Изменение местоимений по родам в 3 классе

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Личные местоимения. Изменение местоимений по родам».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Личные местоимения. Изменение местоимений по родам».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Личные местоимения. Изменение местоимений по родам».

Учитель начальных классов Бархатова Татьяна Сергеевна

Цель урока: познакомить учащихся с местоимением как частью речи и ее особенностями.

  • формировать умение заменять имена существительные местоимениями, определять лицо и число местоимений;
  • закрепить знания о частях речи (существительном, прилагательном);
  • продолжить работу по развитию речи;
  • пополнить словарный запас учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

В словосочетаниях определи число, род и падеж имён прилагательных.

В мебельн……. магазине ( ед.ч., м.р., П.п),

из утренн……. газеты (ед.ч., ж.р., Р.п.),

Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.

Лексическое значение слова, разбор слова, звуко-буквенный анализ слова.

V. Выборочный диктант. Повторение изученного о местоимении.

Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю.

Мы сегодня в лес пойдём
За зелёной ёлкой.

Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.

Весело текли вы,
Детские года!

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.

Что за яблоко! Оно
Соку спелого полно…

В небо взлетают цветные огни,
Весть о победе разносят они.

1. Прочитать отрывки из стихотворений.

2. Записать через запятую только местоимения.

3. прочитать местоимения, которые записали (я, ты, мы, вы, он, оно, они). Какого местоимения не хватает? (она)

— Что вы узнали о местоимениях на прошлом уроке?

(Местоимение – часть речи; местоимение употребляется вместо имени существительного).

— В чём сходство местоимения с именем существительным?

(Существительные – называют предметы, местоимения – указывают на предметы).

— Можно обойтись лишь местоимениями, не используя имён существительных? (Нет).

V. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы узнаем, какие местоимения относятся к 1-му, ко 2-му, к 3-му лицу, а также узнаем, как изменяются местоимения 3 лица.

1. Знакомство с категорией лица местоимений.

— Среди записанных вами местоимений назовите те, которые указывают на говорящего или говорящих ( я, мы).

— Какие местоимения указывают на собеседника или собеседников? (ты, вы)

— Назвать местоимения, указывающие на тех, кто отсутствует в момент речи (он, она, оно,они).

Местоимения я, мы указывает на того, кто говорит о себе.

Местоимения ты,вы указывает на того, с кем говорят.

Местоимения он, она, оно, они указываетна лицо или предмет, о ком или о чем говорят.

— А теперь, прочитав самостоятельно правило в учебнике, скажите, какие местоимения относятся к 1 лицу, ко 2 лицу, к 3 лицу.

— Придумать своё предложение с местоимением (устно).

2. Наблюдение над изменением местоимений 3 лица по родам и числам.

— Прочитать слова. Какое местоимение соответствует каждому из этих слов? (он, она, оно)

— Почему нельзя сказать: солнце-она? От чего это зависит?

(Это зависит от рода им. существительного; мужской род — он, женский род — она, средний род — оно).

— Какой вывод можно сделать о местоимении 3 лица ед.ч.?

(Изменяется по родам, как существительные).

— Это касается местоимения они?

(Это местоимение не имеет рода, т.к. соответствует существительному во множественном числе).

— Как ещё изменяются местоимения? (По числам).

А теперь давайте попробуем просклонять одно из личных местоимений по падежам. И это будет местоимение ТЫ.

Теперь немного потренируемся в выполнении заданий с местоимениями.

1.Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

У меня есть сестра . Сестра учится в институте. Мой папа – геолог. Папа работает в Сибири.

2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

3.Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

4. Прочитайте. Выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.

Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

Упражнение « Хитрые вопросы».

№1. Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?».

№2. Маша ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

Одно из слов в каждой группе лишнее. Найдите его и объясните своё решение.

  1. он она оно я
  2. я ты они он
  3. мы он но вы
  4. ты к от за
  5. мне мну мни мнём

№3.Какие местоимения нужно добавить по обе стороны от буквы –к-, чтобы получились самые крупные овощи?

  • Что такое местоимение?
  • Назовите личные местоимения.
  • Чем отличаются личные местоимения от имен существительных?

