функцию касательно поддержки ребенка и его духовного развития. Но в последнее время крестины сводятся к обычной формальности, на которой все и заканчивается. А крестные отцы и матери не выполняют свои обязательства.

При изучении мнения духовных лиц встречается разная информация на эту тему.

«Женщине не стоит запрещать посещать церковь и участвовать в обрядах, ведь кровотечения возникают не по ее вине. Главное принять все существующие правила гигиены».

«Все вопросы обсуждаются с духовным наставником. Крестить ребенка при месячных нежелательно, поэтому стоит перенести таинство на другую дату».

«Неправильно говорить, что при месячных женщинам что-то запрещено. В эти дни они просто освобождаются от других нагрузок, включая посещения храма и богослужения. А также нельзя употреблять слово «нечистая», потому что менструации отражают главное предназначение женщины от Бога».

Нет однозначного ответа на вопрос, можно ли с месячными у крестной крестить ребенка. Но православная церковь не советует участвовать в таинствах во время критических дней. Крестные родители – это ответственная миссия. Эти люди должны заниматься духовным воспитанием ребенка и подавать пример. Поэтому необходимо соблюдать все правила. А при сомнениях стоит получить совет от батюшки.

источник

Критические дни являются неотъемлемыми спутниками женщины с момента полового созревания и до наступления менопаузы. Циклические кровяные выделения свидетельствуют о здоровье как репродуктивной системы, так и всего организма женщины. Но может ли данное проявление телесного благополучия отразиться на ее духовной жизни? Как, с точки зрения религии, трактуется женский цикл? Можно ли читать намаз во время месячных? Разрешается ли ходить в церковь когда идут менструации? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах, опираясь на Святые Писания и мнения Святых Отцов Церкви.

Чтобы ответить на вопрос о том, можно ли в церковь с месячными, необходимо разобраться во взгляде ортодоксальной Церкви на данное физиологическое явление.

Согласно Ветхому Завету менструация — наказание роду человеческому за грехопадение, к которому Ева подтолкнула Адама. Вкусив плод запретного дерева по совету Змея Искусителя, первые из людей, узрев свою телесность, лишились ангельской духовности. Женщина, явив слабость духа, обрекла род человеческий на вечные страдания.

В третьей главе Бытия Ветхого Завета, после того как узрели Адам и Ева наготу свою и сознались пред Богом в содеянном, Творец сказал Женщине: «Мучительной Я сделаю беременность твою, в муках будешь рожать детей».

Позднее, многие библеисты древности были склонны считать, что не только тягости беременности и болезненность родовой деятельности стали наказанием женской половине рода человеческого за грех ослушания, но и менструация является ежемесячным напоминанием о потере былой ангельской природы.

Отвечая на вопрос: «Можно ли в храм с месячными?» с точки зрения ветхозаветных теологов можно с уверенностью сказать: «Нет!». Более того, любая из дочерей Евы, пренебрегающая данным запретом оскверняет святое место и ввергает род свой в пучину греха.

Многие теологи склонны олицетворять месячную кровь не с таинством рождения, а с систематическим напоминанием роду человеческому о его смертности. Тело — временный сосуд, наполненный Духом Святым. Лишь постоянно помня о скорой кончине «материи», неустанно совершенствуешь духовное начало.

Запрет на посещение храма в дни менструации тесно связан и с процессами, порождающими появление кровянистые выделения. В течение менструации происходит отторжение организмом неоплодотворенной яйцеклетки. Данный, вполне физиологический с точки зрения медицины, процесс, в религии граничит со смертью потенциального плода, а значит и души, в чреве матери. Согласно религиозным догмам времен Ветхого Завета, мертвое тело оскверняет Церковь, напоминая о потерянном бессмертии.

Христианство не запрещает молиться дома, но посещать Дом Божий женщине, по мнению ортодоксальных теологов, запрещается.

Еще одной причиной, запрещающей женщине переступать порог Святого Дома во время менструации является и забота о гигиене. Прокладки, тампоны и менструальные чаши появились относительно недавно. Средства «защиты» от излияния маточных выделений наружу в прошлом были достаточно примитивны. Говоря о дате зарождения данного запрета нужно помнить, что церковь тогда являлась местом наиболее массового скопления людей. Особенно, во время праздничных, знаковых служб.

