У каждой беременной женщины наступает такой момент, когда она все сильнее начинает переживать и волноваться за своего малыша, потому что никогда неизвестно, чем закончится дело. Многие считают, что нужно обратиться с молитвой к Богу. Это поможет женщине успокоиться, так как ее будут охранять высшие покровители.
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих…Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих….
Нечистота по Ветхому Завету говорит о том, может ли православный человек принимать участие в каких-либо церковных ритуалах. Ритуальная чистота — это нечто непостижимое для разума человеческого, но для церкви она не так важна. Один закон, который существует, и по сей день — это нида.
Нида — это женская нечистота. После рождения ребенка женщине не избежать кровянистых выделений. Нида бывает до восьмого чистого дня, когда уже выделения прекратились.
Беременная женщина после родов не может посещать храм. И можно не ранее, чем через 40 дней. Если же женщина хочет посетить храм перед крещением ребенка, то ей нужно провести ритуальный обряд. Обряд проводит священник.
Если же женщина хочет посетить храм перед крещением ребенка, то ей нужно провести ритуальный обряд. Обряд проводит священник
Но стоит сказать и не только о религиозных моментах на запрет посещения храма молодой мамы и ее ребенка. Это, например то, что многие люди могут болеть, даже простыми простудными заболеваниями, и это сильно может отразиться на здоровье ребенка.
О каких еще запретах для посещения храма нужно знать? Важно и то, что в церкви женщина не должна проливать кровь — это великий закон. Поэтому в настоящее время существует множество средств гигиены, которыми женщины могут пользоваться.
Чтобы пойти в храм после родов, существует специальная молитва. Молитву следует прочитать перед батюшкой. Если следовать законам Библии — то это происходит на сороковой день после родов. Для того чтобы попасть на крещение своего ребенка, нужно прочитать молитву 40 дня.
Молитва после родов — разрешительная. Именно эта очистительная молитва дает разрешение на посещения Церкви.
Разрешительная молитва:
От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением.
Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его (ю); елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь.
Также есть очищающая молитва. Ее молодая мама должна прочитать перед посещением храма Божьего, но только после окончания кровянистых выделений.
Это молитва Пресвятой Богородице, которая читается в течение трех дней по три раза в день. Читать молитву можно уже после рождения малыша.
Очищающая молитва читается Божией Матери
Молитва Божией Матери очищающая:
После рождения малыша, роженицы должны поблагодарить Бога. Для этого есть специальные благодарственные молитвы.
После рождения малыша — молодая мама должна поблагодарить Бога
Молитву нужно читать еще во время беременности, перед родами. Чтение молитвы поможет ребеночку хорошо развиться, а Бог будет оберегать маму от осложнений при родах.
Молитва благодарственная:
О, Владыко, как я бедствовал от козней врага, как благовременно явил Ты мне помощь, и как явна была Твоя всемогущая помощь! Славлю благость Твою, благопослушливый Владыко, надежда отчаянных; славлю, что не посрамил Ты лица моего вконец, но милостиво от омрачения и бесчестия адского избавил меня.
Как же после этого я могу когда-либо отчаиваться в Твоем услышании и помиловании меня, окаянного? Буду, буду всегда призывать сладчайшее имя Твое, Спасителю мой; ты же, о пренеисчетная Благостыня, якоже всегда, сице и в предняя спасай меня по безмерному благоутробию Твоему, яко имя Тебе — Человеколюбец и Спас.
Также молодые мамы читают материнскую молитву:
Господи, молю, прости все согрешения ему, совершенные им вольно или невольно, перед Тобою. Господи, наставляй его на путь истинный, состоящий из Твоих заповедей и вразумляй его и просвещай Христовым светом, для спасения души его и тела исцеления. Господи, в доме его благослови и около дома, да на поле и во время работы, да в дороге и в месте каждом владения Твоего.
Господи, сохрани его под Твоим Святым покровом от пули летящей, стрелы точной, ножа острого, меча длинного, яда сильного, огня горячего, потопа неконтрольного, от язвы смертоносной и от смерти напрасной.
Господи, огради его от всех врагов, видимых и невидимых, от всевозможных бед, зла и несчастий. Господи, молю исцелить его от разных болезней, очистить от всякой скверны (табака, вина и наркотиков) и облегчить душевные страдания его и скорбь. Господи, даруй же ему Святого Духа благодать на много лет жизни и целомудрие, и здравие.
Господи, подари ему благословение Свое на благочестивую и счастливую семейную жизнь и деторождение. Господи, подари же и мне, грешной и недостойной Твоей рабе (ваше имя), благословение родительское для чада моего в наступающее утро, день, вечер и ночь, ради имени Твоего, потому что вечно Царствие Твое, оно всемогуще и всесильно. Аминь.
Также в медицинской практике есть такое слово, как кесарево сечение. Как проходит оно? И что это такое? Кесарево сечение — это операция, при которой ребенок извлекается через разрез на матке. Порой бывает, что будущая мать не может сама родить по причине физиологического строения тела. В таких случаях, делается кесарево сечение.
Многие женщины также переживают этот процесс. О благополучном родоразрешении также следует почитать молитвы. Чем поможет такая молитва? Такая молитва поможет:
- обрести душевное спокойствие;
- оперативное вмешательство пройдет без каких-либо осложнений;
- ребенок родится здоровым.
Роженице нужно начать читать молитвы еще за 2-3 месяца до оперативного вмешательства
Кому молиться? Молиться можно не только Высшему покровителю, но и Святым, например, Матроне Московской, Целителю Пантелеймону.
Но важно понимать, что ваша молитва должна идти от самого сердца. О печали лучше забыть, и полностью отдаться мыслям о рождении малыша. Молитва матери может возноситься, когда рожает дочь.
Когда рожает дочь, за нее может молиться ее мама
Молитва роженицы перед кесаревым сечением:
Молитва к Матроне Московской поможет с легкостью перенести оперативное вмешательство, а также поможет быстрее исцелиться.