Рефлексия (поляна из цветов)

Синий – все нужно начинать сначала.

Урок русского языка в 3-м классе. Сочинение—описание по теме:» Зима в моём городе».

На уроке использвались групповые формы работы, проблемное обучение, а также подготовлена презентация.

Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Личные местоимения». Данный материал будет полезен учителям начальных классов.

Тип урока: открытие нового знания.Цель педагогического проектирования : создать условия для распознавания рода имён существительных ; обучение на высоком уровне трудности.

карточки по русскому языку в 4 классе по теме «Личные местоимения&quot.

Урок русского языка в з классе по теме » Личные местоимения». УМК » Школа России».

источник

Здравствуйте, дорогие друзья.

Прошлый урок был посвящён личным местоимениям.

И сегодня мы продолжим разговор о местоимениях. Но сначала я хотел бы убедиться, что вы хорошо усвоили предыдущую тему.

Помните ли вы, что такое местоимение?

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, не называя их.

Личные местоимения делятся на три группы. Вы помните, на какие? Местоимения первого лица – я, мы. Местоимения второго лица – ты, вы. Местоимения третьего лица – он, она, оно, они.

В первом и втором лице местоимений всего по два. Одно в единственном числе и второе во множественном числе.

Почему же в третьем лице единственного числа не одно, а три местоимения?.

Прежде чем ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разгадать загадки:.

Оно молчало, пока ты кричал,

Оно закричало, когда ты замолчал.

Ну что, вы догадались? В первой загадке ОН, превращающий дым в дрова, – это огонь.

Во второй загадке ОНА – зимой звезда, а весной вода – снежинка.

А в третьей загадке ОНО – эхо.

Слово «огонь» – мужского рода. Его можно заменить местоимением «он».

Слово «снежинка» – женского рода. Его можно заменить местоимением «она».

Слово «эхо» – среднего рода. Его можно заменить местоимением «оно».

Значит, местоимения третьего лица изменяются по родам. Но всегда ли?

Если поставить имена существительные во множественное число, какими местоимениями их можно будет заменить? Огни – они и снежинки – они. Слово «эхо», конечно, редко употребляется в форме множественного числа. Но вот, к примеру, другое существительное среднего рода, «окно», легко можно изменить. Окна – тоже они.

Имена существительные во множественном числе, независимо от рода, можно заменить только одним местоимением третьего лица – «они».

Ну, вот теперь можно сформулировать правило.

Местоимения третьего лица единственного числа изменяются по родам.

Во множественном числе местоимения третьего лица по родам не изменяются. Имена существительные любого рода заменяются местоимением они.

А теперь я хочу предложить вам вот такую игру.

Перед вами таблица. В первой колонке написано местоимение «он», во второй – «она», в третьей – «оно» и в четвёртой – «они».

Под таблицей записаны слова. Найдите для каждого слова соответствующую колонку.

Ну что, друзья мои, вы справились? Проверим, так ли у вас получилось.

В честь победителей (а я уверен, что их очень много) сейчас прозвучит туш!

Я думаю, вы уже заметили, что мы расставляли в подходящие столбики словарные слова. Среди них есть почти все названия дней недели – ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА, ЧЕТВЕРГ, ПЯТНИЦА, СУББОТА. И вот сегодня пришла пора познакомиться с правильным написанием седьмого дня недели – ВОСКРЕСЕНЬЕМ. Посмотрите, с какими гласными пишется это слово: о, е, е, е. Во-скре-сень-е.

Друзья, у меня в записной книжке были записаны предложения. Но пока мы с вами играли, Вирус Ошибкин опять набедокурил. Увёл из предложений все личные местоимения. Помогите мне, пожалуйста, вернуть их на место.

По дороге катился Колобок. … убежал от бабушки с дедушкой…

Захотелось Лисе рыбки. Легла … на дорогу и притворилась мёртвой…

Выплыло на небо солнце красное. … осветило и согрело землю…

Собрались звери на поляне. Решили … выбрать себе царя.