Появление женщины во время менструации в подобном месте ставило под угрозу не только ее здоровье, но и здоровье окружающих. Существовало, да и существует, множество заболеваний, передающихся через отторгаемые организмом субстанции.

Подводя первые итоги поиска ответа на вопрос: «Почему нельзя ходить в церковь во время месячных», выделим несколько причин данного запрета с позиции видения ветхозаветных теологов:

  1. Гигиеническая.
  2. Менструация — осязаемое напоминание потомкам о грехопадении Евы.
  3. Отторгаемая яйцеклетка, с точки зрения религии, приравнивается к плоду, погибшему в результате выкидыша.
  4. Приравнивание кровянистых выделений к символу смертности всего сущего.

Христианство эры Нового Завета смотрит лояльнее на возможность женщины участвовать в церковной жизни в критические дни. Связаны изменения воззрений, а значит и богословских трактовок, с новым концептом человеческой сущности. Приняв страдания за грехи людские на Кресте, Иисус Христос освободил человечество от бренных оков тела. Лишь духовность и чистота, сила духа первостепенны отныне. Женщину, кровоточащую от месяца к месяцу, такой задумал Господь, а значит, в менструации нет ничего противоестественного. Ведь не может же плотское помешать в чистом и искреннем стремлении к общению с Богом.

В данном случае уместно вспомнить об апостоле Павле. Он утверждал, что всякое творение божье прекрасно и в нем нет не может быть ничего, что могло бы осквернить Создателя. Новый Завет не дает однозначного ответа на вопрос о том, можно ли посещать святые места во время месячных. Данная позиция стала причиной рождения разногласий между Святыми Отцами. Некоторые были уверены, что запрещать девушке посещать Церковь, означает идти вразрез с самим учением Христианства. В подтверждение своих слов, теологи, придерживающиеся данного мнения, приводят библейскую притчу об Иисусе и женщине, кровоточащей длительное время.

Прикосновение к полам одежды Спасителя излечило ее, а Сын Человеческий не только не оттолкнул страдалицу, а сказал ей: «Смелее, дочь!». Многие женщины спрашивают, можно ли читать молитвы во время месячных дома. Не будет ли это отступлением от принятых канонов. Христианство лояльно относится к данному вопросу и не считает критические дни препятствием для общения с Богом.

Однозначного ответа священника, о том можно ли войти в церковь во время месячных, нет. Необходимо испрашивать благословения у священника-настоятеля церкви, которую хочет посетить женщина.

Помните, что дела духовные сугубо индивидуальны. При крайней нужде или духовной смуте священник не откажется исповедать женщину. Телесная «нечистота» не станет помехой. Двери Господнего Дома всегда открыты для страждущих. Не существует строгого канона о том, как правильно или неправильно вести себя в вопросах Веры. Для Бога и женщина, и мужчина-любимое чадо, которое всегда найдет пристанище в его любящих объятиях.

Если существует запрет на посещение собора, то закономерно возникает вопрос, можно ли крестить ребенка с месячными и как поступить, если перенести мероприятие не получается. Переходите по ссылке, чтобы получить ответы на данные вопросы.

Укоренилось мнение, что женщина во время менструации может посещать Храм, но ей следует придерживаться некоторых правил, соблюдение которых позволит избежать осквернения святого места.

При месячных женщина не может принимать участие в любых церковных Таинствах.

Многие из женщин, ищущие ответ священника на форумах спрашивают, можно ли исповедоваться во время выделяющихся месячных. Ответ достаточно категоричен: нет! Ни исповедаться, ни причащаться, ни венчаться, ни принимать участие в крещении в эти дни нельзя. Исключения составляют тяжелые болезни, из-за которых кровотечения носят длительный характер.

Если месячные являются результатом болезного состояния, необходимо испросить благословения у батюшки, а уж потом принимать участие в Таинствах Церкви и вкушать Тело и Кровь Христовы.

В Библии точного ответа на этот вопрос нет, а вот при изучении регламента церковной службы можно наткнуться на запрет к сему действу. Вне зависимости, происходит ли это дома или в храме лучше дождаться окончания критических дней. В современном Христианстве можно встретить запрет на употребление просфоры и освященного кагора в критические дни.