Молитва к Матроне Московской поможет с легкостью перенести оперативное вмешательство, а также поможет быстрее исцелиться
Молитва Матроне Московской:
источник
Все о религии и вере — «молитва после 40 дней от родов» с подробным описанием и фотографиями.
В деле воспитания детей самое главное молитва за них.
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937) .
По примеру Богоматери, Которая в сороковой день по рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждою материю христианскою уже очищенною и омовенною сущею, приносится в храм младенец в сороковой день по его рождении. Здесь священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сподобил ее входа в храм и сотворил ее достойною причаститься Тела и Крови Христовой, а потом о младенце, чтобы Господь возрастил, освятил, вразумил, уцеломудрил и на всякое дело благоугодное благословил его; после этого, аще младенец крещен есть, священник совершает воцерковление младенца.
Многие даже из верующих женщин не знают и другого немаловажного правила, которое ей предписывает церковь к неуклонному исполнению. По истечении сорока дней после рождения младенца женщине-матери нужно прийти в храм и попросить священника дать ей особые благословенные молитвы жене-родильнице. В другом же случае также необходимо на сороковой день, при содействии священника, принять от него особую очистительную Молитву жене, егда извержет младенца . Обе эти молитвы находятся в Требнике – книге, по которой священнослужитель совершает другие молитвословия и чинопоследование св. Таинств.
В первом случае священник молит Бога, пришедшего на спасение рода человеческого: . приди и на рабу Твою (имярек) и сподоби её честным пресвитерством входа храма славы Твоея, омый ее скверну телесную и скверну душевную, во исполнение четыредесяти дней, творяй ее достойну и причащения Честного Тела и Крови Твоея . И от нее рожденная отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри. Яко Ты показал ему свет чувственный, да и умного сподобится света . и на всякое дело благое и Тебе благоугодное возрасти, отгоняя от него всякую сопротивную силу знамением воздвижения Креста Твоего .
Добрые христианские родители с первой минуты явления младенца на свет осеняют его существо молитвой. Христианское дитя, при честной матери-христианке растет с молитвой и в молитве, подобно тому, как растение получает свое строение, свою природу и свою жизнь из того воздуха, который на него влияет.
Уважаемая Ирина, очистительные молитвы, до прочтения которых женщина не должна присутствовать на богослужениях, обычно прочитываются при Крещении младенца, которое в практике ХХ века совершается на сороковой день от рождения. До сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Если Вы хотите бывать на богослужениях, участвовать в Таинствах Церкви, прежде всего Исповеди и Причастия, до Крещения своего младенца, Вы можете лично обратиться к священнику в храме и попросить прочитать над Вами очистительные молитвы. Единственное условие, как я уже писал выше: очистительные молитвы читаются не ранее, чем по прошествии сорока дней от рождения ребенка.
Какого-то церковного установления о Крещении на сороковой день нет: можно крестить младенца позже чуть раньше. Прежде, когда храмов было много и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца при наречении имени. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня, особенно когда есть хоть какая-то опасность для здоровья ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.
О том же, в какие дни возможно совершение этого Таинства именно в том храме, где Вы хотите крестить ребенка, нужно и поинтересоваться в том самом храме. В каждом приходе есть свое расписание, свои обычаи, часто связанные с объективными возможностями духовенства. Следует также понимать, что каких-либо счастливых и несчастливых, благополучных или неблагополучных дней для Крещения Православная Церковь не различает.
Почему после родов над женщиной должны сначала прочитать разрешительную молитву, а потом только через 40 дней она может заходить в храм и причащаться? Что происходит с женщиной после родов?
Молитва над женщиной после родов читается после 40-го дня или в сам день – для этого женщина приходит в храм. После родов происходит естественное очищение организма женщины, и этот период и тяжесть самих родов является нам напоминанием о первородном грехе прародителей -непослушания любви Божией.
. в болезни будешь рождать детей (Быт. 3;16) – слова Божии к Еве явились следствием отпадения от полноты благодати Божией и в период родов и послеродового очищения они с покаянием вспоминаются, и вспоминаются свои собственные грехи.
Отвечает Василий Юнак, 06.02
Ксения спрашивает. правда ли, что женщина на 40-й день после родов должна прийти в храм, чтоб над ней прочитали некие очистительные молитвы, и если ребенок не родился внематочная беременность, напр -то же, и что если она этого не сделает, то все ее молитвы будут ей во грех?
Приветствую Вас, Сестра Ксения!
Этому действительно учат некоторые христиане, основываясь на требовании законов Ветхого Завета о принесении очистительных жертв и очистительных обрядов после родов и других событий в жизни женщины. Однако такое истолкование Ветхозаветных законов не соответствует истинному учению Библии. Дело в том, что ряд законов в Библии относился не к очищению от греха, а к физическому соблюдению принципов гигиены, которые в древности известны не были. Более подробно об этом прочтите в моем дополнении к здесь -http://www.bible.com.ua/answers/r/17/301347.
Практически все заповеди об очищении насят не моральный характер, а оберегают здоровье человека. Так объявление женщины нечистой на протяжении сорока дней после родов гарантировало ей, что муж не будет домогаться ее в тот период, когда ее организм ослаблен, когда высока вероятность инфекции, о которой не то чтобы в древности, но и пару сот лет тому назад никто не знал.
Что же касается молитв благодарения за рождение ребенка и за другие события, то они всегда уместны. И вовсе не надо для этого ждать сорока дней -просто для того, чтобы защитить здоровье женщины в то далекое невежественное в вопросах медицины время, Бог объявил ее РИТУАЛЬНО нечистой, что не позволяло ей появляться в публичных местах, в том числе и в храме. Но молитвы возносились тогда и возносятся сегодня на всяком месте, в том числе и дома. Объявление ритуальной нечистоты для женщины -это своеобразный больничный лист от Господа, говорящий всем, что она пока еще нетрудоспособна после родов или неудачной беременности.