А теперь давайте проверим вашу работу. В первой паре предложений говорится о Колобке. Слово «Колобок» мужского рода, его мы заменили местоимением «он».

Во второй паре предложений рассказывается о лисе. Лиса женского рода. Заменяем местоимением «она».

Следующая пара предложений. В них говорится о солнце. Слово «солнце» среднего рода. Его заменили местоимением «оно».

В последней паре предложений речь идёт о зверях. Это слово стоит во множественном числе. И мы заменим его, конечно, местоимением «они».

Ну что же, пора заканчивать сегодня нашу встречу. Не забудьте, дорогие друзья, что:

* Местоимения третьего лица единственного числа могут изменяться по родам.

* Мужской род – он, женский род – она, средний род – оно. .

* Во множественном числе местоимения третьего лица по родам не изменяются.

* Имена существительные любого рода заменяются местоимением они.

Ну и, конечно, запомните написание любимого всеми дня недели – во-скре-сень-е.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Аннотация к уроку русского языка

Предметная область: русский язык.

Возраст обучающихся: 9-10 лет (3 класс).

Оформление образовательного продукта: фрагмент тематического планирования.

Время проведения учебного занятия: урок 45 минут.

Программное обеспечение: учебник, методическая литература, рабочая программа.

Деятельность обучающихся будет оцениваться посредством опросов, оценка проводится учителем, другими обучающимися и самим учеником – как способ анализа проделанной работы.

Конспект урока русского языка

Учебник В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», 3 класс.

Учитель начальных классов

Горловский лицей № 85 «Гармония»

Тема. Изменение личных местоимений по родам

Цель : формировать умение определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений; развивать внимание, память, речь, мышление; логические универсальные действия воспитывать любовь к русскому языку.

Задачи. Логические универсальные действия: установление причинно-следственных связей, постановление логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Оборудование : учебник, картинка с изображением радуги, карточки (с изображением облака)

На доске картинка с изображением радуги, у детей на партах по 3 облачка (белое, синее и черное)

— Ребята, покажите какое у вас сейчас настроение. (Дети показывают карточки с изображением облаков: белое – отличное, синее – хорошее, черное – плохое).

— Хорошо, надеюсь в конце урока ваше настроение будет еще лучше.

На доске записан отрывок из песни «Родина моя»

Все на свете, все на свете

— Прочитайте отрывок из песни. Какая часть речи встречается чаще всего? (дети отвечают: местоимение)

— Что вы знаете о местоимении? (Дети отвечают: местоимения не называют предмет, а только называют его. Местоимения склоняются по числам и лицам)

III . Самоопределение к деятельности

— Ребята, к нам пришли гости (мальчик, девочка и ученик с макетом солнца)

— Кто к нам пришел? (Ответы детей)

— А как мы можем заменить эти слова (он, она, оно – записываю на доске)

— К какой части речи относятся эти слова? Назовите число и лицо этих местоимений.

— Как еще изменяются местоимения? Правильно, по родам.

— Назовите тему урока. Назовите цели урока.

А). Упр. 160 (с. 94) – работа в парах

— Прочитайте диалог выразительно.

После выполнения задания обучающиеся в паре обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.

— Прочитайте сведения о языке на с. 95.

— Как изменяются местоимения 3-го лица ед. числа?

— Назовите местоимения мужского, женского, среднего рода.

— Что можно сказать о местоимении 3-го лица множественного числа?

— Прочитайте. Назовите, лицо, число и род данных местоимений.

— Выполните задания по образцу.

— Прочитайте имена существительные с местоимениями.

В). Работа со словом из словаря.

— Найдите слово воскресенье в орфографическом словаре.

— Каково его лексическое значение?

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение с этим словом и запишите его в тетрадь.

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх)

VI . Закрепление изученного материала.

— Прочитайте. Из данных слов составьте предложения.

— Как можно озаглавить текст?

— Определите число, лицо и род (для 3-го числа ед. числа) местоимений.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание)

— Оцените свою работу на уроке.

— Я надеюсь ваше настроение улучшилось в конце урока, покажите облачка, соответствующие вашему настроению. Прикрепим их на радугу.