Обращаясь к трудам теологов-новозаветников, становится ясно, что прикладываться к иконам или иконостасу категорически запрещается. Подобное поведение оскверняет святое место.

Не рекомендуется и прикасаться к краю одежды священнослужителя, а также держать свечи в руках.

Во время месячных можно ходить на службу, но лучше занять место для «оглашенных» или рядом с церковной лавкой.

Новый Завет гласит, что Храм там, где вспоминается имя Христово. Неужели строгие запреты распространяются и на домашнюю молитву? Труды теологов гласят, что обращаться к Богу в молитвенной форме как дома, так и в Церкви не запрещается в любом состоянии тела и духа.

Те, кто ищут ответ священника на данный вопрос, получают категорический отказ. Демократический подход современной церкви и ряд послаблений для женщин в период критических дней не касаются Святых Тайн. От исповеди, причастия и миропомазания стоит воздержаться до окончания месячных. Исключение составляю только случаи тяжелого недуга. Кровянистые выделения, вызванные длительной болезнью, не могут стать помехой даже для Соборования с предшествующей подготовкой к причащению.

Обратите внимание, что перед тем, как принять участие в Святых Таинствах, даже в состоянии недуга, необходимо взять благословение у Батюшки.

Множество историй на тематических форумах, рассказывающих о том, что женщину исповедовали и разрешили приложиться к святыням в период месячных связаны именно с недугом той, о ком идет речь.

Стоит отметить, что девушкам, пришедшим на службу в церковь в критические дни, разрешается подавать молебные записочки за здравие и упокой близких.

Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций, в первую очередь, являет уважение прихожанки к церкви и ее устоям.

Многих девушек волнует не только вопрос о возможности домашней молитвы и посещения во время регул Дома Божьего. Женщины, посещающие религиозные форумы, живо интересуются вопросом о том, можно ли приехать в монастырь во время месячных. На этот вопрос подробно и живо в своих материалах отвечает сестра Васса.

Резюмируя информацию, изложенную в ее материалах приходим к выводу, что никто не выгонит женщину из монастыря только потому, что она приехала в «нечистые» дни.

Ограничения могут накладываться на посещение служб, килейный уклад жизни или ограничения в послушаниях. Монахини продолжают нести свое послушание в соответствии с уставом конкретной обители. Узнать об ограничениях, накладываемых на послушницу или сестру во время месячных можно у Настоятельницы обители, в которую прибыла представительница прекрасного пола.

Многие из женщин посещают монастырь для того, чтобы прикоснуться к останкам Святого, упокоенного на территории конкретной обители. С этим стремлением связано желание получить ответ священника на вопрос о том, можно ли прикладываться к мощам во время месячных. Однозначного ответа на данный вопрос нет. Вряд ли найдутся те, для кого действо это носит праздный характер.

Перед поездкой, вне зависимости от того, совпадает ли она с регулами или нет, необходимо спросить благословение Священника прихода, в котором ведет церковную жизнь женщина. В этой беседе девушке целесообразно изложить мотивы и предупредить о возможности начала менструации. Взвесив все «за» и «против», батюшка сможет дать однозначный ответ.

Возносить молитву к Господу во время месячных дома не воспрещается.

Ясновидица Ванга рекомендовала читать дома молитву чтобы пошли месячные и вернулось женское здоровье. Переходите по ссылке, чтобы узнать исцеляющие заговоры.

В исламе распространено мнение, что женщина в такие дни находится в состоянии ритуального осквернения. Подобный взгляд на менструацию влечет за собой запрет для представительницы прекрасного пола совершать намаз до окончания месячных.

Отвечая на вопрос о том, можно ли читать молитвы мусульманке во время обычных месячных необходимо понять, какой характер носят выделения. Ислам выделяет два вида кровотечений у женщин: хаид и истихада.

Хаид подразумевает естественное ежемесячное кровооторжение, а истихада – кровотечение, выходящее за рамки цикла или послеродовые выделения.

Мнения богословов Ислама разнятся касательно возможности молитвы, но, в большинстве случаев, рекомендуется воздержаться от совершения молитвы и прикосновений к Священному Корану на арабском языке.