Библия содержит законы, которые заботятся не только о нашем духовном здоровье, но также и о физическом благополучии. Соблюдайте Божьи законы и будьте здоровы!
Neopalimo Оракул (65587) 4 года назад
Вообще, о таком лучше поговорить со священником.
Очистительная молитва после родов:
Скорее всего эта традиция имеет ветхозаветные мотивы. Может даже и вовсе нехристианские (в народном сознании). Не буду утверждать, но мне кажется, что женщине дается время на то, чтобы оправиться от болезней рождения. Я внимательно читал молитвы 9 и 40 дня, но найти там ясное и четкое утверждение о ритуальной нечистоте не смог. Есть благодарность и просьба сохранить и возрастить младенца, дать ему узреть и умный свет , приняв крещение. Но чего-то другого нет. Женщина, по слову апостола Павла, спасается чадородием. Это – ее призвание и служение. Почему нужно считать высшее служение женщины чем-то нечистым – не знаю. Думается, что это укоренившееся в церковном сознании нецерковное заблуждение, которое можно хоть как-то оправдать ветхозаветными обычаями.
Что касается физической нечистоты. то здесь, думаю, вопросов не возникает. Для полного восстановления здоровья после родов требуется время. По вполне человеческим понятиям послеродовые выделения чистотой не назовешь.
Спорят ведь и друзья, которые хорошо относятся друг к другу, а ссорятся противники и враги.
Н. А. Некрасов сказал: «Коль мужику втемяшится // В башку какая блажь, // Колом ее оттудова не выбьешь – // Упирается, всяк на своем стоит»
Конечно, я вполне понимаю физиологический момент и как раз по этому поводу у меня вопросов не возникает – вполне нормально по-моему в этот период сидеть дома.
Очень меня порадовали Ваши слова, потому что какждый раз пытаясь разобраться в том что же женщина делает такое плохое, что ей требуется специальная очистительная молитва, наталкивалась на весьма нехороший вывод – может это призыв не рожать?
Женщина спасается чадородием . Чадородие это следует понимать прямо или косвенно? Вот к примеру, если не получилось родить самой, в последний момент началось кровотечение и положили на экстренное кесарево, тогда можно ли это расценивать как роды?
Счастье в нас и только в нас, и каждый сам себе причина.
Чадородие нужно понимать в широком смысле, как рождени и христианское воспитание детей. Материнство вообще. Ведь рожать могут и кошки и коровы. В этом нет ничего особенного.
Спорят ведь и друзья, которые хорошо относятся друг к другу, а ссорятся противники и враги.
Н. А. Некрасов сказал: «Коль мужику втемяшится // В башку какая блажь, // Колом ее оттудова не выбьешь – // Упирается, всяк на своем стоит»
Цитата(свящ. Максим Дентовский #064; 24.3, 2#58;05) [snapback]5402[/snapback]
Чадородие нужно понимать в широком смысле, как рождени и христианское воспитание детей. Материнство вообще. Ведь рожать могут и кошки и коровы. В этом нет ничего особенного.
По поводу воспитания детей лучше открыть тему в другом разделе?
Счастье в нас и только в нас, и каждый сам себе причина.
Источники: http://www.ioann.ru/parts/deti-i-roditeli/molitvy-materi-posle-rodov, http://akademsavina.ru/ochistitelnaja-molitva-nad-zhenshhinoj-posle-rodov/, http://pravkamchatka.ru/forum/index.php?showtopic=426
Как повысить гемоглобин при беременности Анализ крови показал, что у далее.
Видео курсы подготовки к родам Многие молодые родители, готовясь к далее.
Низкая плацентация 24 мм в далее.
Стимуляция родов баллоном Стимуляция родов помогает вызвать родовой процесс искусственным методом. Одним из наиболее применяемых методов является стимуляция родов баллоном Врач вводит в.
Дикие племена Африки — жизнь и обычаи туземцев Племена Африки столь же разнообразны, как и земли, по которым они скитались на протяжении тысячелетий. Хотя культура на «Черном.
Как зачать девочку Слова товарища Новосельцева « У меня мальчик и… мальчик» очень близки вам и так уже хочется красавицу-дочку? Или может вы всегда мечтами.
Многих православных женщин терзает вопрос, чем же они таким провинились и согрешили, что во время нормальных физиологических кровотечений при месячных и после родов, положенных самим Творцом, им нельзя присутствовать на богослужениях и заходить в Храм из-за нахождения их в так называемом состоянии нечистоты. Обязательна ли очистительная молитва матери перед крещением ребенка и участием в церковной жизни?
Понятие нечистоты идет из библейского Ветхого Завета. Чистота или нечистота определяет состояние человека, позволяющее ему принимать или не принимать участие в храмовом культе. По сути, это ритуальная чистота.
В сложных еврейских законах ритуальная чистота идет бок о бок с идеей святости. Законы, изложенные в Моисеевых книгах, охватывали все стороны жизни, что надежно препятствовало проникновению языческой культуры в религию и отражало идущее с древности представление иудеев о тесной связи Бога, человека и Вселенной.
В отличие от заповедей, которые относятся к разряду объяснимых с точки зрения человеческого разума, заповеди о ритуальной чистоте относятся к разряду непостижимых разумом и принимаемых априори, то есть воспринимаемые как закон безоговорочно и без рационального объяснения его предпосылок.
Многие рассматривают эти законы как гигиенические правила, но Библией однозначно определено, что они носят не материальный, а сакральный смысл. (например, в Лев.11:43-44)
По иудейским законам оскверниться нечистотой мог любой человек без исключения. И стар, и млад, и даже новорожденный одного дня отроду мог быть оскверненным всеми ее разновидностями.
Высочайшая степень нечистоты — трупная, и всякий, кто находился в одном помещении с покойником, прикасался к нему или к могиле, считался ритуально нечистым после этого в течение 7 дней и не допускался к Храму. Что интересно, нечистота распространялась не только на людей, но и на воду в открытых сосудах, находившихся рядом с трупом. Ликвидировать состояние нечистоты после прошествия положенного срока можно было специальными очистительными обрядами, зачастую с жертвоприношением.