источник

Презентация к уроку русского языка по теме «Личные местоимения третьего лица. Изменение по родам»
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Презентация содержит интересные задания, заставляет ученика размышлять, помогает иллюстрировать изучаемый материал. Служит замечательным дополнением к теоретическому материалу, позволяет сделать урок интересным и динамичным.

Личные местоимения третьего лица. Изменение по родам Русский язык 3 класс Разработала: Кривцова Л. В., учитель начальных классов МБОУ школа № 15 г. Феодосии, Республики Крым

Толковый словарь Ожегова Здоровье – правильная , нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Состояние здоровья.

Выборочный диктант. Работа в парах. Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю. Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. В небо взлетают цветные огни, Весть о победе разносят они. Мы сегодня в лес пойдём За зелёной ёлкой. Весело текли вы, Детские года! Что за яблоко? Оно Соку спелого полно…

Проверка Я, ты, ты, он, они, мы, вы, оно. — без ошибок — о дна ошибка — две ошибки и более МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО …

Сформулируйте задачи урока Флаг, роза, сердце, бусы. он она оно они Будем учиться определять…

Работа в группах Дождик лил как из ведра, Я открыл калитку. И увидел средь двора Глупую Улитку. Говорю ей: «Посмотри, Ты ведь мокнешь в луже.» А она мне изнутри: «Это ведь снаружи. А внутри меня уют. День стоит чудесный», — Отвечала мне она Из скорлупки тесной.

Проверка Я, ей, ты, она, мне, меня, мне, она. — без ошибок — одна, две, три ошибки — четыре ошибки и более

Сегодня я узнал . Было трудно … Я понял, что … Я научился … Я смог… Было интересно узнать, что … Меня удивило… рефлексия

Домашнее задание С. 95, повторить правило, выполнить упр. 163 и ли с очинить сказку о личных местоимениях

Изменение глаголов по временам.

Данная презентация была подготовлена к уроку русского языка (4 класс «Школа России»).

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по программе 2100. Тема урока:»Местоимения».

Презентация помогает учащимся понять новую тему, дать определение имени числительному и закрепить полученные знания.

Технологическая карта урока с презентацией по программе «Начальная школа 21 века&quot.

По программе «Начальная школа 21 века&quot.

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Конспект урока русского языка,

Тема «Личные местоимения 3-го лица. Изменения по родам.

Технологическая карта урока

Личные местоимения 3-го лица. Изменения по родам.

Тип урока: урок закрепления и изучения нового материала.

Цель: формирование умения определять род местоимений 3-го лица в единственном числе.

Знать: личные местоимения 3-го лица

Понимать: как определить род у местоимения 3-го лица единственного числа

Уметь: употреблять местоимения в речи

Применять: заменять имя существительное местоимением соответствующего рода

Анализировать: находить местоимения в тексте

Синтез: составлять предложения с местоимениями 3-го лица единственного числа

Оценка: роли местоимения в речи

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности с образцом и оценивать деятельность .

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; анализировать, классифицировать для получения необходимого результата.

Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды; умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Ф ормирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения .

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Основные понятия: местоимение, род,

Методы, технологии: беседа, упражнения.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык, 2 часть», наглядный материал (презентация).

Для учителя: учебник «Русский язык, 2 часть», указка.

Для учащихся: учебник «Русский язык, 2 часть», тетрадь, пенал, дневник

Оформление доски: на уроке используется презентация и доска

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Актуализация необходимых знаний

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Михайловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

— Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должны лежать: учебник «Русский язык», тетрадь, пенал, дневник. Сегодня на уроке нас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

2. Проверка домашнего задания

Упр. 160. На доске написано предложение для разбора: Мы в далёкой стране по родной стороне тосковали.

— Давайте проверим домашнее задание. Кто хочет выйти к доске и разобрать предложение? Остальные поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и исправьте ошибки зелёной ручкой.

Один ребёнок выходит к доске

Остальные проверяют д/з на своих местах

3. Организация познавательной деятельности

— Открываем тетради, записываем число, классная работа. Наш урок начнется с минутки чистописания.