Возвращаясь к обзору мнений Отцов Церкви, стоит отметить и тех, кто не настаивая на строгом запрете, выдвинул ряд правил, регламентирующих нахождение представительницы прекрасного пола в церкви в критические дни и после рождения ребенка. Забегая вперед, стоит отметить, что данное религиозное воззрение прижилось и бытует по сей день.

Бесспорно одно: несмотря на множество мнений теологов и разнообразие трактовок Священного Писания, для того чтобы ответить для себя на вопрос о том, можно ли ходить в церковь во время месячных и когда стоит вернуться к церковной жизни после родов, необходимо узнать ответ священника прихода, к которому «принадлежит» женщина.

источник

священник Константин Пархоменко

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню.

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

источник

С приходом менструации многих женщин, посещающих храм, волнует вопрос, можно ли причащаться во время месячных, венчаться, крестить детей, целовать иконы или молиться. Из-за отсутствия в Библии четкого ответа о возможности посещать церковь в критические дни духовные служители интерпретируют постулаты, исходя из собственных убеждений о женской «нечистоте» в определенные дни цикла. Русская православная церковь запрещала женщинам посещать храм во время месячных, соблюдать посты, молиться. Однако естественные физиологические процессы в женском организме – неизбежное явление, которое не указывает на то, что женщина стала «нечистой». Оскверняет человека только совершение греха.

Кроме запрета на посещение храма, православная церковь считала, что женщина во время менструации не должна:

  • причащаться;
  • венчаться;
  • крестить ребенка;
  • исповедоваться;
  • прикасаться к иконам;
  • креститься некрещенной;
  • принимать антидор (просфоры) и святую воду;
  • участвовать в пении;

Кроме того, нельзя заходить в храм в течение 40 дней после родов.

Чтобы объяснить, почему нельзя ходить в церковь при месячных и спустя несколько дней после родов, нужно обратиться к Ветхому Завету. Там сказано, что «нечистым» считается мертвое тело, определенные (венерические) болезни, истечения из половых органов женщин и мужчин.

Большинство современных священников не ограничивают пребывание женщины в храме в период критических дней. Они убеждают прихожанок в том, что естественные процессы в организме не должны влиять на их убеждения.

Приверженцы «ритуальной чистоты» приводят свои доводы, почему женщина во время месячных не достойна посещать храм:

  1. Начиная с эпохи Средневековья и до 18 века женщину с менструацией не допускали к посещению святынь. Запрещалось и вхождение в храм во время месячных.
  2. Жесткие требования выдвигала Русская православная церковь, начиная с 12 столетия. Женщинам запрещалось рожать в доме, чтобы не осквернять жилое помещение собственными выделениями. Для этого использовали баню. Первым посетителем после родов был священник, который читал специальную молитву, «очищающую» роженицу от скверны. В течение 80 суток (при рождении девочки) и 40 (если родился мальчик), роженица не имела права на посещение церкви, причащение, крещение детей. Только священнослужитель мог определить, сколько дней продлится запрет, и когда можно причащаться.
  3. Согласно высказываниям Тимофея Александрийского, запрет на причастие был связан с физическим недомоганием женщин во время и после месячных. В это время они должны были находиться дома, читая молитвы.
  4. Согласно Канонам Ипполита, не разрешалось посещать церковь во время месячных и после родов роженицам и повитухам. Они могли лишь стоять у ворот во время службы, пока не закончится срок ограничения.
  5. Высказывания Дионисия Александрийского ограничивали пребывание в храме в определенные дни, тем самым указывая на духовную и телесную «нечистоту» женщин с менструацией. Именно поэтому женщина не могла быть крестной матерью или исповедоваться во время месячных.
  6. В Евангелии от Иакова сказано о том, что Дева Мария жила в храме до 12 лет (до момента наступления менструации), чтобы менструальной кровью не осквернить святое место.
  7. Левитские законы запрещали прикосновение к менструирующей женщине, беспокоясь о здоровье будущих детей, тем самым ограничивая половые контакты. По мнению Моисея, Тертуллиана, Лактанция, Оригена, которые были основоположниками христианского богословия, соитие оправдано лишь с целью зачатия новой жизни.