В настоящее время почти все ветхозаветные законы ритуальной чистоты в силу различных причин перестали выполняться. Исключением является закон ниды, который вошел и в обычай православных христиан в несколько видоизмененном состоянии.
Нида — ритуальное состояние женской нечистоты во время кровотечений, связанных с месячными, с выделениями после родов и любыми другими причинами, вызывающими кровянистые выделения. Состояние нечистоты по вышеперечисленным причинам не подразумевает какой-либо неприязни, брезгливого отношения и другим негативным эмоциональным проявлениям к женщине.
Состояние это длится до отсчета семи «чистых» дней после прекращения выделений и выполнением очистительного обряда путем омовения в микве — обустроенном по специальным правилам ритуальном бассейне. Все время нечистоты женщине запрещена как половая связь с мужем, так и другие проявления телесной близости — касания, объятия, поцелуи, сон в совместной кровати, еда за одним столом и другие.
С приходом на землю Спасителя многое в вероучении о Боге изменилось. Своей деятельностью он попирал нормы ветхозаветного учения, чем и вызывал неприязнь со стороны иудеев. Сын Божий пренебрегал всеми заповедями ритуальной чистоты — беспрепятственно прикасался ко всему и всем, что могло вызвать осквернение, запросто общался с грешниками и язычниками и даже не соблюдал посты.
Один из ярких примеров такого пренебрежения — прикосновение к одежде Спасителя женщиной, страдающей кровотечениями. При этом Христос не только не отверг ее как нечистую и осквернившую его своим прикосновением, но даже подбодрил, сказав, что по вере ее отпускаются грехи, и даруется исцеление. Для Господа ничто не являлось нечистым и ничто не могло осквернить его, в том числе и женская нечистота.
Вместе с Учителем не соблюдали требования отцов и его ученики. На естественное возмущение неукоснительных последователей закона Христос отвечал, что сыны чертога брачного (т.е. ученики), имея при себе жениха (Христа), могут и не поститься, а вот когда отнимется он у них, то тогда и придет пора печалиться и следовать отеческим предписаниям.
Нарушение ветхозаветных законов учениками христовыми понятно, а как обстоит с этим дело в наши дни? Можно ли женщине после родов присутствовать на богослужениях и участвовать в таинствах до истечения положенных 40 дней без совершения очистительной молитвы и нужна ли она вообще? Ведь по учению Христа, для Бога являются нечистыми и оскверняющими человека только злые и греховные помыслы, исходящие из сердца человеческого.
Понятие женской нечистоты в православии наших дней — вопрос спорный. Большинство священнослужителей склоняются к мнению, что можно и вести активную церковную жизнь, и даже участвовать в церковных таинствах, в частности, Евхаристии, или причащения бескровной жертвы Христовой.
В дохристианские времена богослужения обязательно сопровождались кровавыми жертвоприношениями животных. С приходом, смертью и воскрешением Спасителя христиане «договорились», что последняя кровавая жертва, принесенная Богу как искупление грехов всего человечества — это Христос и более в истории человечества не должно быть угождения Творцу с помощью крови. При этом Христос давал такие полномочия своим ученикам, говоря им — то, что разрешите и установите на Земле, то разрешено будет и на Небе.
Отсюда становится понятным требование отсутствия какой-бы то ни было крови в Храме.
По мнению священников, допускающих участие «нечистой» женщины в церковной жизни, с появлением современных гигиенических средств женщина не может осквернить Дом Божий своей кровью и ничто не препятствует ее духовному стремлению и приобщению к Богу, который «нелицеприятен» (не разделяет людей на плохих и хороших) и является Творцом всего сущего, в том числе и женщины с «нечистотой».
Подтверждение этому можно найти в постановлениях Дидаскалии — раннехристианских текстах, чье авторство приписывается Святым Апостолам. (Постановления Святых Апостолов. Дидаскалия. Кн.6, гл.27-30).
В частности в ней говорится, что рождение детей чисто, и никакие естественные выделения человеческого организма не являются для Бога мерзостью. Дух святой присутствует в человеке в любом его физическом состоянии, а скверна — это совсем не то что предписано в ветхозаветном законе. И звучит призыв украшать себя святостью, участвуя в жизни и таинствах церкви, не обращая внимания на кровотечения или еще какие-либо предписания ритуальной нечистоты, ограничивающие такое участие.
Вернемся в наши времена. По существующей традиции совершается очистительная молитва над матерью по истечению 40-дневного периода после родов, приуроченного к моменту завершения кровотечения и крещения новорожденного. Не путайте ее с разрешительной (разрешительная молитва читается после исповеди и в конце отпевания для отпущения грехов).
Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его (ю); елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь.
Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила всех душ наших.
Мать Пресвятая Богородица, Дева Прекрасная Мария, прошу я Тебя, раба Твоя (имя). Как Ты сына Своего родила, Иисуса Христа, так перероди меня, рабу Божью (имя), восстанови мою кровь, и жилы, и суставы, и кости мои. Чтобы как у малого ребенка хрящи восстановились, так и лик у рабы Божьей (имя) восстановился, и возродился с рождением моим. Аминь!
Читать по 3 раза 3 дня подряд.
Если женщина желает выразить особое почтение и смирение перед Богом, тем самым подтверждая, что желает исполнять все Божественные Заповеди, даже не подвластные человеческому разуму (а женская нечистота как раз из их разряда), то совершение этого обряда похвально и перед крещением ребенка или причастием нужно предупредить священника о своем желании. Но и несоблюдение этой традиции не ставит женщину в один ряд с закоренелыми грешниками и не препятствует ее пути к спасению и жизни во Христе. Сразу же после родов и в любое время уместна благодарственная молитва матери.
Не терзайте себя размышлениями о своей нечистоте после родов. Понятие это выше разумения, и пытаясь как-то логически объяснить его, мы загоним себя в тупик, что ничего хорошего нашей вере не принесет.