Прочитайте сочетания букв и слоги. Аккуратно запишите их в тетрадь.

Работа со словами с непроверяемыми написаниями

Самый лучший день недели,
Когда будни надоели.
Спим подольше, пьём варенье,
В выходной день в о скр е се́нье.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом воскресенье. Найдите это слово в толковом словаре. Какого его лексическое значение? Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. Составьте предложение со словом устно.

— А кто мне скажет, какую тему вы сейчас изучаете?

— Что вы узнали о местоимении на прошлых уроках?

-Заполните таблицу на доске:

Я, ты, он, она,
Вместе — целая страна.
Вместе — дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я».

— Спишите, подчеркните местоимения. Назовите лицо и число каждого местоимения.

Самоопределение к деятельности

Сегодня мы, продолжаем работу над темой «Местоимения»

— Какое слово заменяет каждое из местоимений?

— Определите род существительных, которые вы назвали.

— Какой вывод можно сделать о местоимениях 3 лица единственного числа?

— А как вы думаете, местоимение ОНИ изменяется по родам? Объясните.

— Кто может догадаться, какую тему мы сегодня будем изучать?

— Давайте откроем учебник на странице 95 и прочитаем текст в рамке.

— Итак, какие местоимения изменяются по родам?

— Посмотрите на упражнение 161. Давайте выполним его устно.

Прочитайте. Определите лицо, число и род местоимений в единственном числе.

— В чем мы сейчас тренировались?

— Ребята, вставайте все из-за парт

— Умницы, тихонечко садитесь.

— Сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. Откройте тетради, ваша задача придумать текст из 3-4 предложений с местоимениями 3 лица единственного числа на тему «Моя семья». У местоимений подпишите род.

Когда закончите, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили.

— Ну что, кто хочет прочитать, что у него получилось?

— Скажи пожалуйста, какие существительные из твоего текста ты заменил(а) местоимениями? Какого рода получились твои местоимения?

— Молодцы ребята, идём дальше!

— В чем сейчас потренировались?

— Посмотрите на доску. Прочитайте предложения.

Ночью на небе появились звёзды. Они мерцали светло-голубым светом .

Разберите второе предложение по членам предложения. Вместо какого слова в нём употреблено местоимение ОНИ? Можно ли определить род этого местоимения? Почему?

Отвечают «Местоимение – это часть речи, употребляется вместо имени существительного»

Выходят по очереди к доске и вписывают местоимения

Один ребёнок читает вслух

Дети, которых спросили, называют лицо и число каждого местоимения

Слушают загадки, отгадывают

Солнце-ОНО, Месяц-ОН, Луна-ОНА

Это зависит от рода им. существительного, мужской род – он, женский род – она, средний род — оно

Это местоимение множественного числа

Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам

Местоимения 3 лица единственного числа

Желающие читают свой текст

Один ребёнок выходит к доске разбирать предложение.

Отвечают на вопросы «Вместо слова ЗВЁЗДЫ, у этого местоимения нельзя определить род, потому что оно во множественном числе»

-Сейчас я вам предлагаю проверить себя и решить небольшой тест по теме «Местоимения». Он будет состоять всего из 3-х вопросов. Запишите у себя в тетради цифорки 1,2,3 в столбик. (Записывают)

2. Найди признак личного местоимения:

б) Указывает на предмет, не называя его

в) Указывает на действие предмета

3. Местоимения 3 лица изменяются…

г) по родам в ед.числе (Решают тест)

Самопроверка : 1 в, 2 б, 3 г (Проверяют)

— А теперь послушайте меня внимательно и продолжите высказывание:

Местоимение – это часть речи, которая…

Личные местоимения изменяются по…

Местоимения 3-его лица в ед.числе изменяются … (Продолжают предложения)

— Молодцы, ребята! Я думаю, вы хорошо усвоили эту тему.