Сегодня отношение церкви к материальному миру изменилось. Каждая женщина решает самостоятельно, можно ли молиться во время месячных, посещать святые места, участвовать в таинствах крещения, венчания.

Современные священнослужители акцентируют внимание на том, что любое Божье творение является чистым. Если женщина чувствует потребность в общении с Господом, никакие физиологические изменения в организме не должны этому препятствовать.

Менструальные выделения, как и какие-либо другие, не влияют на душевную чистоту женщины. Существует масса гигиенических средств, с помощью которых женщины могут не ограничивать свою физическую и социальную активность. Женщины не отказываются стать крестной матерью или венчаться, если знаменательное событие совпадает с критическими днями. Иногда месячные приходят раньше срока или задерживаются, и отрегулировать нужный момент не всегда представляется возможным.

Противниками запрета для женщин на посещение церкви, когда идут месячные, выступали известные священнослужители прошлых столетий: Иоанн Златоуст, апостол Павел, Григорий Двоеслов, Патриарх Сербский Павел и другие.

После Критской конференции 2000 г. священникам православных храмов было рекомендовано не запрещать, но приветствовать присутствие женщин в храме вне зависимости от критических дней. Рекомендовалось также донести до сведения прихожанок, что они могут в любой день и принимать причастие, и исповедоваться. Но согласились с таким положением не все священнослужители.

Не каждый священник разрешит женщине «во время истечения крови» быть крестной матерью, совершать обряд венчания, но препятствовать этому он не сможет. Почему нельзя крестить с месячными, ведь невозможно упрекнуть прихожанку в том, что дано ей природой.

Некоторые женщины сомневаются, можно ли ходить в храм при имеющихся гинекологических заболеваниях, когда присутствуют маточные кровотечения, или нужно оставаться дома. В этом случае Новый Завет приводит пример относительно того, как страдающая кровотечением женщина прикоснулась к одежде Господа и исцелилась от недуга. При этом она не услышала упрека в своей телесной «нечистоте». Напротив, Господь указал крестящейся женщине на силу ее веры, с помощью которой она исцелилась.

Сегодня сложно представить ситуацию, когда священнослужитель будет интересоваться вопросами, смущающими прихожан. Если женщина самостоятельно принимает решение не посещать церковь, не причащаться и поститься во время месячных дома, ее можно похвалить за благочестие, но препятствовать ее присутствию в храме никто не будет.

Менструальная кровь — всего лишь временное физиологическое явление, которое никоим образом не влияет на духовную чистоту и не может осквернить храм.

источник

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня очень часто священнослужители отвечают на вопрос, почему с месячными нельзя ходить в церковь. Этот вопрос волнует всех женщин, вхожих в церковь. Но каждый батюшка может ответить на него по-разному. Поэтому стоит разобраться, откуда пошел запрет на вход в церковь женщинам с менструацией.

Рассматривать проблему можно ли идти в церковь с месячными нужно, пользуясь Ветхим Заветом. В данном разделе Библии четко указано, в каком состоянии стоит удержаться от посещения святого места, это:

  • смерть;
  • тяжелая болезнь;
  • «нечистота» женщин или мужчин.

Нечистота женщины связана с определенными выделениями, во время которых женщина не должна ни к чему прикасаться. Бытует мнение. что наличие месячных у женщин – это наказание за греховное падание прародительницы всех живых Евы. А, как известно, священнослужители стараются оградить церковь и прихожан от любых вещей, что напоминают о греховности и смертности человека.

Также считается, что менструация – это процесс избавления тела от мертвой яйцеклетки, своего рода смерть несозревшего зародыша. А наличия смертоносных объектов в храме запрещается.

Но некоторые знатоки Священной книги несколько иначе трактуют данное мнение. Считается, что наказанием является тяжелый процесс деторождения, а вот наличие менструации – возможность продолжить род человека.

Таким образом, Ветхий Завет не дает однозначного ответа на данный вопрос.

В Новом Завете имеются слова апостола Павла, который был убежден, что все, что создал Господь, прекрасно. Все процессы, которые происходят в теле человека, являются естественными. Месячные – очень важный период времени для женского организма. Их роль достаточно велика, поэтому запрещать входить с ними в храм не имеет смысла.