Доверьтесь решению вашего духовного отца или священнослужителя. Если он не придает значения очистительной молитве, то он прав. Если он требует ее совершения, то он тоже прав. Не мудрствуйте лукаво, давая тем самым пищу своей гордыне. И не старайтесь следовать каждой букве ветхозаветных законов. Помните — там, где закон, там нет благодати.
Подпишитесь на нашу рассылку
© 2017 Я после родов | Ваши вопросы и предложения вы можете отправлять на странице контактов.
источник
Роды никогда и нигде не были чисто биологическим явлением: они всегда представляют собой явление социальное и культурное, необходимо находящее свое отражение в ритуальной практике национальных и религиозных групп. В данной статье я хотел бы остановиться на одной из составляющих родильных обрядов в Православной Церкви, а именно молитвах роженицы, лексика и даже самое существование которых сегодня вызывает недоумения как со стороны мирян, так и со стороны определенной части духовенства, говорящих, «что эти обряды выражают архаичное, устаревшее мировоззрение и представляют собой неоправданный пережиток примитивных понятий и верований, оскорбительных для женщин, в частности, и для самой человеческой природы вообще»[1]. Моей целью является кратко проследить историю и причины возникновения этих молитв, предложить тезисы, могущие послужить для понимания их значения, и показать, что с точки зрения православного христианина послеродовые молитвы принадлежат к тому глубинному и содержательному уровню родильного обряда, который в своей основе не может быть затронут всевозможными инновациями и модификациями.
Большинство комментариев на молитвы 1-40 дней начинаются с утверждения, что причину их возникновения нужно искать в еврейском, ветхозаветном законе, а именно в Левите, 12 главе. При более внимательном изучении, однако, становится ясным, что такая аргументация, как минимум, не самоочевидна и не исчерпывает проблемы, и то, что было естественно во времена Зонара и Вальсамона, в наше время требует пояснений. Ссылка на Моисеев закон порождает сразу несколько вопросов, первый из которых – как пришествие в мир и воскресение Христово повлияли на это и прочие предписания закона? В устах резких критиков этот вопрос приобретает более жесткое звучание: какое вообще отношение ветхозаветные законы имеют к нам, Церкви Нового Завета? В то время как последние утверждение уже само по себе противоречиво (мы – не Церковь только Нового Завета; мы – Церковь Заветов Нового и Ветхого, который Господь пришел не отменить, но исполнить [Мф. 5:17; etc.]), первый вопрос заставляет нас задуматься о том, какое место занимает Ветхий Завет в Христовой Церкви и какую интерпретацию он получает.
Написано на эту тему было много. О. Георгий Флоровский в “Аспектах Церковной Истории”, например, пишет, что новозаветные “писания” были просто инкорпорированы в унаследованную еврейскую Библию как органичное ее восполнение. И только Библия целиком, оба Завета вместе, считалась адекватной записью Христианского откровения. Между двумя Заветами не было разрыва, но – единство Божественной икономии. Христианская весть это не просто провозглашение определенных доктрин, но, прежде всего, свидетельство великих дел Божиих в веках. Св. Иустин в “Диалоге с Трифоном Иудеем” предпринимал попытку доказать истинность Христианства основываясь исключительно на Ветхом Завете. Попытка Маркиона отделить Новый Завет от Ветхозаветных корней встретилась с жестким сопротивлением со стороны Церкви и была осуждена. Флоровский заканчивает эту главу ссылкой на Оригена и свт. Григория Нисского как богословов, в чьих трудах интерпретации Ветхого Завета уделяется огромное внимание[2]. «Те, кто возрастают в познании христианской веры не относятся без уважения к тому, что написано в Законе. Наоборот, они почитают его, показывая тем самым глубины мудрости и тайны, сокрытой в этих писаниях, которые иудеи не понимают вполне,»[3] – пишет Ориген, который в контексте нашей темы особенно интересен, так как в своих проповедях на книгу Левита, о которой далее пойдет речь, он неизменно подчеркивает органическую связь, существующую между Христовой Церковью и предписаниями[4] ветхозаветного закона, которые, тем не менее, должны быть рассматриваемы в свете новозаветного откровения – т.е. иначе, нежели они понимались в иудаизме.
Итак, чем же объяснялась необходимость послеродового очищения в Ветхом Завете?
Левит гл. 12 гласит: “И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. Если же она родит [младенца] женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих. По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей [младенца] мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста”.
На данный отрывок ссылается ряд как христианских, так и иудейских источников. Согласно последним, причина нечистоты заключается только в кровяных истечениях, имеющих место во время деторождения[5]. Здесь нужно вспомнить о том значении, которое усваивалось крови в библейском иудаизме.
Кровь рассматривалась как источник физической жизни и даже уравнивалась с последней[6]. Употребление в пищу крови таким образом влекло бы увеличение жизненной силы[7] и было бы равнозначно магическому акту – «мерзости»[8], ведущей к идолопоклонству[9]. Кровь была в этом смысле священна и как таковая употреблялась для очищения, каждения и освящения алтарей и храма[10], очищения прокаженных[11], рукоположения Аарона и последующих поколений священства[12] и так далее. С другой стороны, кровь могла быть нечистой в следствие ассоциации ее с силами, в той или иной степени противостоящими Богу.