Посмотрите на доску (появляются незаконченные предложения: «: «Я узнал…; Я научился…; Мне понравилось…; Я затруднялся…; Моё настроение…) (спрашиваю детей по цепочке) –Отлично! Теперь откройте тетради и нарисуйте смайлик, который характеризует ваше настроение после сегодняшнего урока (рисуют) (прохожу, смотрю, что получилось у детей) –Рисуйте красивые, большие смайлики, чтобы они украшали вашу тетрадь! – Умницы! Теперь поверните свои тетради к Юлии Владимировне и покажите, что у вас получилось. Молодцы!

А теперь открываем дневник и записываем домашнее задание: стр. 98, задание «Проверь себя»

Спасибо за урок. Я желаю Вам успехов в учёбе.

Конспект урока русского языка,

проведённого в 3классе

Тема «Личные местоимения 3-го лица. Изменения по родам.

Технологическая карта урока

Тема: Личные местоимения 3-го лица. Изменения по родам.

Тип урока: урок закрепления и изучения нового материала.

Цель: формирование умения определять род местоимений 3-го лица в единственном числе.

Планируемые результаты:

Знать: личные местоимения 3-го лица

Понимать: как определить род у местоимения 3-го лица единственного числа

Уметь: употреблять местоимения в речи

Применять: заменять имя существительное местоимением соответствующего рода

Анализировать: находить местоимения в тексте

Синтез: составлять предложения с местоимениями 3-го лица единственного числа

Оценка: роли местоимения в речи

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; соотносить результат своей деятельности с образцом и оценивать деятельность.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; анализировать, классифицировать для получения необходимого результата.

Коммуникативные: договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды; умение работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Основные понятия: местоимение, род,

Методы, технологии: беседа, упражнения.

Ресурсы урока: учебник «Русский язык, 2 часть», наглядный материал (презентация).

Для учителя: учебник «Русский язык, 2 часть», указка.

Для учащихся: учебник «Русский язык, 2 часть», тетрадь, пенал, дневник

Оформление доски: на уроке используется презентация и доска

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Актуализациянеобходимых знаний

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Михайловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

— Проверьте своё рабочее место, у вас на партах должны лежать: учебник «Русский язык», тетрадь, пенал, дневник. Сегодня на уроке нас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

2. Проверка домашнего задания

Упр. 160. На доске написано предложение для разбора: Мы в далёкой стране по родной стороне тосковали.

— Давайте проверим домашнее задание. Кто хочет выйти к доске и разобрать предложение? Остальные поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и исправьте ошибки зелёной ручкой.

Один ребёнок выходит к доске

Остальные проверяют д/з на своих местах

3. Организация познавательной деятельности

Актуализация знаний.

— Открываем тетради, записываем число, классная работа. Наш урок начнется с минутки чистописания.

Прочитайте сочетания букв и слоги. Аккуратно запишите их в тетрадь.

Работа со словами с непроверяемыми написаниями

Самый лучший день недели,
Когда будни надоели.
Спим подольше, пьём варенье,
В выходной деньвоскресе́нье.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом воскресенье. Найдите это слово в толковом словаре. Какого его лексическое значение? Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. Составьте предложение со словом устно.

— А кто мне скажет, какую тему вы сейчас изучаете?

— Что вы узнали о местоимении на прошлых уроках?

-Заполните таблицу на доске:

Единственное

Множественное

Я, ты, он, она,
Вместе — целая страна.
Вместе — дружная семья,
В слове «мы» — сто тысяч «я».

— Спишите, подчеркните местоимения. Назовите лицо и число каждого местоимения.

Самоопределение к деятельности

Сегодня мы, продолжаем работу над темой «Местоимения»

И к тебе идётОНО

А стемнеет – ОН придёт,

Срок пришёл – плывёт ОНА

— Какое слово заменяет каждое из местоимений?

— Определите род существительных, которые вы назвали.

— Какой вывод можно сделать о местоимениях 3 лица единственного числа?

— А как вы думаете, местоимение ОНИ изменяется по родам? Объясните.

— Кто может догадаться, какую тему мы сегодня будем изучать?

— Давайте откроем учебник на странице 95 и прочитаем текст в рамке.

— Итак, какие местоимения изменяются по родам?

Работа по теме урока

— Посмотрите на упражнение 161. Давайте выполним его устно.

Прочитайте. Определите лицо, число и род местоимений в единственном числе.