источник

Вопрос: можно ли во время месячных ходить в храм и причащаться, – постоянно задают священникам, и даже среди них существуют разные мнения на этот счет. Поэтому будет лучше, если женщина спросит об этом служителя того храма, который она посещает.

Среди большинства прихожан существуют определенные общепринятые правила, согласно которым посещать церковь и молиться женщинам в дни так называемой нечистоты можно, а прикасаться к святыням (Крест, Евангелие, мощи святых) и участвовать в Таинствах нельзя.

Таинств всего 7:

  • Крещение;
  • Миропомазание;
  • Покаяние;
  • Причащение;
  • Таинство брака (венчание);
  • Елеосвящение;
  • Священство (относится только к священнослужителям, женщины в нем не участвуют).

Ранее, женщинам в дни любой нечистоты (месячные, первые 40 дней после родов) запрещалось заходить в Божий храм вообще.

Это было связано с тем, что из-за особенностей одежды менструальная кровь могла накапать на пол и тем самым осквернить святыню.

В наше время благодаря огромному количеству средств гигиены подобные ситуации невозможны, поэтому в церковь ходить женщинам разрешено.

Тем не менее и сейчас традиционно советуют стоять во время службы не в самом храме, а в притворе; если же его нет, что возможно, то тогда – просто недалеко от входа.

Можно ли причащаться во время месячных, — подскажет ваш личный духовник. К нему и следует прислушиваться.

В таблице более подробно отражены разрешения и запреты, касающиеся критических дней.

Что можно делать во время месячныхЧто запрещено
МолитьсяУчаствовать в Таинствах (причащаться ли, венчаться – в любых)
Ставить свечиПрикладываться к иконам, мощам, Кресту
Брать благословение у священникаПринимать просфору, антидор, святую воду
Петь на клиросеОкунаться в святой источник

Обратите внимание! В храм запрещено входить с любой кровоточащей раной, чтобы не осквернить его пролитием крови.

Можно ли причащаться во время месячных, Ветхий Завет говорит однозначно: «Нет!»

В те времена женщина в период очищения вообще не могла входить в храм. И это было связано не только с гигиеническими особенностями, но и с духовной составляющей.

Считалось, что месячные – это, во-первых, напоминание о поврежденной человеческой природе, а во-вторых, — это неродившийся ребенок, то есть «мертвое тело», что тоже оскверняло святыню.

Кроме того, всякий, прикоснувшийся к женщине в дни менструации, тоже становился «нечистым».

Это интересно! Даже о Деве Марии в Протоевангелии Иакова говорится, что она жила в храме до 12 лет, а потом, после обручения, ее отправили жить к Иосифу, чтобы «святилище Господа» не могло быть осквернено.

В Новом Завете Иисус Христос меняет понимание чистоты и нечистоты человека. Он говорит о важности духовности, присутствия Святого Духа, а не физического состояния.

Он не отверг прикоснувшуюся к нему кровоточивую женщину, а, наоборот, исцелил ее, похвалив за веру. Этим Спаситель дал понять, что важно только то, что в сердце человека: его помыслы и намерения, и осквернить его могут только неправедные мысли и поступки, но никак не естественные телесные вещи.

Апостол Павел также говорит, что «всякое творение Божие хорошо» и ничего нечистого в созданном Господом человеке нет.

Однако, упоминая это, он имел в виду пищу, поэтому сложно понять, только ли о еде хотел сказать апостол или речь все-таки шла обо всех явлениях и вещах, созданных Богом.

Хотя понятие ритуальной нечистоты (обозначенное в Ветхом Завете) и снято, точный вывод о том, как поступать женщинам в такие дни, сделать трудно. Известно, что ранние христиане причащались каждую неделю, и никакого упоминания об исключениях для женщин с определенным недугом нет.

Несмотря на косвенные указания, нигде в Новом Завете четко не сказано, можно ли причащаться во время месячных.

В Книге Правил есть более точные указания относительно причащения при менструации.

Там сказано: «Жена, находящаяся в очищении, не должна причащаться, доколе не очистится».