Менструальная кровь и кровь, истекающая во время деторождения, ассоциировалась с болезнями[13], разрушением, болью и смертью. В то время как сами половые отношения мужа и жены не только не были в иудейском представлении нечистыми, но выступали даже в качестве религиозного долга[14], муки рождения понимались как часть наказания, постигшего женщину после изгнания Адама и Евы из рая, и как таковые являлись принадлежностью падшего мира. С грехопадением рождение стало чем-то несовершенным, в то время как, скажем, Каин и Авель родились совершенно иначе: не было ни периода беременности, ни всех трудностей, связанных с воспитанием детей, так как до первого греха ребенок рождался, согласно иудейским комментаторам Закона, в день его зачатия и в момент рождения обладал достаточной физической крепостью и достаточным умственным развитием, чтобы адекватно воспринимать его окружающее.[15]
В условиях падшего мира кровяные истечения, происходящие во время менструальных и родовых циклов, понимались как не-реализация потенциальной возможности родить ребенка, т.е. как акт, направленный – пусть невольно – против продолжения жизни, т.e. связанный со смертью и грехом[16]. Это делало кровь нечистой[17]. Женщина, впавшая таким образом в нечистоту, вынуждена была оставаться дома в течение периода от 40 до 80 дней. В течение первых 7 дней, так же как и в случае с месячными истечениями, ей было запрещено вступать в контакт с окружающими.
Люди и вещи, до которых роженица дотрагивалась (кроме младенца, который не обладал ритуальной нечистотой), в течение одного дня также считались нечистыми. Однако в отличие от менструаций, за которые не назначалось никаких жертвоприношений, роженица, по истечении указанного выше срока, должна была принести в жертву очищения агнца или двух голубей. Некоторая неясность того, за что именно приносится жертва, становилась и по сей день является предметом внимания уже самих иудеев. Среди прочих Талмудом предлагается и следующее объяснение: нужно думать, что жертва приносится в искупление за возможный обет, который во время схваток женщина скорее всего произнесла, а именно – обет никогда больше не зачинать ребенка, чтобы больше так не мучиться. Однако, продолжает Талмуд, когда женщина видит улыбающегося младенца, она больше не помнит ни своего обета, ни боли перенесенных страданий. За отречение от этого обета и приносится жертва в Храм.[18] Так или иначе, иудаизм понимает процесс послеродового очищения как жертвоприношение за грех – «хатат», в противоположность жертвоприношению благодарения – «тода».
В Новом Завете послеродовое очищение женщины отражено в отрывке, повествующем о принесении Богомладенца во Храм Пресвятой Богородицей:
Евангелие от Луки, 2:21-24: “По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.”
В практику христианских общин этот обычай, возможно, вошел наряду с многими другими традициями, перенятыми христианами у иудеев. Несмотря на то, что ни в писаниях Климента Александрийского, ни в Апостольских канонах, ни в творениях Дионисия Ареопагита нет указания на церемонию послеродового очищения, Ориген в восьмой проповеди на книгу Левита говорит, что обычай этот должен быть сохранен[19]. Аналогичное мнение высказывают позднее бл. Августин[20] и Феодор Кентерберийский[21], причем последний даже назначает епитимью в случае, если женщина нарушит период 40 дней очищения.
Ипполит в четвертом веке замечает, что только что родившие женщины в церкви располагались вместе с оглашенными. Император Лев в 460 году запрещал женщинам причащаться до истечения 40 дней, но в случаях, если жизнь женщины находилась в опасности, не считал это за грех. С другой стороны, Свт. Григорий Великий, в ответе на вопрос Августина Кентерберийского, не видел необходимости держать женщину дома. Согласно свт. Григорию, даже если женщина придет в церковь непосредственно после родов воздать благодарение Богу, она не согрешит.
Святитель добавляет однако, что если благочестивый обычай очищения соблюдается христианами в правильном духе, то не нужно его порицать[22]. Такой ответ привел на Западе к возникновению серии канонов, осуждающих строгое следование обычаю сорокадневного послеродового очищения. Сама служба, тем не менее, сохранилась и практиковалась в форме, близкой по содержанию к нашим молитвам первых сорока дней, вплоть до недавнего времени. Несмотря на покаянный характер молитв, содержащихся в последованиях как Римской, так Англиканской и прочих церквей, служба эта понималась как благодарственный молебен. В XVI веке обряд очищения привлек на себя критику со стороны пуритан, которые видели в нем наследие еврейского закона и не считали, что нечто столь естественное как рождение ребенка достойно особого благодарения.
Однако настоящий вызов существованию этих молитв был брошен только в нашем веке, когда рассматриваемая служба стала пониматься как несоответствующая христианскому духу и унижающее достоинство женщины. Будучи неспособными ответить на аргументы, выдвигаемые против существования молитв очищения, последовательно сдали свои позиции сначала Англиканская (начало 1970-х), а затем и Римо-Католическая (1980-е) церкви. В настоящее время обряд очищения в этих деноминациях по-прежнему существет, однако у католиков все спорные выражения заменены, а у англикан имеет хождение заново написанная служба, имеющая ярко выраженный благодарственный характер.[23]
Для Восточной Церкви, притом, что отношение к физическому брачному единению всегда в целом имело положительный характер, подход к послеродовому очищению женщин был более строгим.
Дионисий Александрийский (+265 г.) во втором каноне говорит о послеродовом очищении как о проблеме столь очевидной, что она не требует пояснений:
“О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к святой трапезе, или коснуться тела и крови Христовых. Ибо и жена имевшая дванадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но лишь воскрилию. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии, и как бы ни был расположен, поминать Господа, и просить помощи, не возбранно есть. Но приступать к тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душею и телом.”
Подобно этому и 9-й арабский никейский канон гласит: “Женщина не должна входить в церковь и причащаться в течение сорока дней после рождения ребенка; после этого пусть со вниманием очистит себя, одежду свою и ребенка; после этого да придет вместе с мужем своим к подножию алтаря”, после чего священник должен прочесть над ней молитву очищения.
Церковь, однако, не оставляла роженицу в течение периода ее очищения. Сразу после рождения ребенка священник читал над роженицей молитву и осенял новорожденного крестным знамением. Возможно, что именно на этот обряд ссылается свт. Иоанн Златоуст в 12-ой беседе на Первое послание к Коринфянам.