— В чем мы сейчас тренировались?

— Ребята, вставайте все из-за парт

— Умницы, тихонечко садитесь.

— Сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. Откройте тетради, ваша задача придумать текст из 3-4 предложений с местоимениями 3 лица единственного числа на тему «Моя семья». У местоимений подпишите род.

Когда закончите, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили.

— Ну что, кто хочет прочитать, что у него получилось?

— Скажи пожалуйста, какие существительные из твоего текста ты заменил(а) местоимениями? Какого рода получились твои местоимения?

— Молодцы ребята, идём дальше!

— В чем сейчас потренировались?

— Посмотрите на доску. Прочитайте предложения.

Ночью на небе появились звёзды. Они мерцали светло-голубым светом.

Разберите второе предложение по членам предложения. Вместо какого слова в нём употреблено местоимение ОНИ? Можно ли определить род этого местоимения? Почему?

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Учитель: Замотина Елена Петровна

Руководитель практики: Григорьева Виктория Михайловна

Тема: «Изменение личных местоимений 3-го лица по родам»

Цель урока: формировать умение определять лицо, число и род местоимений.

Образовательные: познакомить с личными местоимениями, разъяснить почему их называют личными; закрепить понятие о местоимении; учить заменять существительные местоимениями в речи;

Развивающие: развивать культурную связную устную речь; обогащать словарный запас; расширять кругозор обучающихся; развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка; воспитывать самостоятельность и ответственность; воспитание любви к родине, семейное воспитание; воспитание дружеских отношений.

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, классификация объектов по выделенным признакам;

Регулятивные –принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно воспринимать оценку учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные – использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы произношения.

Личностные: формирование стремления узнавать новое; умение адекватно оценивать свои действия и результаты.

Средства обучения: учебник Канакина В.П. 3 класс, ч.2; тетрадь; презентация.

1.Мотивация к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Диана Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Как вы понимаете эту пословицу?

Русская пословица. Означает, что когда дело хорошо продумано, составлен четкий план и все предусмотрено, то обязательно будет успех в этом деле.

Приветствуют, затем присаживаются

— Наш урок мы начнём с минутки чистописания, чтобы вы настроились на письменную работу и писали в течение всего урока аккуратно и правильно.

-Запишите число, классная работа

— Написание какой буквы будем вспоминать?

-Прописываем полстрочки соединения «н»

Полстрочки соединений «на» и «ня»

-Что нужно помнить при написании этих букв?

-Что мы называем нижним соединением?

-Назовите нижнее соединение.

-Не забудьте, буква «я» пишется снизу, а не с середины.

— Какие звуки обозначает буква «н»?

— Дайте характеристику звуку [н‘].

— Прочитайте вторую строчку.

-Какие буквы будем прописывать?

-Запишите эту строчку в тетрадь.

-Посмотрите на доску, спишите предложения, вставьте пропущенные местоимения, подчеркните их.

Катя шла в школу. … пришла вовремя.

Петя готовился к уроку. … достал тетрадь и учебник.

Солнце заглянуло в окно класса. … улыбнулось детям.

-Расскажите, что вы знаете о местоимениях?

-Какие местоимения вы еще знаете?

-Местоимения, какого лица мы вставили в текст?

-Назовите еще раз эти местоимения. Что же с ними произошло?

-Сформулируйте тему нашего урока?

Наклон и нижнее соединение

Буква «н» обозначает два звука:

[н] и [н‘]. Звук [н] – согласный, звонкий непарный, сонорный,

на письме обозначается буквой «эн».

Звук [н‘] — согласный, мягкий, звонкий непарный, сонорный, на письме обозначается буквой «эн».

Заглавные, прописные «Л» и «М»

Записывают предложения, вставляют местоимения

Местоимения – это часть речи, они указывают на предметы, но не называют их.

Я, ты, мы, вы, он, она, они, оно, они – это личные местоимения.

«Изменение личных местоимений по родам»

3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Откройте учебник на странице 93, выполним упражнение под №158.

Рассмотрите таблицу «Личные местоимения». Назовите каждое местоимение, определите его лицо и число.