Однако такое положение является лишь ссылкой на авторитетные мнения святых отцов: Дионисия, Афанасия и Тимофея Александрийских. В частности, у св. Дионисия было сказано, что вряд ли благочестивая женщина сама дерзнет в такие дни принять святыню.

В Русской Православной Церкви XII века правила были гораздо жестче, и ограничения были очень точными. Так, если у женщины менструация начиналась во время ее нахождения в храме, она незамедлительно должна была выйти из него.

В противном случае она получала епитимью на 6-месячный пост с ежедневными земными поклонами (по 50 в день).

Что касается современных священников, то здесь мнения абсолютно противоположные.

Есть батюшки, которые требуют от своих прихожан четкого выполнения всех правил подготовки к Причастию (чтение канонов, пост и т. д.) и не допускают к нему женщин во время месячных.

Есть те, которые говорят, что главное – приступить к Таинству с трепетом и действительным покаянием, а все формальности (включая подготовку и телесное состояние) считают лишними.

Хотя, несомненно, сторонников второй точки зрения гораздо меньше. В основном, большинство священнослужителей придерживаются традиционного подхода, то есть все-таки не рекомендуют женщинам подходить к Святой Чаше в дни очищения.

Тем не менее нынешние священники не просто используют эту догму, а стараются найти объяснение.

И среди мнений, помимо распространенных толкований о гигиенической стороне вопроса и духовной, есть еще и мысль о том, что женщины в этот период цикла больше устают и становятся менее собранными, не могут полноценно молиться и участвовать в Литургии и недостаточно хорошо способны подготовиться к Причастию.

Вместе с тем есть такие священнослужители, которые придерживаются мнения о том, что во время менструации женщине, наоборот, больше требуется причащение, потому что этот период и так довольно трудный для нее и в физическом, и в эмоциональном плане.

Обратите внимание! Вопрос о том, можно ли во время месячных причащаться, а также обо всех других ограничениях и позволениях, каждая женщина должна решать только лично со своим духовником (или священником того храма, который она регулярно посещает).

По поводу причащения во время менструации у святых отцов Запада и Востока мнения так же расходятся.

Точка зрения западных епископов – св. Климента Римского и Григория Двоеслова – такова, что женщине позволительно принимать участие в Таинстве в такие дни, ведь эта немощь не зависит от ее воли, и Дух Святой присутствует в ней всегда.

Однако Григорий Двоеслов говорит, что если сама женщина не решится подойти к Причастию, то следует ее похвалить за благочестие.

На Востоке такого единогласия нет:

  • В древнехристианском документе Дидаскалия (III в.) сказано, что женщины могут причащаться всегда, невзирая на временную немощь.
  • В этот же период св. Дионисий Александрийский говорит, что женщина сама не может дерзнуть приступать к Причастию в период очищения. Он приводит в пример евангельскую историю о женщине с кровотечением, которая ради исцеления решилась прикоснуться не к самому Господу, а лишь к краю его одежды.
  • Чуть позже св. Афанасий Александрийский, рассуждая о том, можно ли женщине во время месячных причащаться, пишет, что как любому человеку нельзя ставить в вину течение слюны или мокроты из носа, так и женщине – ежемесячные истечения, а осквернение может быть только от совершения греха.
  • Тимофей Александрийский считает, что женщине Причастие «должно отложить, доколе очистится».
  • Патриарх Сербский Павел позволяет женщине жить полноценной церковной жизнью (ставить свечи, молиться, участвовать в богослужении), а вот причащаться и креститься, по его мнению, во время месячных все же нельзя.

Разрешается причащаться во время месячных, только если женщина при смерти. Здесь сходятся мнения всех священнослужителей, ведь нельзя дать человеку умереть, не причастившись.

В таких случаях разрешается к тому же причащать того, кто принял пищу (обычно причащение возможно только натощак). То же относится и к роженицам в случае опасности для их жизни.

Патриарх Сербский Павел на этот счет сказал: «…в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Таким образом, несмотря на некоторые различия в мнениях по поводу причащения в период менструации, в основном, складывается такой порядок, что посещать храм при месячных можно, а причащаться не рекомендуется.

Из этого видеоролика вы узнаете, можно ли причащаться во время месячных.

Данное видео ознакомит вас с ответом священника касательно нахождения женщины во время менструации в храме.

источник