Указание на молитву восьмого дня содержится в повествовании о рождении императора Феодосия Второго (401) в житии Порфирия Газского: “Когда истекло 7 дней со дня рождения ребенка, императрица Евдокия вышла и встретила нас у дверей опочивальни, имея в руках ребенка… Она преклонила свою голову и со словами “Благословите меня, отцы, и ребенка, которого по вашим святым молитвам даровал мне Господь” отдала дитя в их руки, чтобы они осенили его крестным знамением. За тем святые епископы благословили ее и дитя и, после молитвы, сели.”[24] В отличие от описанной выше еврейской традиции, христианские авторы, объясняя необходимость послеродового очищения женщины вообще, делали упор не столько на крови, но на акте соития мужа и жены. Не смотря на то, что брачные отношения получали различную трактовку на протяжении христианской истории, в целом христианские богословы не считали внутрибрачное телесное общение грехом.
В данном контексте интересно толкование бл. Феодорита Киррского на 50-й псалом, так как некоторые стихи последнего используются для объяснения молитв 1-40 дней:
“Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Издревле и с самого начала, говорит пророк, грех возобладал естеством нашим, потому что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию. По преступлении, по произнесении Божия приговора, лишившись уже рая, Адам позна Еву жену свою, и заченши, роди Каина (Быт. 4, 1).
Поэтому пророк хочет сказать, что грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем продолжил себе некий путь и стезю. Сие говорит и блаженный Павел: единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12). Сие и Бог всяческих изрек досточудному Ною: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности во все дни (Быт. 8, 21). Все же это научает нас, что сила греха не есть сила естественная (а если бы действительно так было, то мы были бы свободны от наказания); но что естество, смущаемое страстями, склонно к падению. Посему не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и беззаконием называет не брачное общение, как неразумно полагали иные, в таком именно смысле понимая слова: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Напротив того, выставляет он на вид то беззаконие, на которое древле отважились прародители человеков, и говорит, что оно соделалось источником сих потоков, то есть, если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех; а не быв смертными, не подлежали бы тлению; с нетлением же, без сомнения, было бы соединено бесстрастие; а пока водворялось бы бесстрастие. не имел бы места и грех.
Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению; а сделавшись тленными, таковых родили и детей; и их, как тленных, сопровождают вожделения и страх, удовольствия и скорби, гнев и зависть. Со всем этим и с тем, что от сего рождается, борется рассудок, и победив, прославляется и украшается победными венцами; а уступив над собою победу, подвергается стыду и наказанию. Вместо роди Симмах выразился: носила во чреве.”[25] Вышеприведенная цитата плавно подводит нас, наконец, к объяснению самих молитв в их славянском понимании. Осознание значения этих молитв именно среди славян представляет, как мне кажется, особый интерес из-за специфического характера славянской женской праведности, где семейная жизнь играла значительно большую по сравнению с Византией роль.[26]
Если мы обратимся к славянским агиографиям, а также этнографическим данным, то увидим интересную закономерность: притом, что половые отношения сами по себе не считались греховными, и в широком обществе, и в богословских кругах преобладало отрицательное отношение к ним, которое можно продемонстрировать следующими примерами. Житие св. Димитрия Донского говорит его отношениях с его женой, княгиней Авдотьей, что они жили не вступая в физическую близость друг с другом – и тем не менее, отмечает тот же источник, у них было много детей. Этот случай не уникален. Славянская служба рождеству св. Иоанна Предтечи употребляет по отношению к нему фразеологические обороты, по праву принадлежащие исключительно Самому Спасителю: служба говорит, что Иоанн “от девы родился” и упоминает его “безсеменное зачатие”.
Подобным же образом, родители свв. Александра Свирского, Александра Ошевенского и Ефремы Перекомского – имели детей и до их рождества, но святые рождаются «непорочно», согласно житиям – не вследствие брачного единения супругов, а исключительно по их молитвам.
Иными словами, в представлении славян, половое общение супругов не играло ключевой роли в зачатии; только молитва имела безусловное значение для зачатия ребенка. Распространенное верование было таково, что характер и судьба ребенка определялись в момент зачатия духовным настроем родителей и окружающих. Поэтому зачатие святых совершалось, согласно житиям, через молитву; и наоборот, зачатию, совершившемуся в нарушение духовно-этических норм – в результате насилия (даже мужа над женой), прелюбодеяния, в посты и «святые ночи» – приписывались физические, психические и нравственные недостатки ребенка.
Если вскоре после родов ребенок умирал, то считалось, что это было виной родителей – значит, зачатие, время до родов и роды не совершались в молитвенном духе. Это возвращает нас как к вышеприведенному толкованию 50-го псалма. Аналогичное, но более широкий комментарий к молитвам 1-40 дней предлагает о. Александр Шмеман в своей книге “Водою и Духом”, где, в главе о воцерковлении, он замечает, что из утверждения, что половые отношения вне брака грешны, не следует, что в браке таковые всегда безгрешны. Эти слова Шмемана обретают законченный смысл именно в контексте вышеописанного понимания славянами брачных отношений. Если понять, какое важное место уделялось правильному духовному состоянию супругов в момент зачатия, их примиренности с окружающим миром, то фразеология обсуждаемых нами молитв выглядит совершенно иначе:
“Владыко Господи Боже наш, родивыйся от Пречистыя Владычицы нашея Богородицы…Сам и сию рабу Твою, днесь родившую сие отроча помилуй, и прости вольная и невольная ея прегрешения… Соблюди под державною рукоу Твоею, и даждь ей скорое восстание, и от СКВЕРНЫ [– согласно этимологическому словарю А.Г. Преображенского, славянское слово “скверна” в подавляющем большинстве случаев относится не к физическому осквернению, а к духовной нечистоте] очисти…благомощие ДУШИ же и телу даруй, и ангелы светлыми и сияющими сию огради: и соблюди от всякого НАИТИЯ НЕВИДИМЫХ ДУХОВ…от духа недуга и слабости, от РЕВНОСТИ и ЗАВИСТИ, и от ОЧЕС ПРИЗОРА…”
Толкование выражения 3-ей молитвы “прости рабе Твоей, днесь родившей” как выражения раскаяния за зачатие и рождение не находит никакого основания ни в том, что мы знаем о представлениях славян о половых отношениях, кратко описанных выше, ни в святоотеческой традиции. И хоть для Католической церкви и свойственно определенное негативное отношение к брачному единению мужа и жены, тем не менее нельзя объяснить это выражение и католическим влиянием, так как согласно учению Фомы Аквината и бл. Августина, равно как и других учителей западной церкви, половые отношения ОПРАВДЫВАЛИСЬ деторождением. Еще менее оправдана ссылка на якобы иудейское влияние, так как отношение иудеев к деторождению как благословению Божию широко известно.
Поэтому как бы двусмысленна фраза эта ни казалась некоторым нашим современникам, понять ее можно только в вышеозначенном контексте.
Аналогично ситуация обстоит и с другими выражениями этих молитв, которые могут казаться неясными: принимая во внимание то осознание важности духовного настроя супругов по отношению друг к другу и к внешнему миру, становится ясным, что это прежде всего именно к этому состоянию духовной гармонии и мира относятся слова молитвы: “прости рабе Твоей… и всему дому…и прикоснувшимся ей, и зде обретающимся всем”.
В заключение хотелось бы повторить слова проф. Константина Каварноса: “не меняйте вещей, находящихся в добром порядке, создавая этим нестроения и расколы в Православной Церкви. Помните слова Седьмого Вселенского Собора: изменяющим любые церковные традиции, писанные или неписанные, да будет анафема. Благочестивым клирикам и мирянам скажу: крепко запомните и ежедневно вспоминайте слова апостола Павла: Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2:15); Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес.3:6); а также слова св. Иоанна Дамаскина: братия, да стоим на камне веры и предания Церкви, не изымая оставленного нам святыми отцами, не объединяясь с теми, кто хочет обновлять и рушить здание Святой, Соборной и Апостольской Церкви Божией”.[27]
[1] Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. О Таинстве Крещения. Москва, 1993 стр. 171.
[2] Florovsky, Georges. Aspects of Church History. Vol. IV in The Collected Works, Mass: Nordland Publishing Company, pp.31-38.
[3] The Ante-Nicene Fathers (ed. Alexander Roberts and James Donaldson; 1885-1887; repr. 10 vols. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1994), vol. 4. p. 431.
[4] Всеми предписаниями – Ориген особенно подчеркивает это, см.: The Ante-Nicene Fathers (ed. Alexander Roberts and James Donaldson; 1885-1887; repr. 10 vols. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1994), vol. 4. p. 241.
[5] Feldman, David M.. Health and Medicine in the Jewish Tradition. New York: Crossroad 19. p.76.
[6] “строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом” (Второзаконие, 12:23).
[7] The Anchor Bible Dictionary, “Blood”. Сравните: “И поражали Филистимлян в тот день от Михмаса до Аиалона, и народ очень истомился. И кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью. И возвестили Саулу, говоря: вот, народ грешит пред Господом, ест с кровью. И сказал Саул: вы согрешили; привалите ко мне теперь большой камень” (1 Царств 14:31-33); “Вот, народ как львица встает и как лев поднимается; не ляжет, пока не съест добычи и не напьется крови убитых” (Числа 23:24) и сказание Геродота (4.65) о скифских войнах, пивших кровь своих жертв.
[9] The Ante-Nicene Fathers (ed. Alexander Roberts and James Donaldson; 1885-1887; repr. 10 vols. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1994), vol. 7? Page 378.
[10] Иез. 43:20, Исход 30:10, Левит 16:15-16, Иез. 45:18-20.
[14] Lamm, Maurice. The Jewish Way in Love and Marriage. San Francisco: Harper and Row, Publishers 19. p.136.
[17] Такая кровь выступает как синонимичная нечистоте в следующих стихах: Иез. 36:17; Езра 9:11.
[19] “Да несут женщины бремя Закона…” – Origen, Hom.8.2, Homilies on Leviticus, trans. Gary Wayne Barkley, Washington, D.C.: The Catholic University of America Press, 1990, p. 154.
[21] Penitential, I, XIV.18, in Haddan and Stubb’s Documents, III.189
[23] Knodel, Natalie. The Thanksgiving of Women after Childbirth, commonly called The Churching of Women.
[25] БЛАЖЕННОГО ФЕОДОРИТА, ЕПИСКОПА КИРРСКОГО ТОЛКОВАНИЕ НА 50-Й ПСАЛОМ, http://www.librarium.orthodoxy.ru/50_ps.htm.
[26] Как пишет Т. Манухина в своей книге о св. Анне Кашинской:
“В подвижницах Византии поражает величавый масштаб их религиозных запросов…Участие в церковных бурях…, исповеднический путь верности православию, …кипучая церковно-просветительская и благотворительная деятельность, иногда, наоборот, бегство от мира в пещеры и пустыни…— наконец, тайная или явная строгая, иногда суровая героически-беспощадная аскеза…— все ярко, широко по размаху, глубоко сознательно и огромной силы воли… На византийские образцы они [русские сестры] похожи мало и религиозную судьбу они изживали по-другому. На фоне византийского религиозного блеска, как трогательно-скромны, просты, незаметны, безгласны, даже как бы захолустны, наши княгини! Едва ли их жития вдохновят тех, кто воспитал свой религиозный вкус на греческой житийной литературе или восхищен столь же яркими образами святых патрицианок эпохи упадка Римской империи…
Не девственность воспета и прославлена нашими предками в Древней Руси, а целомудренная жена, «брак честен и ложе непорочно»… Целомудренная любовь, целомудренный, не рассеянный пол… Ни изменою сердца, даже платонической, ни чувственной распущенностью не поврежденный пол — вот древнерусский христианский идеал женственности.”
[27] Cavarnos, Constantine. Orthodox Tradition and Modernism. Trans. Patrick G. Barker. Etna, CA, Center for Traditionalist Orthodox Studies, 1992, p.37.
источник