-Посмотрите в таблицу и скажите, как изменяются местоимения 3 лица?

— Назовите местоимения мужского, женского и среднего рода

— Какой вывод можно сделать о местоимении 3 лица ед.ч.?

— А какие еще местоимения изменяются по родам?

— Прочитайте правило на странице 95.

— Правильно ли вы сделали вывод без учебника?

-Закройте свои учебники, у вас на столах лежат листочки с пустой таблицей, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы должны вписать в нее местоимения.

-Повторные местоимения не записывайте.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты они,

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Прочитайте вашу таблицу и охарактеризуйте услышанные местоимения.

Местоимение Я −1 лицо, ед. число

Он, она, оно − 3 лицо, ед. число

Изменяется по родам, как существительные

Местоимения 3-го лица ед. ч., изменяются по родам, а остальные не изменяются.

Я- 1л. Ед.ч., Ты-2л. Ед.ч., Он-3л. Ед. ч., Мы-2л. Мн. ч., они-3л. Мн. ч.

4.Первичное закрепление во внешней речи.

-Прочитайте упражнение 159-е

-На что (или кого) указывают местоимения в данных предложениях?

-Приведите пример из первого предложения

-Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название?

-Одуванчик, какое это слово?

-Давайте запишем его в ваши словарики.

-Запишите три предложения, в которых можно определить род местоимений.

-Давайте проверим, что вы записали, прочитает предложения ….

-Найдите предложения, в котором говориться какими должны быть настоящие друзья.

-Прочитайте пятое предложение, кто знает продолжение этого стихотворения?

-Чему учит это стихотворение?

-Выполним следующее упражнение 160-е

-Чему учит нас это стихотворение?

-Кто-нибудь из вас уезжал надолго из дома?

-Правильно надо любить свою родину.

-Спешите его, Разберите по членам второе предложение.

-Разбирать вслух его будет….

-Каким членом предложения является местоимение?

1)Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно. 2)Мы такие с ним друзья — куда он, туда и я.3) Вы, товарищ, выше всех! 4)Ты в дальнюю дорогу бери с собой друзей. 5) Мама спит, она устала. 6) О чем ты печалишься, осень? 7)Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым.

Местоимение оно указывает на слово солнышко

Был я солнышком лучистым. Рассуждают.

1)Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно.

2)Мы такие с ним друзья — куда он, туда и я.

Оно- 3 лицо, ед. число, ср. род

Она – 3 лицо ед. число ж. род

Мы такие с ним друзья — куда он, туда и я.

Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Нужно любить и уважать маму.

О ком говориться в предложении? О нас «Кто?» мы — это подлежащее выраженное личным местоимением, подчеркиваем одной чертой. Мы «что делали?» тосковали — это сказуемое выраженное глаголом подчеркиваем двумя чертами. Тосковали «по чему?» по стороне — это дополнение. По стороне «какой?» родной – это определение выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой линией. Тосковали «где?» в стране – это второстепенный член предложения, выраженный с предлогом. В стране «какой?» далекой – это

выраженное прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.

Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное.

-У вас на столах лежат листочки с самостоятельной работой

-Подпишите листочки и приступайте к их выполнению

№ 1 Одно из слов в каждой группе лишнее. Выделите его и объясните своё решение.

.2 Какие местоимения нужно добавить по обе стороны от буквы –к − , чтобы получились самые крупные овощи?

-Молодцы, сдайте листочки с последних парт, я проверю их и выставлю вам отметки.

Ты – местоимение, ост предл.

6.Рефлексия учебной деятельности.

-Вот и подошел к концу наш урок

-Так давайте же вспомним, как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа?

-Что такое местоимение. Какие вы знаете личные местоимения?

-Ответьте на вопрос «Чему я научился сегодня на уроке?»

-Запишите домашнее задание в дневники стр. 93 упражнение под № 157.

-Урок окончен. Встали все. Спасибо за работу.

Местоимения – это часть речи, они указывают на предметы, но не называют их.

Я, ты, мы, вы, он, она, они, оно, они – это личные местоимения.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник